От редакции: Как помнят постоянные читатели, в минувшем декабре была создана общественная организация «Русское Собрание», учредителями которой выступили многие активные авторы РНЛ. Организаторы заявили, что их главной задачей является разработка и обсуждение основ государственной идеологии России. Мы предлагаем вниманию читателей размышления члена-учредителя РС священника Сергия Карамышева по важнейшему разделу национальной идеологии: какими должны быть церковно-государственные отношения в России.
VI.
Мыслители древности, рассуждая о власти, воспринимали ее как комплекс обязанностей, неотделимых от высочайшей ответственности. И только в последние столетия явились сумасбродные, легкомысленные люди, воспринимающие власть как комплекс привилегий. Эти расслабленные и завистливые натуры становятся в отряды смутьянов, что формируют другие люди - энергичные, заряженные сатанинской злобой. В прежние времена их умели обуздывать воспитанием, наказаниями и казнями. А когда в качестве верховного божества объявляются «права человека», точно человек – существо совершенное и непогрешимое, тогда им дается «зеленый свет».
Эта пресловутая «непогрешимость» как вершина человеческой гордости имеет истоки опять-таки в папизме. Если людей приучить к мысли, будто папа «непогрешим», а потом к этому постулату добавить дрожжи зависти и гордыни, каждый почувствует себя подобным первообразу «непогрешимым» мини-папой. И будь он хоть с головы до пят в греховных язвах, ни за что в этом не признается. Именно таков типичный человек Западной цивилизации.
Наследие древности – выстраданный в I в. до Р.Х. Цицероном трактат «Об обязанностях», а также составленный под влиянием первого в IV в. труд святителя Амвросия Медиоланского «Об обязанностях священнослужителей». Наследие же последних трех веков – всевозможные «декларации о правах», каждая из которых только более повергает человечество в абсолютное рабство. Абсолютное по той причине, что обезпечивает все более полную свободу корню рабства – греху; и дрожжам, на которых он вскисает – гордыне.
Однако и в последние столетия раздавался голос истинных мыслителей, что не страшились перед позорищем этого мiра, перед буйными толпами рабов века сего, провозглашать то, чему не суждено устареть никогда, ибо только истина вечна, а ложь непременно погибнет.
Вот как говорил о христианском начальствовании и священной присяге свт. Тихон Задонский: «Идущие в честь и начальство дают присягу. Сила присяги в том, чтобы заботиться о пользе обществу, по совести поступать, истину искать, неправду искоренять, правду наблюдать и насаждать; словом, промышлять со всяким усердием об общей пользе. Многие христиане или ради одной только церемонии присягают, или, присягнувши и за порог церковный выйдя, присягу забывают. Такие люди идут на честь для своей, а не для общей пользы, и хотя внешне являются христианами, однако же внутри безбожны. Ты таковым начальникам не подражай и не будешь страдать с ними на праведном суде Христовом. Столько примут мучений такие начальники, сколько здесь свирепствуют и неправды делают, грехи их и беззакония к небу взывают и отмщения им просят. Возлюбленный! Берегись таким начальникам подражать; но в чести будучи, помни присягу твою и поступай по христианской совести и силе присяги, помня страшный суд Христов, ибо там за каждое слово будешь отвечать праведному Судии. Будь же подчиненным твоим как отец детям, и заботься о них, как отец о детях».
Тот же свт. Тихон наставляет пастырей Церкви: «Когда люди, какие бы они ни были, нарушают закон и ты точно это знаешь, крайне берегись молчать, но везде беззакония их в слове твоем обличай, чтобы не уподобиться псу немому, который не лает, когда воры нападают на дом и разворовывают его, и волки нападают на стадо и уничтожают его. Будь тверд в этом, возлюбленный, и делай пастырское дело свое, хотя бы следовало тебе и пострадать в этом; имеешь в пример себе Пророков и Апостолов и Святителей Христовых, в древности живших. Богатым и знатным людям, которые в роскоши и гордости мiра сего живут, оказывать ласку берегись и пороки их уменьшать, или, что горше того, ни во что ставить, чтобы не быть вместо учителя ласкателем; но всякий порок прямо обличай и истину везде и всегда свидетельствуй: Божие ведь слово говоришь, как посланник Божий. Пусть все они знают, что ты есть пастырь и их учитель и слово о них имеешь воздать праведному Судии».
В приведенных выше словах свт. Тихон утверждает принцип симфонии. В ее основании не какие-то формализованные учреждения, но живой страх Божий, который пророки называли «началом премудрости». Если он присутствует в правителях государства и пастырях Церкви, будет симфония. Если его нет – ничто не поможет.
Симфония – отличительное свойство живого церковно-государственного организма. Когда архиереи к февралю 1917 г. в значительной мере потеряли страх Божий, такой замечательный орган, как Святейший Синод, созданный именно для обезпечения симфонии, во мгновение ока превратился в богоборческую структуру и вскоре погиб.
Поэтому, нам кажется, не следует сейчас делать упора на какие-то формальные учреждения, через которые бы осуществлялось воздействие Церкви на государство, и видеть в них панацею. Формы явятся сами, вырастут органически в том случае, когда государство и Церковь, дружно впрягшись в ярмо Христово, будут делать одно общее дело, будут друг другу помогать, подставляя плечо, а не подножку. Тогда Россия, на что мы надеемся, дорастет до Царства, и это общее Царство прорастет из души каждого русского верноподданного – как вырастает из темной, безвидной земли могучее древо.
