«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и
камнями побивающий посланных к тебе! Сколько
раз хотел Я собрать детей твоих, как птица
собирает птенцов своих под крылья, и вы не
захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст»
(Мф. 23, 37-38).
К востоку от Иерусалима находилось селение Вифания, где Господь совершил чудо воскрешения четверодневно умершего Лазаря. Этому знамению предшествовало исповедание сестрами последнего Марфой и Марией веры в Иисуса как всемогущего Бога. Христос подошел к пещере, где лежал труп и повелел отвалить камень, вопреки предостережению Марфы: «Господи, уже смердит…»
Как при мiроздании из безвидной материи созидались живые существа одним Божиим повелением, так и здесь одного возгласа «Лазарь, иди вон» оказалось достаточным, чтобы ставшая безвидной материя разлагавшегося трупа вновь обрела стройный порядок, а душа вышла из преисподней и водворилась в ставшее пригодным для жизни теле. При этом ад вострепетал, ощутив своей внутренностью, как его законная добыча выпорхнула точно птица из клетки. Над державой смерти навис ужас грядущего поражения. Ад забурлил, выплескивая свою злобу на поверхность земли.
Агенты преисподней, обретавшиеся на земле – первосвященники, книжники и фарисеи – пришли в ничуть не меньший трепет. Они недоумевали: откуда эта дерзость в Иисусе из Назарета? Почему мы, несомненные Божии избранники, непререкаемые вожди богоизбранного народа, не можем воскрешать, тогда как Он, не учившийся у мудрых раввинов, - может? Вывод только один – Он воплотившееся зло. Следовательно, Его убийство станет высшей добродетелью. Причем, Его нужно не просто убить, но и повесить для всеобщего обозрения на древе, ибо в Законе сказано: «Проклят всякий, висящий не древе» (Второзак. 21, 23). Так начальниками иудейского народа был заключен, по слову пророка Исаии, договор с преисподней. Из глубины веков он обличил богоборцев: «слушайте слово Господне, правители народа сего, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: "мы заключили союз со смертью и с преисподней сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, - потому что ложь сделали мы убежищем, и обманом прикроем себя". Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». (Ис. 28, 14-16).
Слова Исаии подхватывает апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит» (Ин. 11, 47), и «положили убить Его» (Ин. 11, 53), а также «положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12, 10-11).
Всеведущий Христос, конечно, знал о заключенном против него договоре с преисподней, но вполне обозначившаяся связь иудейских вождей с адом была необходимым звеном в деле спасения человеческого рода. Через них, через этих медиумов, энергия ада вырвалась на поверхность земли, пусть не всепоглощающим потоком, как это будет во дни антихриста, однако со всей глубиной ненависти к воплотившемуся Богу, явившемуся, чтобы стереть главу древнего змия и вырвать из его пасти верное Богу человечество.
После непродолжительного путешествия на восток (до Иерихона) Господь возвращается в Вифанию, где вечеряет с учениками. При этом, как атлетов перед единоборством умащали маслами, так ноги Христа, идущего в Иерусалим для решительной битвы со смертью, Мария, сестра Лазаря, помазует драгоценным мvром. Телу, которое скоро будет подвержено тяжким мукам и в котором Спаситель призван будет победить всю сатанинскую злобу преисподней, воздана была эта честь по достоинству.
На следующий день Господь, Солнце правды, входит с востока в объятый узами вечного мрака город. Входит Тот, Который сказал: «доколе Я в мiре, Я свет мiру» (Ин. 9, 5). Во исполнение пророчества Захарии, Христос садится на ослицу и молодого осла: «и Он сел поверх их» (Мф. 21, 7). Приблизившись к городу, Господь оставил ослицу праздной, потому что она служила образом еврейского народа, от основной массы которого отходило теперь достоинство Израиля (это имя значит «видящий Бога») и переходило на бывших язычников. Поэтому, когда через 4 дня Пилат говорил «Се Царь ваш», они отвечали «Возьми, возьми, распни Его!». И когда он повторил «Царя ли вашего распну?», те засвидетельствовали: «Нет у нас царя, кроме Кесаря».
Иисус Назорей Царь Иудейский исполнил пророчество праотца Иакова, нареченного Израилем: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих…» Затем праотец видит Христа привязывающим к виноградной лозе осленка своего, измывающим в вине одежду, «и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49, 8-11), что и означает вход в Иерусалим для победы над смертью.
Это пророчество подхватывает Захария и говорит об устремленности Божией любви на язычников: «Занеже напрягох Тя Себе, Иудо, яко лук, исполних Ефрема, и воздвигну чада твоя, Сионе, на чада Еллинска, и осяжу Тя, яко меч ратника. И Господь на них явится, и изыдет, яко молния, стрела Его» ( Зах. 9, 13-14).
