Как сообщалось, тему украинского кризиса обсуждили на заседании Совета ООН по правам человека в Женеве. Российскую делегацию представил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он призвал участников саммита перестать оказывать содействие экстремистам и отказаться от использования проблемы прав человека в качестве предлога для смены того или иного режима.
Со своей стороны, постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, выступая на заседании Совета Безопасности ООН, сообщил о том, что президент Украины Виктор Янукович попросил Президента России Владимира Путина ввести российские войска на Украину для стабилизации обстановки в стране.
Выступления Сергея Лаврова и Виталия Чуркина комментирует в интервью «Русской народной линии» политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Васильевич Косов:
«Совет по правам человека ООН создан относительно недавно - в 2006 году. До этого, с 1947 года существовала комиссия по правам человека. В годы "холодной войны" ее деятельность была ограничена и касалась больше юридических моментов. После окончания "холодной войны" было высказано предложение поднять статус этой комиссии до статуса Совета. В Совет входят 51 член и каждые три года они переизбираются. Если, например, в экономическом и социальном Советах Россия избирается постоянно, то в этот Совет Россия была избрана в первый, второй состав, затем пропустила и сейчас снова вошла в этот Совет.
Создание Совета сразу приобрело скандальный характер. США и те страны, которые ставились в качестве примера государств, соблюдающих права человека, на выборах не получили достаточного количества голосов. В Совет не вошли Израиль, Грузия и другие. Получилось, что те страны, образ которых Америка упорно навязывала миру с помощью мощной системы СМИ, оказались не признаны международным сообществом. А Россия прошла в первом туре. В знак протеста США не вошли в состав этого Совета и только при Обаме они вернулись снова.
Действительно, та концепция прав человека, которую предлагают западные страны, ограничена историческими традициями именно западного общества. Она не учитывает ценностей и особенностей, которые существуют в других регионах мира. Эта модель ценностей и прав человека тесно увязана с западноевропейской моделью демократии, которая была транслирована в США, там развилась и получила какие-то новые черты. Эту модель они теперь распространяют на весь мир без учета традиций государств, без учета уровня развития гражданского общества.
На самом деле это развитие очень неравномерное. Кроме того, каждая страна имеет свою специфику. Мы видим, что попытки насильственного насаждения такой демократии и прав человека привели к разрушению некоторых стран, таких как Ирак, Ливия, Сирия. Добиваясь своих целей под лозунгом "прав человека", наши западные оппоненты разрушают устоявшиеся государства, стараются опорочить те ценности, которые существовали веками. В итоге первая цель достигается – государственность разрушается, наступает хаос, как пишут западные теоретики, "управляемый хаос", при котором проще управлять поверженным государством и оперировать им в своих интересах. Но вот новая модель демократии и прав человека нигде не возникла. Показательный пример в Египте, где тоже произошла революция, свергли режим, который правил 30 лет и при всех недостатках при нем поднялся уровень жизни в стране, реформировалась система образования, обеспечивалась обороноспособность и безопасность. И после нескольких лет "управляемого хаоса" многотысячные толпы приветствовали установления военного режима, который вообще далек от демократии.
Возникает несколько моментов. Очевидно, что в западных странах есть люди, которые заинтересованы и в развитии демократии, и в соблюдении прав человека. Среди них есть люди искренние. Но наряду с ними действуют ещё несколько групп. Это, например, так называемая правозащитная бюрократия, которая возглавляет различные фонды или госструктуры, разные комитеты и департаменты, которые занимаются наблюдением, при этом имеют хорошие оклады и доходы. Если констатировать, что им нечего защищать, то для этих людей - это крушение карьеры. Есть группа людей, которые выискивают страны, где можно было бы защищать какие-то права человека и не остаться безработным.
Второй момент. Западные страны и особенно США поняли, что защита прав человека - это серьезный инструмент политической борьбы. Когда в 1975 года Америка ушла из Вьетнама, это было серьезное поражение. Как пишут многие политики в своих мемуарах, в то время положение в стране было очень тяжелым и даже близким к панике, там стали понимать, что они проигрывают "холодную войну" СССР. Пришедший к власти президент Картер и его команда нашли контрмеры. Они не стали вести с Советским Союзом военное или экономическое противоборство, а перевели всё в так называемую "гуманитарную хельсинскую корзину" и стали уличать СССР в нарушении прав человека и в этом достаточно многого достигли.