VIII.
Идеальный путь к достижению симфонии в настоящих условиях – воцерковление государственной власти, или, что то же, ее облагодатствование; при одновременном, исполненном смиренномудрия, самоустранении священнослужителей от мiрского начальствования. Этого невозможно достигнуть никакими иезуитскими интригами, но только «верою, действующею любовию», что творит подлинные чудеса Божии.
В опубликованной в 1950 г. статье «Чего мы ожидаем от наших пастырей?» И.А.Ильин писал: «Русский человек должен вернуть себе цельную веру, в которой сердце и разум, созерцание и воля – сольются в единый поток, такой силы, что на него отзовется и самый инстинкт; тогда будут найдены новые творческие идеи и создастся новая христианская культура». Здесь же указан идеал пастыря: «Нам нужен искренний и откровенный исповедник, ничем и ни в чем неподкупный, не алчный, безстрашный перед сильными и свободный от властолюбия; нам нужен живой очаг христианской совести, с чистым, пламенным и кротким светом».
Отрадно, что в современном официальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви утверждается преемственность традиции с прописанным принципом отказа от мiрской власти: «Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством».
В этом же документе напоминается об органах, обезпечивавших гармоничное существование единого церковно-государственного организма: «Попытки выработать такую форму были предприняты в Византии, где принципы церковно-государственных отношений нашли свое выражение в канонах и государственных законах империи, отразились в святоотеческих писаниях. В своей совокупности эти принципы получили название симфонии Церкви и государства. Суть ее составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Епископ подчиняется государственной власти как подданный, а не потому, что епископская власть его исходит от представителя государственной власти. Точно так же и представитель государственной власти повинуется епископу как член Церкви, ищущий в ней спасения, а не потому, что власть его происходит от власти епископа. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и для духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства».
IX.
Кто-нибудь скажет: все это прекрасно, однако замечательные идеалы церковно-государственной симфонии (а нас интересует конкретно Русская Православная Церковь и Российское государство) не позволит осуществить современная правовая практика.
Мы возразим: современное международное право не только не помешает, но и поможет этому наилучшим образом.
Все познается в сравнении. Возьмем для примера конституцию Исламской республики Иран. Здесь все очень определенно. Вот выдержка из 2-й статьи: «Исламская республика - это система правления, основанная на вере в: Единого Бога, в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться Его воле…».
Возьмем конституцию Саудовской Аравии. Она отличается лаконизмом. 1-я статья гласит: «Королевство Саудовская Аравия - суверенное арабское исламское государство. Его религия - ислам, Конституция - Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах, язык - арабский, столица - г. Эр-Рияд». Выдержка из 2-й статьи: «В центре флага - надпись «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк Аллаха», под которой изображен обнаженный меч. Флаг не опускается никогда». Интересна и 6-я статья: «Подданные короля приносят присягу на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка в повиновении и верности ему в горе и в радости, в удаче и в бедствиях». Выдержка из 34-й статьи: «Защита исламской веры, общества и Отечества - долг каждого подданного».
Еще для сравнения - положение 2-й статьи конституции Пакистана: «Государственной религией Пакистана является ислам». Возьмем и более умеренную, Сирийскую, конституцию. Здесь в 3-й статье сказано: «Религией президента республики является ислам, исламская юриспруденция должна быть основным источником законодательства. Государство должно уважать все религии и обеспечивать свободу выполнения всех ритуалов, не нарушающих общественный порядок. Личный статус религиозных сообществ должен защищаться и уважаться».
В государстве Израиль до сих пор отсутствует формальная конституция - ее роль исполняют Основные законы. Но, между прочим, принятый в 1980 г. Закон об основах права закрепил принципы «наследия еврейского народа» в качестве дополнительного источника права - совершенно ясно, что это «наследие» имеет непосредственную связь с религией.
Приведем и выдержки из конституции Ватикана. В 1-й же ее статье прописано: «Папа, как глава государства Ватикан, обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти». Уже из этих слов ясно, что перед нами - ярчайший образец абсолютной монархии.
Ватикан как государство простирает свои щупальца на весь мiр. Для примера приведем 25-ю статью Польской конституции: «Отношения между Польской Республикой и Католической церковью определяются международным договором, заключенным с Апостольской Столицей, и законами».
Современная Россия призвана устранить правовой вакуум, открыто подняв над мiром знамя Православия, открыто став единственной на Земле покровительницей Церкви. Существуют государства, открыто покровительствующие мусульманству, папству, иудаизму. Почему не может существовать в современном мiре государства, открыто покровительствующего святому Православию без всякого (традиционного для Русской цивилизации) притеснения иноверных русских подданных?
России пора распрямиться в полный рост, русским пора перестать ощущать себя людьми второго сорта. Нужно проявить политическую волю и незаурядную настойчивость, основанную (что крайне важно) на всепобеждающем страхе Божием. Тогда из толщи народа начнет прорастать симфония, от чудных звуков которой застынет в изумлении целый мiр.
Священник Сергий Карамышев, публицист, Рыбинск