Священник Антоний Скрынников. Фото: pravoslavie.ru
Священник Антоний Скрынников - главный редактор официального сайта Ставропольской митрополии, старший преподаватель кафедры философии и культурологии Ставропольского государственного педагогического института.
- В массовом сознании Кавказ представляется преимущественно мусульманским регионом. Ислам сейчас переживает возрождение, принимающее иногда слишком резкие, даже радикальные формы. Как уживаются ислам и православие на Северном Кавказе? Возможно ли соработничество двух мировых религий в решении вопросов, волнующих не только верующих, например совместного противостояния распространению чуждых ценностей, социального служения и так далее?
- Массовое сознание - штука довольно опосредованная, с которой нужно постоянно работать, чтобы развенчивать мифы. На Кавказе живет большое количество христиан. Как минимум два региона - Ставропольский край и Республика Северная Осетия - населены людьми, преимущественно идентифицирующими себя с православием.
Традиционным религиям нечего делить, у каждой - своя паства, свои задачи. Никто не занимается искусственным, целенаправленным прозелитизмом. Хотя есть и паразитирующие группы: в исламе - ваххабизм, в христианстве - многочисленные секты типа «Свидетелей Иеговы», которые не гнушаются никакими средствами, включая откровенный обман, чтобы привлечь человека на свою сторону.
У нас с мусульманами есть совместные проекты, например ежегодный лагерь православной и мусульманской молодежи, будущих лидеров, которые общаются, завязывают дружеские отношения, узнают культуру соседа. Я надеюсь, что это именно та молодежь, которая сможет обуздать радикалов как с одной, так и с другой стороны.
У нас очень здравое духовенство. На одной из конференций, где было большое количество диаспор, один из имамов, с которым я давно дружу, прямо заявил, что наш дом - Россия, и если завтра на нас нападет мусульманская Турция, то долг каждого мусульманина - встать на защиту именно России. Помню, как перекорежило от его слов некоторых участников конференции.
- В последнее время резко активизировались разнообразные нетрадиционные религиозные объединения. «Свидетели Иеговы» вновь, как в начале девяностых, появились на улицах. Некоторые эксперты полагают, что это связано с новым витком попыток разрушения российской государственности через внедрение чуждых религиозных традиций. Насколько актуальна для Кавказа эта проблема?
- Вряд ли закономерно утверждать, что сектанты активизировались, ведь они никогда и не прекращали свою работу. Бывает, что какое-то время они не попадаются нам на глаза, и кажется, что их стало меньше или они свернули свою деятельность. На самом деле они постоянно меняют формы работы, ищут более продуктивные методы проповеди.
Фото: ТАСС/Интерпресс
Те же «Свидетели Иеговы» действительно стали меньше ходить по улицам. Но причина лишь в том, что они поняли: гораздо эффективнее стоять со своими переносными стендиками на оживленных перекрестках. И сил меньше расходуется, и КПД выше. Причем этот вид проповеди спущен им сверху. В прошлом году я видел такие стенды и в Тбилиси, и в Ирландии. Иеговисты пытаются соответствовать современному миру. Долгое время они довольно прохладно относились к интернету, а в прошлом году до них дошло, что это мощнейший инструмент, идеальные сети для молодежи. Они модернизировали свой сайт, добавили информацию, в том числе на русском языке, и заказали в Ставрополе более десяти баннеров с приглашением посетить их сайт.
Если говорить в целом, то проблема актуальна как для Кавказа, так и для любого региона России. В том же Ставрополе, если посчитать все секты и культы, включая маргинальные группки вроде почитателей святости Михаила Горбачева, наберется свыше ста организаций. Это очень много для такого небольшого города, как Ставрополь.
- Чем привлекательна сектантская проповедь? Что православные могут и должны противопоставить сектантам?
- Чтобы решить вопрос сектантства, надо перестать уповать лишь на силовой блок - мол, придут сотрудники ЦПЭ, ФСБ, прокуратуры и решат вопрос за нас. Это невозможно. Как показывает опыт советской России и Римской империи первых веков, гонения не страшны для верующих людей. А сектантов целенаправленно учат тому, чтобы они готовились к гонениям, что это «живое свидетельство» правильного выбора пути.
Я не против законодательных ограничительных мер, вмешательства органов правопорядка тогда, когда есть признаки совершения преступления. Но самое сложное должны сделать мы - православные христиане. Мы допустили большую ошибку - отдали наше Священное Писание, нашу Библию сектантам. Человек с Библией на улице или в автобусе в 99% случаев окажется сектантом. Нам нужно исправить это - начать читать Священное Писание, знать основы своей веры, чтобы в разговоре с сектантами четко и твердо уметь отстаивать позицию Церкви.
Писатель Владимир Марцинковский, эмигрировавший после революции на Запад, в своих воспоминаниях пишет об очень характерном моменте, подтверждающем мою озабоченность:
«Вернувшись однажды вечером домой, я нашел у себя на столе письмо, спешно вызывающее меня в Тулу для чтения лекции. Нужно было ехать в тот же вечер, так как зал был снят на завтра.
Я поспешил на Курский вокзал. У кассы стояла длинная очередь. Ко мне подошел какой-то господин, предлагая перекупить у него билет (оказавшийся ему ненужным). Я отнесся к нему с недоверием, опасаясь за действительность билета, но все же взял его - и хорошо сделал, ибо, как потом выяснилось, в тот день на Тулу больше билетов не продавали.
Ехать было очень неудобно. Пришлось стоять на площадке с выбитым окном. Был мороз, дул резкий ветер. Предстояло часов семь пути, и притом ночью. От усталости и желая укрыться от ветра, я опустился на пол (место мое было как раз у открытого окна) и сел между солдатских сапог, так как вся площадка была забита красногвардейцами.
Каждый из них по очереди придерживал у разбитого окна большой грубый мешок для защиты от холодного ветра.
Один из солдат похвалялся грабежами и убийствами, в которых он участвовал в дни революции.
Я не выдержал, встал из своего уголка и спросил рассказчика: «Разве Христос в Евангелии учил так делать?»
- А нешто мы его читали? Мы только крышку Евангелия целовали... А что в ем писано, того не знаем.
Поистине «гибель народу без слова Божия».
Прошло много десятилетий с той поры, как были написаны эти слова, а такое ощущение, что мало что изменилось в знании Писания верующими людьми. Самое главное, что православные могут противопоставить сектантам, - это крепкая вера, высоконравственный образ жизни. Нужно любить свою веру, Церковь - только эта любовь способна обратить сердце человека. Святейший патриарх Кирилл мудро заметил в одной из своих проповедей: «Всякое безразличие, особенно молодежи, к правде Божией - это страшный признак самоубийства. Там, где нет Божией правды, там дебри, там беспамятство, там манипуляции, там потеря жизненной ориентации, там, в конце концов, смерть. А ведь через все это мы уже проходили в кровавом XX веке».
- Казалось бы, советские времена ушли в далекое прошлое, однако воинствующий атеизм нет-нет, да и дает о себе знать. Призывы «убрать религию» из школ, СМИ, а то и из общественной жизни и жизни в целом слышны порой не только от маргиналов. Что стоит за этими нападками на Церковь и православие? Неверие и непонимание или идеологическая диверсия?
- Призывы были всегда, иногда на них стоит обращать внимание, иногда лучшая реакция - игнорирование. Нет смысла бросаться в бой после каждого чиха в сторону Церкви со стороны Собчак, Невзорова, Лебедева. Об этом в свое время очень верно заметила Ахматова: «Когда на улице кричат: "Дурак", не обязательно оборачиваться».
Что касается религии в школе... Основы православной культуры - это именно преподавание основ культуры светским педагогом. Как бы ни хотелось некоторым нашим маргинальным либералам, но культура нашей страны основана на христианских ценностях. Живопись, архитектура, скульптура, литература вышли из стен монастырей. Почему современный школьник должен знать советскую подделку сказки Андерсена «Снежная королева», а не ее оригинал? В оригинале сказки причиной, повлекшей разбивание зеркала тролля, стала не неловкость учеников, а их стремление посмеяться над горним миром. Когда Герда борется со стражниками, она читает молитву «Отче наш»:
«...Было так холодно, что ее дыхание мгновенно превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался; но вот в нем стали возникать маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали и превращались в больших ангелов... Их становилось все больше и больше, и когда Герда дочитала молитву, ее окружал уж целый легион ангелов. Они пронзали снежные страшилища копьями, и хлопья рассыпались на тысячи снежинок».
Знание своей традиционной культуры - главный и первый шаг в борьбе с терроризмом. В 2005 году, после нападения боевиков на Нальчик, в городе собрали круглый стол, чтобы поговорить о проблеме терроризма. Там присутствовали директора школ, учителя, православное и мусульманское духовенство, журналисты. Было сказано много нужных слов, сошлись во мнении, что террористы не имеют национальности. Но суть не в этом. Самое главное произошло в конце заседания, когда поднялась заслуженный учитель математики и сказала: «Хочу попросить у всех вас прощения. В том, что произошло, виновата и лично я». Ее слова вызвали недоумение, но она продолжила: «Среди бандитов был мой ученик. Да, он знал математику, я научила его считать и вычислять, у него была твердая пятерка по предмету. Но эти знания не помешали ему взять в руки снайперскую винтовку и пойти убивать ни в чем не повинных людей». Очень хорошие и правильные слова. Мы можем научить детей каким угодно наукам, но это будет бесполезно, если они не будут знать свою исконную культуру, если с детства не будут знать, что их предки гордились смелостью и жертвенностью, а не убийством беззащитных людей.
- Верующему человеку непросто в современном мире. Число соблазнов, а главное - назойливость, с которой они пропагандируются по всем доступным каналам коммуникации, превышает возможности человеческой психики. Что, на Ваш взгляд, представляет особую опасность? На что православному стоит обращать особенное внимание?
- Сильно сомневаюсь, что современным христианам сложнее, чем христианам других веков. Человеку всегда свойственно жалеть себя, искать причину своего падения или нерадения в окружающих факторах. Дескать, вот я готов, но нет условий. Иногда говорят, что первые века были «золотым временем» христианства. Но так ли это на самом деле? Если мы посмотрим на эпоху святителя Иоанна Златоуста, то увидим его огорчение по поводу того, что прихожане покидают храм на время театральных постановок. Люди меняли службу Святителя и его великолепные проповеди на зрелища. Никакая эпоха не называла сама себя «золотой». Это происходило гораздо позже, когда большинству интересующихся становились не видны все проблемы эпохи.
Христианину стоит прежде всего обращать внимание на себя, на свою духовную жизнь. Ведь именно по поведению одного христианина внешние люди зачастую судят обо всей Церкви. И не дай бог, если мы смутим сердце человека, идущего к Богу. Священное Писание говорит об этом прямо и категорично: «Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17, 1-2).
- Церковь и мир - в чем основной вызов?
- Никакого особенного вызова нет. Задача христиан - преобразовать мир, основываясь на евангельской правде.
- Запутаться можно не только в плохом, но и в очень хорошем. Обилие издаваемой сейчас православной литературы сбивает с толку, тем более новоначальных. Что Вы посоветовали бы в первую очередь прочитать тем, кто только становится из «захожан» прихожанином? А также тем, кто уже освоил «православную азбуку»?
- Сейчас с православным книгопечатанием дела обстоят гораздо лучше, чем, скажем, 10 лет назад. По благословению святейшего патриарха Кирилла вся издаваемая православная литература должна иметь специальный гриф: «Одобрено к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви». Без этого ни одна книга не может появиться в церковной лавке.
Я думаю, что в первую очередь христианин должен изучать Писание, хотя бы Новый Завет. Из современной литературы я бы посоветовал прочитать православный бестселлер - книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Простым и доступным языком автор поделился тем, что дорого ему самому. Из современных авторов, которые пишут легко и доступно, - труды святейшего патриарха Кирилла и митрополита Илариона (Алфеева).
Беседовала Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба
http://rusplt.ru/society/traditsionnyim-religiyam-nechego-delit-17385.html