При этом, несмотря на рассказы о «братском» приёме казанских делегатов, выяснилось, что им пока так и не удалось уговорить лидеров крымских татар принять участие в намеченном на 30 марта референдуме о статусе Автономной Республики Крым. «Они хотят решить имеющиеся проблемы дипломатическим путём, через переговоры», - отметил выступивший на пресс-конференции председатель комитета Госсовета Татарстана по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев.
Одновременно тот же депутат (известный, кстати, своими националистическими взглядами) заявил: «Крымские татары составляют 14 процентов населения Крыма, и они хотят, чтобы в парламенте автономной республики у них было такое же представительство - 14 процентов. Без этого, по их мнению, будет невозможно решать их проблемы». Предложение, как представляется, здравое и - с учётом современных реалий - заслуживающее внимания.
Однако не мешало бы распространить практику национально-пропорционального представительства (особенно в органах государственной власти и местного самоуправления) и на сам Татарстан, где, согласно результатам Всероссийской переписи населения 2010 г., 53,2 процента составляют татары, 39,7 процента - русские, 3,1 процента - чуваши, и т.д. По различным оценкам, с учётом допущенных во время переписи «натяжек» и «русифицированных» межэтнических браков, доля татарского и русского, мусульманского и православного населения в настоящая время здесь примерно равна. Причём, в численном отношении русских в Татарстане почти столько же, сколько и в Крыму: согласно переписи населения, в первом проживает 1,5 миллиона русских, во втором, согласно переписи населения 2001 г., 1,45 миллиона.
А вместе с тем, на ключевых постах в Татарстане находятся исключительно татары: президентом республики является Рустам Минниханов, председателем Госсовета - Фарид Мухаметшин, премьер-министром - Ильдар Халиков, государственным советником - Минтимер Шаймиев. Подавляющее большинство министров и глав районных администраций - татары. Такая же ситуация в так называемых «творческих союзах», органах управления системой образования, научных учреждениях, и т.д. Всё это ни для кого уже давно не является секретом, но федеральные власти упорно не замечают столь вопиющего нарушения прав русских в самом центре России и связанных с этим усугубляющихся проблем: искусственных диспропорций в развитии ислама и православия, насильственного навязывания в школах русским детям татарского языка, скрытой сегрегации при приёме на престижную и высокооплачиваемую работу, отсутствия равного доступа к источникам материального стимулирования творческой деятельности и другого.
Реальная власть и контроль над ресурсами в республике сосредоточена в руках представителей нескольких татарских «семей», что позволяет независимым экспертам оценивать утвердившийся в Татарстане режим власти как клановую этнократию. Немногочисленные русские допускаются на руководящие посты, главным образом, при условии наличия тесных связей с правящими кланами (по принципу родства или личной преданности). Всё это превращает Татарстан в потенциальный очаг межэтнической и религиозной напряжённости, который в любой момент может быть активирован с помощью внутренних или внешних факторов (что продемонстрировали, в частности, поджоги в прошлом году православных церквей, вызвавшие рост межконфессионального напряжения). До последнего времени татарским властям удавалось в какой-то мере заглушать растущее недовольство русского населения с помощью массированной официальной пропаганды, однако возможности её, как показывают события последних лет, не безграничны.
Поэтому одновременно с поддержкой требования национально-пропорционального представительства для крымских татар в руководстве, парламенте и органах государственной власти Автономной Республики Крым Разилю Валееву и его коллегам не мешало бы всерьёз позаботиться и о законодательном распространении подобной же практики на Республику Татарстан как в отношении русских, так и представителей других «нетитульных» народов (и, в первую очередь, чуваш и кряшен). В ином случае это будет расценено русским населением как политика двойных стандартов, что значительно усилит протестные настроения внутри Татарстана.