Догмат Искупления и богослужения Страстной седмицы

Протоиерей Георгий Городенцев о православной сотериологии

Великий пост 
0
268
Время на чтение 5 минут
То, что нам, грешным людям полезно знать для своего спасения о догмате Искупления, достаточно просто. Мы все согрешили, «вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго» (Пс.13,3; Пс.52,4). И «если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1,8).

Добрые же дела и добродетели, которые некоторые из нас, возможно, имеют, также не оправдывают нас. Ведь и мирские суды судят преступника не по тем добрым делам, которые он сделал, а за его преступление. Так и мы, даже совершив некоторые малые добродетели, все равно по закону Божию осуждаемся за наши великие грехи. Ибо, как говорит ап.Иаков, брат Господень: «Кто соблюл весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убий, посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак.2,10-11).

И это верно в отношении к любым, даже самым малым грехам, которые мы все имеем. Поэтому «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3,20). Человек, даже самый праведный, не может оправдаться пред Богом по правде законной. Посему и пророк Давид так свидетельствует о суде Бога с человеком: «Яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти» (Пс.50,6), - победишь и осудишь любого грешного человека за его неправедные дела. Ибо вся наша правда законная – «как руб погублен»!

Поэтому со времен грехопадения Адама до крестной смерти Христа для людей был закрыт рай, врата которого охраняет Херувим с пламенным мечем обращающимся (ср.Быт.3,24). Вот почему все ветхозаветные праведники шли по своей смерти, иногда даже мученической, не в рай, а в ад. Правда, в особое место ада, называемое лоном Авраамовым, где не было адских мучений. Но там не было и райской радости.

Поэтому Господь избрал для нашего спасения не закон, но: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,14-15).

Здесь речь идет о вольных страданиях крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, коей спасается всякий грешник и входит в рай. Как и разбойник благоразумный по неложному слову Спасителя (Лк.23,43) вошел в рай прежде всех ветхозаветных праведников.

Почему же спасается грешник, ведь это несправедливо?! Конечно, несправедливо, неправедно принять грешника в рай. Но и крайне несправедливо, неправедно было распять Христа! И эта последняя несправедливость неизмеримо покрывает первую, покрывает се наши грехи, почему она и превращается в ту правду Божия, которая становится правдой каждого грешника, оправдывающей и спасающей его, только бы он захотел ее принять.

Ведь насколько несправедливость содеянного со Христом больше первой, больше всех грехов падшего человечества? Как говорят святые отцы, - она неизмеримо больше, ибо на Кресте был распят и умер не человек, а Бог. И насколько Бог выше человека, т.е. неизмеримо выше, настолько больше эта правда Божия всякой неправды человеческой. Святые отцы говорят, что если собрать все грехи людей, которые были, которые есть и которые будут, то это по сравнению с милостью и любовью Божией, явленной человечеству на Кресте, неизмеримо меньше капли уксуса по сравнению с мировым океаном.

Поэтому мы можем оправдаться пред Богом только этой правдой Божией, правдой от веры, а не правдой законной. Т.е. оправдываемся мы упованием на милость Божию, а не на свои дела. И этому есть множество примеров из житий святых. Приведу лишь один, житие святой, которое совсем недавно читалось в храме. Я говорю о преподобной Марии Египетской, которая в своем покаянии так молилась Пресвятой Богородице: «Праведно, если Твоя девственная чистота погнушается и возненавидит меня блудницу. Но я слышала, что рожденный Тобой Бог для того и воплотился, чтобы призвать грешников к покаянию. Приди же ко мне, оставленной всеми, на помощь!». После чего грешная Мария, «подбодренная верою и убежденная в милосердии Богородицы», смогла войти в церковь и поклониться и облобызать орудие нашего спасения – Честное Древо Креста Господня, положив начало своему спасению.

Заметим, однако, что при этом, молясь Богородице, преподобная Мария Египетская возымела твердую решимость более не осквернять своего тела нечистотою блуда, но отречься от мира и его соблазнов. Итак, вера и упование на милость Божию сами по себе не спасают человека без его собственной решимости спасти свою душу. Однако и решимость человека творить добродетели и спасаться без упования на милость Божию, но в уповании лишь на свои добрые дела, - бесполезна.

Вот и все, что душеполезного вкратце можно сказать о догмате Искупления.

Впрочем, все вышесказанное об этом догмате не есть, как мнят некоторые, изъяснение его сути. Суть этого догмата, как и прочих важнейших догматов Православия, - таинственна и не может быть полностью изъяснена нашим слабым умом. Все вышесказанное мною об этом догмате изъясняет не его суть, а суть того, что полезно знать о нем каждому православному христианину для спасения своей души.

Поэтому богословской ошибкой, которую, между прочим, делает католичество, является, так сказать, конвертация вышеприведенной икономии догмата Искупления в положительное богословие о нем. Что неминуемо приводит к каким-то ложным и нелепым антропоморфным представлениям об этом догмате. На чем зачастую, в основном, и спекулируют современные противники этого догмата. Но отрицая католические антропоморфные представления о нем, они при этом отрицают и совершенно основательную икономию догмата Искупления, т.е. то, о чем учил Христос и непременно проповедовали все или почти все святые отцы и учители Церкви, начиная с апостолов и заканчивая современными нам святыми.

А вообще говоря, нападки на икономию догмата Искупления в Русской Православной Церкви начались не сегодня, а с конца 19 начала 20 веков, т.е. они уже более 100 лет смущают умы и сердца русских христиан. И это не удивительно, но закономерно. Ведь мне уже приходилось писать, что диавол, как пророчествует об этом Св.Писание и святые отцы, уже длительное время воюет против русского Православия орудием иудейства. Но ведь очевидно, что если изъять из церковного учения православную икономию догмата Искупления, то в ее (Церкви) сотериологии останется лишь иудейское, талмудическое учение о спасении через скрупулезное исполнение закона, и сама Церковь, таким образом, постепенно превратится в полу синагогу, а ее прихожане - в полу иудеев. К чему очень усиленно и стремится сатана.

И совершенно очевидно, что такой полу иудей, кроме всего прочего, еще и совершенно не способен с пользой для души участвовать в богослужениях Страстной седмицы, особенно в последние ее три дня. Ведь в первые три ее дня (Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду) Господь лишь грядет на Свою вольную страсть, собственно воспоминание которой начинается с Великого Четверга и продолжается в Великий Пяток и Великую Субботу. Именно этому, т.е. вольным страданиям, крестной смерти и погребению Спасителя «нас ради человек и нашего ради спасения», и посвящены богослужения этих последних трех дней Страстной седмицы. И если христианин не знаком с икономией догмата Искупления, если он поэтому не ощущает всею душею своею и всем сердцем своим, что крестная смерть Христова содеяна ради его собственного спасения, то и эти богослужения не принесут ему духовной пользы, но лишь покажутся чрезмерно продолжительными и утомительными. Если же он православно исповедует догмат Искупления, православно веруя во Спасителя, то по окончании этих богослужений он выйдет из храма, унося него не только вещественный огонек в своих руках, но и благодатный огонь в своем сердце!

Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 03:01
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00