«…кто же скажет брату своему: "рака" (пустой
человек), подлежит синедриону; а кто скажет:
"безумный", подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 22).
Святые отцы давно пришли к выводу, что зло не имеет собственной природы и что оно живо лишь разрушением созданного Богом. Поэтому и служители зла не способны к творческому созиданию. Их удел – подражать когда-то увиденному, когда-то воспринятому с целью соблазнения душ, не утвержденных в истине. Это хищники, притворившиеся агнцами. Их учитель – сатана – принимает вид ангела света, эти же – вид служителей правды. Но конец их будет по делам их.
Тотчас после обращения В.В.Путина в Совет Федерации с целью санкционировать возможный (ради защиты жизни и достоинства граждан РФ и русских граждан Украины) ввод российских войск на территорию погружаемой в анархию страны, 3 марта появилось «Обращение Украинских Церквей и религиозных организаций по поводу иностранной агрессии», подписанное униатами, филаретовскими раскольниками, протестантскими деноминациями, главным раввином. Оно направлено сразу: властям РФ и русскому народу, а также США, Великобритании, Евросоюзу, ООН и ОБСЕ. Завершается Обращение следующими словами: «Наши Церкви и религиозные организации Украины – с украинским народом. Твердо знаем: Бог не в силе, а в правде. Правда – на стороне украинского народа, поэтому мы победим». В последнее время западными и украинскими СМИ было принято за неписаное правило почитать единственным выразителем мнения народа Киевский Майдан. Любые другие мнения (так же по умолчанию) было принято почитать несуществующими. Теперь всевластный Майдан требует согбенной выи с подобострастной улыбкой от духовных лидеров. И получает.
Лживое, откровенно антирусское Обращение подкреплено… словами великого русского святого – благоверного князя Александра Невского, сказанными им перед лицом западной агрессии. Как отнесся к подобной цитации сам святой? Нам кажется, отрицательно. Это залог поражения не богатых фантазией самостийников. Приведем и следующее замечание-вопрос: если вы, сборище еретическое, так крепко уповаете на Бога, зачем вам США, ЕС, ООН и ОБСЕ? Или ваш бог и есть совокупность названных структур?
3 же марта лжепрезидент Турчинов призвал «Божие благословение на украинцев в связи с решением России о вводе войск в Украину». Вы спросите: а кто он такой, чтобы призывать Божие благословение? Конечно, не Патриарх и не митрополит, а всего лишь скромный пастор-баптист. Где еще такое может быть: пастор-баптист-главнокомандующий? Только на «незалежной» Украине. Ни один либерал, разумеется, не пискнул по поводу столь грубого попрания принципа «отделения церкви от государства». Скромному Турчинову, видать, мало постов спикера, и.о. президента и главнокомандующего. Страсть как хочется ощутить себя еще в роли первосвященника, призывающего Божие благословение на целую страну. Пусть он дальше упражняется в «скромности» – всякому понятно, как она поднимет боевой дух украинской армии.
А мы от приведенных, так сказать, классических примеров «духовной» мимикрии обратимся к неким приближающимся к ней подобиям, обратимся к объятой революционным энтузиазмом части православного священноначалия. Синод УПЦ МП 24 февраля принял Обращение к вновь провозглашенной государственной власти в связи с последними событиями. В нем Синод «осуждает преступные действия той государственной власти, которая спровоцировала кровопролитие на улицах и майданах златоверхого Киева». Каким же образом спровоцировала? Запрещая, вопреки Закону о милиции, использовать оружие против посягающих на жизнь стражей общественного порядка? По большому счету – да. Но… никто из украинских иерархов не обратился всего пару недель назад к президенту В.Ф.Януковичу с требованием жестко пресечь революционную вакханалию. И мало кто дерзал публично порицать майданщиков - у последних достаточно серьезные покровители в США и ЕС, а здесь, в «златоверхом Киеве» - отряды вооруженных боевиков, с которыми очень опасно ссориться.