У несведущего человека могут возникать определенные противоречия. Как в Киеве "мирная" толпа протестующих захватила Дом правительства и это приветствуется как блестящая защита прав человека?! Казалось бы, по их следам пошел Симферополь, люди защитили свои права. Все довольны. Но почему-то одинаковые действия, совершенные за небольшой промежуток времени, вызывают совершенно разную реакцию. Причем, если в Киеве толпа выступала против легитимного правительства, то в Симферополе, напротив, народ выступил против тех, кто захватил власть нелегитимно. Казалось бы, в Симферополе люди более правы, они имели право не подчиняться той власти, которую они не выбирали на демократических выборах и не делегировали ей никакие права. А ведь в Декларации прав человека записано, что каждый человек имеет право избирать власть. Возникает противоречие даже западной модели прав человека.
Но мы видим совершенно другую реакцию. Киевское правительство, которое насильственным путем пришло к власти, признается и всячески поддерживается, а симферопольское, которое пришло легитимным образом и защищает права человека, объявляется сепаратистским. А дело в том, что разговор не идет о защите прав человека и о действиях согласно международному праву. Здесь "права человека" применяются именно как способ политической борьбы. И если правительство в Симферополе противоречит интересам западных стран и США, то тем хуже для прав человека. В своё время Картер на пресс-конференции, когда журналисты упрекали его в поддержке никарагуанского диктатора Самосы, злостного нарушителя прав человека, заявил: "Да, это сукин сын, но это наш сукин сын". Так что и тут ситуация такая, что есть "права человека", а есть "наши права человека". Отсюда идет двойной стандарт. Если соблюдение прав человека совпадает с геополитическими интересами государства, то это здорово, тогда наши западные "партнеры" их защищают, а если не совпадают, то эти права используются как инструмент с другими странами. Это, конечно, дискредитирует концепцию прав человека. Пока это удается сдерживать за счет массированной информации, которая подает в другом свете события в странах, которые подверглись агрессии, такие как Ирак, Сербия, Ливия и другие. Идет информационная поддержка агрессии по линии дипломатических и спецслужб. Профессиональные политики это понимают. Именно поэтому американцы даже на выборах в Совет по правам человека не имеют успехов. В этом Совете Сергей Лавров выступал, и думаю, что профессионалы его понимали.
В том, что Виталий Чуркин озвучил заявление Виктора Януковича, тоже есть два аспекта. Первый, это если исходить из позиций защиты прав человека и международных договоренностей, то Янукович легитимный президент Украины, избранный на открытых выборах всем народом страны. В 2015 годы должны были пройти новые выборы, которые показали бы выбор народа. Тем не менее, Янукович согласился на все требования Майдана и подписал договор вместе с представителями западных стран. Есть такое правило: договора должны выполняться. Это один из основных принципов международного права. Несоблюдение договоров неизбежно ведет к нарушению прав человека.
Следующий момент. Януковича не отстранили от власти законными способами. Все государства, согласно правилам ООН, должны иметь дело только с законно избранными правительствами. Никто из западных подписантов и дипломатов так и не смог ответить на вопрос: почему они не соблюдают договор, который сами же и подписали. Объяснить этот факт невозможно. С помощью СМИ они стараются затолкать этот договор на периферию политического диалога, отвлекают от этого общественное сознание. Всё это говорит о серьезных манипуляциях. Рано или поздно вопрос о несоблюдении этого договора и массовом нарушении прав человека прояснится также, как всплыл ответ на вопрос, кто напал на Южную Осетию: Грузия или Россия. Это всем стало понятно через полгода.
Мы помним, что в годы "холодной войны" на действия СССР реагировал весь мир, то сейчас мы видим, что Латинская Америка, мусульманский мир, Китай, Япония и другие страны молчат. Выступают только США, и вяло им поддакивают некоторые страны Европы. То, что мы сейчас переживаем, свидетельствует об определенном кризисе западной системы и западных ценностей, так как используются уже не двойные, а явно конъюнктурные стандарты. Права человека используют как дубинку, чтобы добиваться своих геополитических целей. Теряя вес в мировой экономике и мировой политике, западный мир всё же стремится сохранить свои привилегии. Производя всего 20% мировой продукции, Запад потребляют 40% всех ресурсов, т.е. живут в два раза лучше, чем работают. Эта колоссальная привилегия выстроена за счет определенной экономической и политической системы, которую им хочется сохранить. Но используемые для этого методы говорят о серьезных проблемах, которые все равно проявятся. Ситуация на Украине многим открывает на это глаза».
1. права человека - это предлог к определенным действиям