Поэтому закономерно после входа Господня в Иерусалим обращение эллинов к Филиппу с просьбой: «Господин! Нам хочется увидеть Иисуса» (Ин. 12, 21). Видящий Иисуса и верующий в Него – все равно, что «видящий Бога», т.е. Израиль. Когда просьба эллинов была передана Филиппом и Андреем Господу, Тот ответил: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24).
Этот плод – Новый Израиль, собранный из всех народов Земли и освященный кровью Нового Завета, усыновленный Богом через теснейшее родство со Христом, ибо Он Сам засвидетельствовал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).
Когда Господь входил в Иерусалим, люди, и особенно дети, встречали Его с ваиями. Одни – ради Его победы над смертью, и это истинные сионяне, коим дано обетование победы над язычниками, той победы, что призвана освободить их и вывести из смертельного мрака на свет Божий. Другие же встречали Христа как земного царя, о котором мечтали, будто тот подчинит язычников вещественной власти евреев. Но Господь не разделял призрачной, исполненной гордыни, радости вторых. Она была лживой, потому что истинная радость несовместима с ненавистью, исчадием гордыни. Когда эти последние увидели, что Господь не желает воцаряться в Иерусалиме и создавать вещественные войска, предназначенные для всемiрного завоевания, возненавидели Его, как Человека, поправшего их надежды, и тотчас соединились с богоборцами, что ранее заключили договор с преисподней. Они мечтали господствовать над мiром не в духе любви, но в духе превозношения, что свойственно «мiродержителю тьмы века сего» диаволу, почему они столь легко и удобно подчинились ему, изменив призрачную любовь ко Христу в ненависть.
Господь, входя в Иерусалим, скорбел об участи этих отступников: «Когда Он приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: "о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих…"» (Лк. 19, 42-44).
Как в 70-м году Иерусалим был разрушен до основания победоносными войсками Тита Флавия, так когда-то грозными Божиими ангелами будет разрушен целый мiр. И мы, Новый Израиль, держащий в руках знамения победы над смертью, должны осознавать: это произойдет тогда, когда дух любви в нас погаснет, как в свое время и в древнем Израиле. Когда не останется молящихся в храмах и сретающих с ваиями Победителя смерти; Когда не останется сопереживающих спасительным Страстям Христовым.
Сами посудите: зачем Создателю мiр, производящий, вместо пшеницы Божией, одни терния? Зачем наполнять несытую утробу ада миллионами и миллиардами чуждых Бога душ? В отвратительнейших муках, изрыгая в небо проклятия, этот мiр разрушится, а вновь заключившие договор с преисподней, увидят Того, над Кем смеялись и Кого уничижали, уже не в образе раба, сидящим на осленке, а в вечной славе, от которой убегут небо и земля.
Не так давно на богослужении читался отрывок из книги Бытия о намерении Божием уничтожить Содом и Гоморру. Праведник Авраам умолял Господа пощадить Содом, если там найдется хотя бы 10 праведников. Наверное, в Содоме было не менее 1000 жителей, а скорее всего, больше. Что же такое 10 человек из 1000? Это 1%. И сейчас Господь Землю, давно готовую к сожжению, щадит ради менее, чем 1% где-то обретающихся праведников.
Таким образом, мiр, постоянно балансирует на краю бездны, и ядерные вооружения – вещественное напоминание о его зыбкости, хоть как-то сдерживающие человеческую, а наипаче сатанинскую, гордыню. Дальнейшая судьба мiра напрямую зависит от того, насколько горяча будет православная молитва в великие дни Страстной седмицы и насколько эффективными окажутся вооруженные силы России.
Будет ли Новый Израиль алкать и жаждать правды, будет ли гореть ненавистью ко греху в самом себе, явится ли доброй почвой, из которой покажутся ростки добродетелей? Будет ли молить, чтобы в нем, разрушив узы адского мрака, воскрес Христос? Будет ли нетленным светом для всех народов Земли? Вымолит ли в оставшиеся часы схождение на Гроб Господень Благодатного огня, свидетельствующего о совершившемся Великим постом обновлении мiра?
Или напротив – в тупой сытости будет предаваться греху? Отвернется от страждущих братьев? Станет попирать святые таинства? Будет внимать лжецам?
Дай же, Господи, сил православным христианам вымолить времена, благоприятные для спасения. Тогда не только на словах, произносимых нами, но и на деле враги Божии, как воск от лица огня исчезнут, истребятся самым действительным образом. И любые договоры с преисподней, даже людей 33-го градуса посвящения, превратятся во всеобщее посмешище. Всем в эти великие, судьбоносные для всего мiра дни, нужно держать в уме мысль: «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его!»
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия