Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Украденный праздник»

26.02.2014


Священник Антоний Скрынников о православном отношении к Масленице …

Каждый год с приближением масленицы, а значит, соответственно, Великого поста в средствах массовой информации разворачиваются информационные баталии о смысле и корнях этого праздника. Неоязычники нахраписто тянут одеяло на себя, утверждая, что масленица - это исконно языческий праздник, который у них «украли» христиане.

Православные в свою очередь говорят, что масленица это подготовка к постным дням, это традиционное русское веселье, укоренившееся издревле в церковном календаре.

Кто прав? Чтобы ответить на этот вопрос нам придется обратиться не только к религиозным текстам и постановлениям, но и посмотреть, что думают по этому поводу светские ученые.

По мнению этнографов, филологов, фольклористов, этот праздник связан с культом предков. Согласно другой гипотезе, он связан с аграрным, земледельческим культом. Иные исследователи считают, что он посвящен мужскому началу, молодецкой удали.

Если рассматривать этот праздник чисто в хронологическом аспекте, то несколько веков он непосредственно связан с подготовкой к Великому посту, и кончается масленица не чем иным, как прощенным воскресеньем. Автор известного сочинения о России Смутного времени француз Яков Маржерет писал, что люди в этот день «ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: «Простите меня, прошу вас», - на что отвечают: «Бог вас простит, и меня простите тоже».

Если рассматривать праздник с лингвистических позиций, то он имеет несколько названий: мясопуст - из-за отказа от употребления мяса, сырная неделя - из-за употребления сыра, масленица - от повсеместного употребления масла. Часто можно встретить версию, по которой «масляница», «масленица» имеет гастрономический корень. Именно весной, в марте, телятся коровы, благодаря чему в доме бывает много молока, молочных продуктов и сливочного масла - «мазало».

Теперь пришло время поговорить о самом главном вопросе: корнях праздника. Не исключено, что в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. Именно с этим некоторые исследователи связывают сжигание чучела, всякого хлама, старья, которому нет места в новом году. Этнограф 19 века И. М. Снегирев считал, что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого "бога" Велеса, покровителя скотоводства и земледелия, приходившиеся на 24 февраля по новому стилю. В языческой Руси масленичная седмица, начинавшаяся в день весеннего равноденствия, стала наследницей более древней славянской Комоедицы, связанной с культом просыпавшегося весной медведя и получившей название от печеных комов из гороховой муки - прообразов позднейших блинов.

С другой стороны, это не меняет отношения христиан к этому периоду года. Меня удивляет позиция некоторых христиан, которые пытаются оспаривать факт «языческого прошлого», игнорируя исторические факты. Лично я не вижу в этом ничего страшного.

Изначально Церковь не пыталась грубо ломать языческие традиции тех народов, которые принимали крещение. Как правило, эти процессы происходили плавно, по мере возможности адаптируя национальные и религиозные традиции под церковный календарь. В этом нет ничего предосудительного, ведь речь не идет о догматике Церкви, ее вероучении. Прежде всего эти процессы являлись не чем иным, как исполнением слов апостола Павла: Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. (1Кор.9:19-23).

Именно поэтому, после принятия христианства масленицу, которая по срокам стала совпадать с постом, наши предки сдвинули на последнюю предпостовую седмицу.

Священник Антоний Скрынников, социолог, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель воинского храма в честь святого князя Димитрия Донского города Ставрополя


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. РодЕлена : Re: «Украденный праздник»
2014-02-26 в 19:39

Не "мазало", а "молозиво" - первое молоко отелившейся коровы, густое, вязкое, жирное, первый удой. У женщин после родов первый день тоже есть такое. Если ребенка сразу приложить к груди, он обретает силу молозива на всю жизнь и вырастает богатырем, не болеет. Хорошая статья. Чучела надо сжигать в Масленицу обязательно.
3. прот. Алексий Касатиков : Re: «Украденный праздник»
2014-02-26 в 16:39

В этой статье надёжные, документированные сведения - только о христианской составляющей масленицы. Все мнения о языческом прошлом - исключительно гипотезы, не имеющие надёжного подтверждения, как и, вообще, большинство сведений о языческом прошлом Руси. Многие исследователи дохристианской истории Руси, особенно XIX века, когда среди интеллигенции модно было критиковать и подвергать сомнению всё церковное, просто выдумывали, или, как политкорректно говорят - "реконструировали" языческое прошлое Руси. Почему? Да потому что на основе классического образования и появившихся в ту пору в Западной Европе теорий о происхождении религии считалось, что язычество - поэтическая пора человечества и поэтому каждый культурный народ "должен", подобно прекрасному эллинскому народу иметь своё "прекрасное" языческое прошлое. Пример - название труда Афанасьева "ПОЭТИЧЕСКИЕ воззрения славян на природу", в котором он реконструирует древнерусское язычество. Даже М. В. Ломоносов не избежал этого соблазна. Реконструируя древнерусский языческий пантеон, желая показать его не худшим, чем у греков, он вводит вымышленные персонажи этого пантеона - например некоего Позвизда (гипотетического бога ветра) или Ладу - русскую "Венеру" с Лелем - русским Эротом и т. п. Может быть и так, может быть и надо было кому-то доказать, что наши языческие выдумки не хуже "ихних".
Но против того, что "Масленица - древний славянский праздник, усвоенный Православной Церковью" есть много свидетельств. Например, простой факт того, что Сырная седмица не была внесена в церковный месяцеслов на Руси, но была принесена к нам в уже сложившемся месяцеслове из Византии. Эта седмица, в которую Церковь уже отказывается от мяса, но отменяет запрет на все остальные продукты, характерна для всех православных поместных Церквей. И ни в коем образом не является особенностью русского ил славянского Православия.
Ну, а принимать всё хорошее даже из дохристианского прошлого, Церковь, конечно же, способна, если это не противоречит главному - Православной вере. Об этом много писали и Свв. Отцы, например, свт. Василий Великий. Ведь коливо, например, не церковники изобрели. "Пшеницу, вареную с медом и сладкими овощьми смешанную" ещё на панафинейских торжествах те же эллины употребляли. Но это - факт гораздо более надёжный, нежели фантазии о "комоеде" или о "солярном символизме блина".
2. М.Яблоков : Re: «Украденный праздник»
2014-02-26 в 16:37

Вот так... можно говорить-говорить, а самого главного так и не сказать... Классика, однако.

Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного Устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям. Как повествуется в Синаксаре (в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610 -640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.
1. bryzgalov-kv : Re: «Украденный праздник»
2014-02-26 в 11:46

Хорошая статья о Масленице! Еще приятнее то, что автор священник.
Многовато негатива в последнее время о русской традиционной Масленице под прикрытием размышлений о духовности.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме