Петербуржцы в очередной раз встретились с известным московским миссионером протоиереем Олегом Стеняевым в рамках культурной программы выставки «Православная масленица». 13 февраля холл перед сценическим подиумом в СКК был переполнен зрителями. Отец Олег более двух часов беседовал с посетителями выставки, среди которых было много «радиоприхожан», как называет он слушателей своих авторских передач на радио «Радонеж».
В первой части встречи отец Олег прочел лекцию на тему: «Как осуществляется святость Церкви, если члены ее согрешают?» Вопрос очень важный как для уяснения православного учения самим христианином, так и для того, чтобы достойно аргументировать свои взгляды в ответ на провокационные вопросы сектантов и атеистов.
Итак, как можно совместить веру во святую Церковь с тем, что мы сами и другие православные христиане допускают в жизни грех? Как Церковь при этом остается святой и в чем эта святость заключается, имеем ли мы какое-то отношение к святой, соборной и апостольской Церкви?
Прежде всего, по мнению отца Олега, необходимо рассмотреть вопрос, почему Бог стал человеком? Этот вопрос очень важен, не ответив на него, едва ли можно понять, что такое Церковь. Блаженный Феодорит Кирский пишет: «Весьма легко было для Господа и без воплощения совершить спасение людей и одною волею разрушить владычество смерти и совершенно потребить источник смерти, нечестия. Но Он, Господь, восхотел показать не могущество Свое, но правду промышления». Тем самым святой Феодорит говорит, что Бог мог спасти нас, проявив Свою силу, в один момент, но, осуществляя домостроительство нашего спасения. Бог восхотел показать не могущество, но правду.
В человеке, которого создал Бог, не было недостатков. Бог, сотворивший все, обладает всем по праву Творца. Он Хозяин, Господин над этим миром. Господь наделил человека свободной волей, но человек неправильно ею воспользовался. Грехопадение первых людей состояло в том, что они присвоили себе божественное право решать, что такое зло, а что - добро. Все зло, существующее в мире, существует потому, что каждый носится со своим субъективным пониманием добра и зла, а так как в любом случае совпадения будут очень редкими, мир пребывает в нравственном хаосе.
«Церковь как ковчег, в ней сосуществуют разные люди. Известная притча о мытаре и фарисее показывает, из каких людей состоит Церковь, показывает, насколько по-разному молятся эти люди. Эта притча про христиан, - утверждает отец Олег. - Неужели мы не узнаем себя в этом фарисее, постящемся два раза в неделю и наслаждающемся своим отличием от грешного согражданина? Саддукеи, фарисеи и прочие враги Христа уверовали в свою личную праведность, а блудники и мытари знают, что они нечестивы. Потому последние будут первыми».
Святость Церкви обеспечивается тем, что, так как мы сами нуждаемся в прощении, мы должны научиться прощать других. В молитве «Отче наш» мы просим Бога, чтобы Он отнесся к нашим недостаткам так, как мы воспринимаем проблемы и пороки других людей. Мы обречены на доброе отношение к другим людям. Последнее испытание, последнюю битву мы сможем преодолеть с одним оружием - глубочайшим упованием на прощающую благодать Господа нашего Иисуса Христа.
Бог, который сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28) - это Бог, который проявляет Свою любовь навстречу каждому человеку, ищущему спасения. Церковь - это собрание кающихся людей, и всякий раз, когда мы исповедуем свои грехи, Церковь выносит решение о кающемся человеке: «Примири и соедини его святей Твоей Церкви о Христе Иисусе, Господе нашем».
«Если кому-то вздумается похвалиться, то пусть он делает это единственно так, как сказал святитель Амвросий, епископ Медиоланский: «Я буду хвалиться не потому что свободен от грехов, а потому что мои грехи прощены». Мы сами нуждаемся в прощении, и мы должны уметь прощать», - резюмировал свое выступление протоиерей Олег Стеняев.
Во второй части встречи известный миссионер ответил на зрительские вопросы, два из которых мы предлагаем вашему вниманию.
Вопрос: «После революции 1991 года, у нас к пьянству прибавилась наркомания и компьютерная зависимость. Многие не понимают вреда последней и позволяют бесконтрольно детям играть в компьютерные игрушки, считая, что это не страшно. Как вы прокомментируете ситуацию с компьютерной зависимостью?».
Ответ: «В Москве один юноша доигрался в эти стрелялки. Он взял два карабина своего отца и, придя в школу, стал стрелять. Выяснилось, что он постоянно сидел в компьютерных стрелялках, и, сформированный ими, перестал воспринимать жизнь как реальность. Он даже не понял, что совершил кошмарное злодеяние, хотя был отличником и далеко не младенцем.
В США существует запрет, если человек учится вождению машины на компьютере, ему ни в коем случае нельзя давать права. Почему? Потому что всякий раз, врезаясь в какое-нибудь экранное препятствие во время компьютерных занятий, ты можешь начать игру заново. В жизни так не бывает. Есть опасность, что у наших детей будет виртуальное восприятие жизни, что уничтожит инстинкт самосохранения.
На Сахалине случилось именно это. Человек был подвержен игромании, его искаженное восприятие реальности окончательно растоптали неоязычники, в результате он взял ружье, пришел в храм и расстрелял живых людей. Это увлечение детей небезобидно. К сожалению, мы детей выращиваем, а не образовываем. Надо восстанавливать в маленьком человеке Образ Христа, а не какие-то матрицы».
Вопрос: «Существует мнение о том, что стиль пения, сопровождающего богослужение (партес или знаменное), не важен, лишь бы прихожане каялись. Как вы на это смотрите?»
Ответ: «Огромное значение имеют и пение, и иконопись, и церковное чтение, и домашние молитвы. Очень многие неправильно молятся дома, и через это повреждаются. Какой должна быть домашняя молитва? Когда вы в Церкви слышите, как читаются молитвы - это должно быть камертоном к настройке на молитву дома. В храме молятся бесстрастно. Есть опасность, когда человек будет проявлять свою чувствительность в молитве, он может повредиться.
Чувственный аппарат подвергся наибольшему искажению в результате грехопадения. Если мы воспринимаем все только сердцем, мы погибнем. Апостол Павел, понимая это, дает совет: «Буду молиться духом (то есть сердцем), буду молиться и умом, буду петь духом, буду петь и умом». То есть, чтобы молитва была бесстрастной, надо ум погрузить в сердце, как Павел говорит: «Лучше пять слов сказать на понятном языке, чем тьму слов на непонятном». Разум менее поврежден в результате грехопадения.
Различные так называемые «евангельские христиане», на самом деле харизматики, прямо говорят адептам, чтобы те отключали разум и молились только сердцем, своими словами. Тогда все превращается лишь в чувственный визг, в результате человеком завладевает нечистый дух. Такие состояния мне приходилось встречать в описаниях опыта участников «Альфа-курса».
Пение - это очень важный молитвенный аспект, а не концерт. Тут совершенно недопустимы западные распевы, которыми увлекались в 18 - 19 веках. Один раз мне довелось на архиерейской службе услышать Херувимскую, положенную каким-то автором на «Каватину любви» из оперы «Женитьба Фигаро». Я содрогнулся, ведь можно духовно повредиться, если человек все свое сердце в молитве раскроет навстречу Моцарту. Я не против Моцарта, но на концерте и дома, а не в церкви. Молитвенное пение должно быть молитвой, и очень важно не отрывать его от мирян в целом.
Икона должна быть правильно написана. Сравните, как Георгия Победоносца изображают на западе и на православной иконе? Это же разные мировосприятия! Там святой Георгий - это рыцарь, закованный в латы, что-то среднее между Шварцнеггером и Сталлоне, который с невероятным напряжением мускулов вгоняет бревно в глотку дракона. Победа одерживается мышцами в куче металлолома. А православное изображение Георгия Победоносца? он копье держит двумя пальчиками, а сверху мы видим благословляющую руку Христа. То есть, «Не в силе Бог, а в правде», и победитель - это Христос, а Георгий - соучастник победе Христа.
И в чувственном партесном пении, и в латинской мазне мы видим элементы, могущие повредить духовному состоянию человека, и не соответствующие православному, восточно-византийскому мировосприятию. Когда мы говорим о духовном трезвении, надо понять, что мы должны сохранять целомудрие нашей веры».
Известному миссионеру были заданы и другие актуальные для духовной жизни современных христиан вопросы. Мы предлагаем вашему вниманию полную аудиозапись этого выступления протоиерея Олега Стеняева.
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»
[audio=/media/misc/Steniaev_13.02.2014.mp3][/audio]