Далее в Обращении сказано: «Сегодня перед нами стоит важная задача построения новой страны на началах добра и справедливости, территориальной целостности и консолидации общества. Реализуя эту задачу, государственная власть, как гласит Конституция Украины, должна осознавать свою ответственность перед Богом, собственной совестью, предыдущими, нынешним и грядущими поколениями». Где в последние три месяца явились эти самые «начала добра и справедливости»? На сожженных майданщиками улицах и площадях Киева? В подписанном лидерами «народа» 21 февраля с В.Ф.Януковичем Соглашении, тотчас же нарушенном? В тотальном насилии по отношению к инакомыслящим? И что такое обозначенная в Обращении «совесть» самопровозглашенной государственной власти? Совесть – индивидуальное качество отдельной личности. А коллективная совесть сродни коллективной безответственности, о которой говорят: у семи нянек дитя без глазу. Да и об индивидуальной совести каждого из революционных правителей вряд ли можно сказать что-то хотя бы сносное.
От этого февральского 2014 года Обращения определенно веет духом февраля года 1917-го. Тогда тоже архиереями, членами Святейшего Синода, правда, в С.-Петербурге, говорилось о построении новой страны на началах добра и справедливости. К чему эти речи привели, хорошо помнят в Великороссии. Поэтому в феврале 2012 г. революция здесь не состоялась. Иуды в рясах были весьма малочисленны. Малый либеральный народец с треском проиграл, не смотря на мощную поддержку со стороны Запада. А на Украине тот же народец оказался усилен «свидомыми украинцами», исповедующими «идеалы» вражды против России и всего русского. «Свидомые» оказались и в числе иерархов УПЦ МП. Они давно жаждут отколоться от Русской Церкви - хотя бы уже потому, что само имя «русская» вызывает у них раздражение. Вероятно, их убедил мифотворец Духинский в том, что русские – это помесь татар с финнами, следовательно – люди в расовом отношении неполноценные, в отличие от «украинцев».
26 февраля на страницах «Униан-религия» Филарет, епископ Львовский и Галицкий УПЦ МП, заявил: «Отслеживая динамику последних общественных настроений, должен отметить, что резкое обвинение жителей Западной Украины в фашизме является проявлением сепаратизма». Никто огульно всех жителей Западной Украины в фашизме не обвиняет. Однако же делать вид, будто носителей его идей на Западной Украине вовсе не существует, особенно в свете последних событий, более чем странно. Может быть, владыка хочет сказать, что захваты административных зданий, разграбление вооруженных складов, насилие по отношению к представителям власти, особенно изощренные издевательства над Волынским губернатором (которого приковали на главной площади Луцка и в зимнее время поливали холодной водой, вынуждая подписать отречение от власти), - дело рук инопланетян? Притом, означенные инопланетяне обладают уникальной способностью: когда они кричат «Москалей на ножи», то умеют так некоторым «объективным» экспертам затмить разум, что им представляется, будто идет Крестный ход с пением благоговейных молитв.
И потом, с каких это пор называние вещей своими именами стало признаком сепаратизма? Всякий несогласный с генеральной линией западенцев – уже сепаратист? Уже враг народа?
Закончил свое обращение владыка Филарет следующими словами: «горько видеть, что получив шанс на построение нового государства, мы становимся на те же грабли - поспешно обвиняем друг друга, ищем причину, по которой можем оправдать собственный отказ слышать своего ближнего. Если мы действительно христиане, если мы желаем проснуться в могучей и процветающей Украине - раз и навсегда отбросим такие понятия как «фашизм» и «нацизм». У нас нет экстремистов - у нас есть народ Божий, который проявляет свою волю…».
Думаю, владыка Филарет нескоро проснется в «могучей и процветающей Украине», покровительствуя слишком буйным проявлениям воли «народа Божия». Невозможно отбросить понятия «фашизм» и «нацизм», предварительно не преодолев жизненных фактов, которые указанными словами обозначаются. Самозваная украинская власть в первую очередь отменила закон, запрещающий пропаганду нацизма. Можно пойти еще дальше – подвергать уголовному преследованию всякого, кто посмеет употребить слова «фашизм» и «нацизм» - вот только фашизма от этого меньше не станет. Во вторую очередь революционная власть отменила закон, позволявший использование русского языка даже в качестве регионального. Грубое насилие трудно вяжется с процветанием. Процветать, подавляя других, свойственно только бандам.
Удивительно, однако, факт: гораздо больше заботы о судьбе Православия на территории Украины проявляет МИД России, нежели некоторые архиереи УПЦ МП. В заявлении мидовской пресс-службы от того же 26 февраля сказано: «В настоящий момент в адрес священников канонической Украинской Православной Церкви участились угрозы физической расправы, уничтожения храмов... На днях предприняты попытки силового захвата православных святынь не только Украины, но и всего Русского мира - Киево-Печерской и Почаевской Лавр».
Итак, российские власти, возвышающие свой голос в защиту гонимого, как в XVI-XVIII веках в Польше, Православия, некоторые украинские иерархи обвиняют в агрессии, открытых же фашистов оправдывают. Отчего это происходит? Оттого что национализм стал в их сознании выше Православия. Это ни что иное, как чистой воды осуждаемая Церковью ересь филетизма.
В Прощеное воскресенье митрополит Александр (Драбинко) сказал проповедь, в которой обвинил президента В.Ф.Януковича едва ли не во всех смертных грехах, и в первую очередь, в якобы устроенном им кровопролитии. Пинать уже поверженного льва – это дело не требует большой доблести. Почему-то всего месяц назад владыка Александр не обличал своего президента даже и в куда менее пламенных выражениях.
Пресс-секретарь УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко в интервью «Эху Москвы» тоже во всех бедах обвинил сверженную власть, и больше никого, чем удивил даже, наверное, видавшего виды корреспондента. Приведем некоторые «перлы» из рассуждений пресс-секретаря: «власть ни при каких условиях не имеет права стрелять в мирных граждан… во всем, что происходит в стране, я считаю, виновата власть». Здесь перед нами ярчайший образец «революционного богословия», прямо противоположного по смыслу богословию святоотеческому, выраженному в читаемой теперь молитве св. Ефрема Cирина: «…ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…».
Тем с большим достоинством выглядит сам В.Ф.Янукович. Он перед Прощеным воскресеньем в ходе пресс-конференции, что была устроена в Ростове на Дону, публично попросил у граждан Украины прощения за то, что не смог вовремя остановить мятеж. Отдельно попросил прощения у беркутовцев за то, что посылал их безоружными против вооруженных бандитов.
Следуя православному обычаю, подобало верным чадам Церкви простить раба Божия Виктора. Но у революционеров своя логика, далеко не христианская. В разоренной резиденции Януковича Межигорье укрофашисты распяли на трех крестах трех птиц – беркутов. Кому это послание адресовано, всем понятно. И не нужно после таких посланий обвинять Россию в подогревании желания многих граждан Украины жить по законам РФ, а не по законам укрофашистов. Ненависть не способна сплачивать людей в одном государстве – она может только разделять. Или распятие птиц – тоже проявление «воли народа Божия», ибо, согласно заявлению епископа Филарета, экстремистов на Западной Украине просто в природе не существует? Нам же представляется, что укрофилетизм и укрофашизм – две стороны одной медали. Именно этот факт и заставляет владыку Филарета защищать радикально настроенных западенцев.
Митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин, председатель Синодального отдела УПЦ МП по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины, 4 марта заявил: «Помню, когда в 1992 году была аттестация украинских генералов и офицеров, то одним из ее пунктов значилось: «Будете ли вы с оружием в руках защищать независимость Украины, если агрессором выступит Россия?» Тогда я подумал, зачем этот провокационный вопрос, зачем людей смущать, ведь этого никогда не может случиться… И вот прошло 22 года, и этот вопрос встал…» Хорошо, что владыка Августин поведал о принципах подбора кадров украинской власти начала 90-х. Ибо Украина создавалась западными специалистами как антироссия, которую в нужный момент можно было бы натравить на Великороссию.
Правда, сейчас можно говорить уже о провале антирусского заговора. Ярчайшее тому подтверждение - многочисленные шествия граждан Украины с российскими флагами, водружение российских флагов над административными зданиями вместо украинских, скандирование одно слова «Россия!». Все это делается гражданами Украины вопреки непрестанному 25-летнему промыванию их мозгов всеми средствами современной пропаганды. Здесь обратно пропорциональная зависимость: чем больше будет фашизма и нетерпимости по национальному, социальному, идеологическому признакам, тем более слабой, более рыхлой, распадающейся будет Украина.
Следует отметить еще один важный на наш взгляд аспект. Приверженность достаточно большого числа священнослужителей к украинскому национализму отталкивает многих русских людей от Церкви, ибо они зачастую видят в ней в первую очередь неприятный им по целому ряду причин его рассадник. Поэтому они уходят к коммунистам, на сегодня, по факту, наиболее мощной политической силе, защищающей русских людей.
Но вернемся к заявлению владыки Августина: «Как «военный» митрополит и по долгу, и по убеждению, однозначно, благословляю наше войско на защиту Родины. Если бы сейчас велась дискуссия даже с теми людьми, которые не просто относятся терпимо к вводу войск России в Крым, но и пытаются оправдать этот шаг, то я как владыка, православный епископ – одной Церкви, одной веры с русскими – ни за что не стал бы благословлять украинских военнослужащих отдавать оружие, а тем более поворачивать в сторону своих соотечественников. Мы же не пошли в Ростов-на-Дону или Смоленск».
Для полного подобия с 1917-18 годами можно было бы добавить в заявление владыки большевицкий лозунг «Революционное отечество в опасности!» Присяга военнослужащими давалась, как мы знаем, не Евромайдану, а законной власти. И если президент Украины поддерживает ввод российских войск, стоит ли так однозначно говорить об агрессии? Особенно на фоне прибытия на Украину военнослужащих из американской частной военной компании? Т.е. последние – однозначно миротворцы, а российские военные – однозначно агрессоры. Притом, что на действия государственной армии можно повлиять через процедуры международного права, а на действия частной структуры это сделать намного сложнее.
4 же марта ранее упомянутый нами Епископ Львовский и Галицкий Филарет выступил с публичным обращением к В.В.Путину, опубликованном на епархиальном сайте, где среди прочего сказано: «со всей ответственностью заявляем, что все действия армии Российской Федерации на территории суверенного и независимого государства Украина не принесут нашей стране благополучия. Более того, уважаемый Владимир Владимирович, как Православный пастырь хочу предупредить Вас об ответе перед Богом за все Ваши действия, которые могут привести к братоубийственной войне между братскими православными народами. В том, что происходит сегодня, мы видим полное безумие, потому что Бог есть абсолютный Разум, и Богом определенный порядок жизни есть проявление Божественного разума, а противление Божиему замыслу есть безумие и грех».
Архиерей Русской Православной Церкви, частью которой является УПЦ, обвинил главу Русского государства, защитника и покровителя Православия в целом мiре, в безумии. Интересно, что бы ему ответили православные жители Сирии, которые с величайшим усердием молятся за раба Божия Владимiра как за последнюю для себя на земле надежду? Приведенные здесь слова православного архиерея по поводу человека, за которого наше недостоинство молится за каждым богослужением, заставляют воздыхать и весьма сильно скорбеть. Будем молиться, чтобы Господь вразумил некоторых украинских владык, потому что они находятся в большой опасности навлечь гнев Божий на целую страну. Нашему недостоинству кажется, что Господь пропишет им горькое лекарство – сродни тому, которое было прописано всей Русской церкви после революций 1917 г. – в виде (увы!) еще имеющей пролиться от рук укрофашистов православной крови и разорения святынь. И виноват в этом будет отнюдь не В.В.Путин.
Евроинтеграция владыку Филарета нисколько не страшит. А вот интеграция Украины в Евразийский Союз – это нечто, смерти подобное. Смерти чего? Украинского отщепенства? Похоть власти влечет украинских иерархов к расколу, к тому самому сепаратизму, в котором обвиняет владыка Филарет своих оппонентов, что хотят жить в Русском мiре. Осуждая других, делает то же, и даже худшее, ибо грех церковного раскола, по учению святых отцов, невозможно искупить даже мученичеством за Христа.
В конце XVII века некоторые малороссийские архиереи тоже учинили раскол, заключив с папистами унию, яд которой отравил целые области. Теперь те архиереи мучаются в аду вместе с папистами. Стоит ли идти следом за ними? Стоит ли соединяться с филаретовскими и петлюровскими (УАПЦ была провозглашена при власти Петлюры) раскольниками на равных, о чем некоторые помышляют? Раскол врачуется только покаянием отступников - отнюдь не униями.
Местоблюститель Киевского престола митрополит Онуфрий призвал православных к молитве во время поста. И к его словам нечего добавить. Сколь тяжело ему сейчас примирять противоречивые и страстные устремления своих священнослужителей! Какое давление на него оказывается! Мы не знаем, например, чего ему стоило не подписывать приведенное здесь «Обращение Украинских Церквей и религиозных организаций по поводу иностранной агрессии», - ведь совсем недавно под обращениями этой структуры ставилась подпись представителя УПЦ МП, как, например, под еще летним документом в пользу евроинтеграции. Владыка Онуфрий (ранее показавший себя твердым противником церковного раскола с Великороссией и Белоруссией) ради внутрицерковного мира вынужден идти на некоторые компромиссы, и не нам его за это судить.
Нам кажется, положение владыки Онуфрия в чем-то сродни тому, что было у святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, который, с Божией помощью, сумел наладить духовную жизнь в смертоносных революционных вихрях, в противостоянии обновленческому расколу. Укрофилетизм – то же обновленчество, только еще хуже. Дай Господи владыке Онуфрию сил и дерзновения перед Богом в молитве за объятый смутой православный народ и его священнослужителей.
Нам кажется промыслительным совпадение нынешнего Прощеного воскресения с днем памяти священномученика Гермогена, Патриарха Московского и всея (т.е. Великия, Малыя и Белыя) Руси. Ему также пришлось противостоять евроинтеграции, которая в конце концов вылилась в еврооккупацию. Патриарху тогда говорили: твое дело – молиться. Не лезь в дела государственные. Но Патриарх призвал Русь к оружию. Он не обращал никакого внимания на пацифистский бред предателей Веры и Родины. К чему приводит увлечение пацифизмом (или паралич политической воли) мы уже увидели на примере Януковича. Пусть же нас вдохновляет подвиг священномученика Гермогена в борьбе за Святую Русь. Кто из пророков, апостолов или отцов Церкви призывал к капитуляции перед силами зла? Ни один. Все призывали к противоборству и к достижению победы.
Увы, в праздник Торжества Православия златоверхий Киев будет созерцать торжество укрофашизма и «духовной» мимикрии, призванной его обслуживать. Но радостно уже то, что освобожденный от коричневой чумы Крым вздохнет в этот радостный день по-настоящему свободно.
Крым – теперь остров духовной свободы. Пусть его лучи проницают мрак опускающейся на Украину оккупации. Будем молиться, чтобы это горькое лекарство послужило спасению как можно большему числу граждан Украины, чтобы оно разрушило долго насаждавшуюся неприязнь к Великороссии, чтобы, соединившись в одном Теле Христовом, «едиными усты и единим сердцем» воспевали единого, в Троице поклоняемого Бога. Аминь.
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия
6. Сегодня уже позже чем мы думаем......
5. ...Это хищники, притворившиеся агнцами.
4. «Духовная» мимикрия
3. Лиссабонское землетрясение в Киеве.
2. «Духовная» мимикрия
1. сила референдума