Более трети россиян (38%) не одобряют освобождение по амнистии участниц панк-группы Pussy Riot Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой. Еще 33% опрошенных одобряют освобождение девушек, а 25% признались, что им это безразлично. Таковы данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), пишет Regions.ru.
Положительно на их освобождение отреагировали в первую очередь москвичи и петербуржцы (56%), а также высокообразованные респонденты (38%). Негативно оценили ситуацию жители небольших городов (44%) и сел (41%), а также респонденты с начальным образованием (51%).
Кроме того, ВЦИОМ констатирует увеличение количества россиян, которые признают приговор участницам панк-группы справедливым. Алехина и Толоконникова получили по два года лишения свободы за хулиганство в храме Христа Спасителя. Если в 2012 году, когда был вынесен приговор, решение суда поддерживали 31% опрошенных, то в январе их доля составила уже 44%. Количество респондентов, считающих приговор слишком суровым, снизилось с 33 до 19%. Причем пятая часть опрошенных (22%) полагает, что наказание было слишком мягким и его следовало ужесточить.
Результаты опроса позволяют судить об отношении россиян не только к участницам скандальной панк-группы, но и другим персонажам, которые находятся в центре внимания современных СМИ. Настоящих героев среди них практически нет, хотя люди, с которых молодежь могла бы брать пример, есть. Более того, даже то немногое, что делается для пропаганды в обществе подлинных идеалов, сталкивается с препятствиями. Недавняя попытка администрации московского ЦПКиО имени Горького добиться демонтажа памятного камня, установленного в честь Героев России, павших в борьбе с оргпреступностью, тому наглядный пример. Зато антигерои типа «пусек» у нас, похоже, в чести: про них все говорят и пишут, тем самым возвеличивая их.
«Как вы можете прокомментировать итоги опроса? Ваше личное отношение к истории с Pussy Riot? Что вы думаете по поводу ситуации, когда пропаганда мнимых героев, не поддерживаемых обществом, активно распространяется в СМИ, а истинных - с трудом пробивает себе дорогу?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что к этому всему можно относиться только как к информационной войне. «Акция Pussy Riot может, была направлена и не против Церкви, - предположил он. - Она, скорее, носила политический характер и была активно "раскручена". Однако христианам стоило менее болезненно реагировать на скандал: пускай бы все шло свои чередом, а разбирались в произошедшем правоохранительные органы. Нужно было подавить неприятные ощущения от высказываний некоторых либеральных интеллигентов, считающих, что это Церковь «посадила» бедных девушек. Это позволило бы избежать определенных имиджевых потерь».
«У священнослужителей по поводу происходящего тогда были различные мнения, это нормально. Но официально никто не призывал к жестким санкциям. Девушек отпустили – слава Богу, что ж держать женщин в тюрьме? Лично я не вижу в этом необходимости», - заключил отец Андрей.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, сказал: «Это закон современного общества, где скандал - показатель популярности. Раньше закон работал только в шоу-бизнесе, а теперь повсюду. СМИ не заинтересованы в героях, потому что для них информация это бизнес, а гораздо больше дивидендов им приносят антигерои, вызывающие скандал. То есть люди делают деньги на скандалах. При нынешней коммерциализации СМИ это неизбежно».
«Настоящих героев может прославлять в обществе только структура, которая не подчинена законам рынка, - считает пастырь. - Это могло бы быть государство, но, к сожалению, оно должного внимания этому не уделяет. Поэтому у молодежи нет положительных примеров для подражания, зато есть антигерои, которых молодежи "прикольно" послушать. Печально, но это одна из особенностей общества потребления. Между тем, герои у нас есть, и в СМИ они пробиваются, хотя все еще очень редко. Но раз такое случается, значит, мир не покинул Бог».
«Я не знаю, как объяснить распространение отрицательного мнения людей по отношению к Pussy Riot. Думаю, начинает сказываться наша нравственная общественная оценка, которая, как правило, инерционна до какого-то момента. Народ чувствует, что Pussy Riot поступили гнусно, вот и меняет свое мнение. Да и слава участниц группы кратковременна. Они заработали скандалом известность, а потом их неминуемо отодвинут в небытие – по законам того же конвейера скандалов. Название группы говорит само за себя: она может рассчитывать лишь на позорную геростратову славу», - убежден отец Александр.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил: «Мне кажется, доля людей, поддерживающих группу, был в момент вынесения приговора, да и на протяжении времени, этому предшествовавшему, явно завышен благодаря пропагандистским средствам. Сейчас, когда скандал затих, люди, рассуждающие здраво, но считавшие под влиянием пропаганды, что, может, и не стоило применять к участницам группы уголовное наказание, стали более спокойно смотреть на ситуацию».
«А вот наши законники тогда оказались в непростом положении. С одной стороны, было очевидно, что оставлять деяния девушек безнаказанными нельзя. Это же был своего рода пробный шар: как, мол, станут реагировать, если мы начнем оскорблять святыни? С другой стороны, наказывать строго тоже не представлялось правильным. Нужно было одновременно проявить и строгость, и милосердие. Прошедшая амнистия сгладила углы, - считает отец Максим. - С одной стороны, всем дали понять, что подобное недопустимо: только попробуйте еще раз, и наказание будет более суровым, мы не позволим глумиться над нашими святынями. Но, мне кажется, и освободить Алехину с Толоконниковой по амнистии было правильно. От этого выиграли все: и сами девушки, вышедшие на свободу, и государство, которое дало понять: люди, живите нормально, и никто никого обижать не будет. Я думаю, россияне в большинстве своем это хорошо понимают».
«Вместе с тем увеличившееся количество людей, которые высказались за ужесточение срока наказания, свидетельствует о переосмыслении ими происшедшего. Быть может, оно возникло, в том числе, и на фоне скандалов с группой "Фемен", которые уже после истории с Pussy Riot продолжали сотрясать Западную Европу. Стало понятно: давать таким людям возможность открыто действовать, глумиться над нашими святынями неправильно и недопустимо. Стоит также отметить ужесточение позиции государства по поводу всех этих псевдолиберальных сил, так называемых "защитников". Например, недавняя история с попыткой активистов "Гринпис" высадиться на платформу "Приразломная"… В итоге они попали за решетку, а потом их выпустили по амнистии. Я думаю, теперь они четко понимают: впредь Россия по отношению к себе такого не допустит. И это самое главное. Принцип неотвратимости наказания является основой любой судебной системы. Очень важно было дать понять, что мы не позволим безнаказанно, под крики о свободе, защите китов, лесов, «сексуальных меньшинств», да кого угодно еще, - попирать наши законы и ценности», - сказал священник.
«Что же касается героев…Большинству они не интересны, интересен скандал. Я думаю, люди, которые с интересом следили за развитием ситуации с участниками группы Pussy Riot, их выходку чаще всего не поддерживали, интересовались всем этим из-за привычки к скандалу. Наши СМИ уже много-много лет строят на скандалах свои рейтинги. Есть два способа привлечения внимания к материалу, неважно, где он помещен: в газете ли, на телевидении, еще где-то. Они описаны в академической литературе: это скандал и рассказ о действительно выдающейся личности. В большинстве случаев СМИ "играют" на скандалах. Взять тот же скандал с Pussy Riot: он заранее готовился, правильно был осуществлен "вброс", потом его по правилам раскрутили... Любому профессионалу это очевидно. А вот сыграть на скандале в отношении настоящих героев невозможно: они не скандальны. Напротив, это по большей части тихие люди, которые не стремятся привлекать к себе внимание», - заключил пастырь.
Священник Владислав Гончаров, пресс-секретарь Ижевской и Удмуртской Епархии, сказал: «Что заставило людей изменить мнение, предполагать трудно. Быть может, изначально общество не в полной мере оценило поступок участниц группы, а многие полагали, что девушек наказывают напрасно. Что они совершили? Я считаю, не только хулиганство. Они оскорбили религиозные чувства верующих. Разумеется, за такое нужно наказывать, чтобы неповадно было другим. А иначе у нас еще кто-нибудь захочет совершить подобное в храме. Или, к примеру, в синагоге, в мечети, - без разницы. В любом случае это хулиганство, и правоохранительные органы не должны закрывать на это глаза».
«В случае с Pussy Riot, возможно, спустя некоторое время общество осознало, что подобное недопустимо, вот результаты опроса и поменялись. Конечно, девушек широко разрекламировали как мучениц, пострадавших от церковнослужителей. Благодаря широкому обсуждению этого вопроса они стали очень известны. Если бы в это время был бы кто-то и совершил настоящий подвиг, ему не уделили бы столько внимания. Мы вообще редко замечаем героев. У нас почему- то любят обиженных, не разбираясь, действительно ли их обидели. Делают из них мучеников, но кто задумывается, за какие идеалы эти мученики пострадали? За пропаганду мнимых ценностей, а иногда даже за антигосударственные выходки? Такие выходки должны быть наказаны, иначе люди, их совершившие, действительно станут в глазах многих героями», - предостерег отец Владислав.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, отметил: «Мнение людей меняется, и, наверное, этому есть причины. На мой взгляд, так происходит из-за того, что люди не увидели раскаяния этих девушек, не услышали сожалений о содеянном. Русские склонны прощать, но с условием, что человек действительно изменился. Если бы девушки раскаялись, я думаю, и процент бы осуждающих их людей не увеличился».
«Я как священник устроенное ими безобразие оправдать не могу. Для подобных акций нужно искать другие площадки. Хотите служить "панк-молебен"? Хорошо, тогда открывайте свой "панк-храм". Почему вы пришли для этого в церковь? И почему не уважаете чувства других людей? Они не осквернили храм, ибо Бог поругаем не бывает. Они обидели верующих, надругались над их чувствами. А лично против девушек никто ничего против не имеет. Церковь никогда не осуждала человека, она осуждала грех, - в храме ли он был совершен, или, скажем, осквернили памятник. В любом случае это надругательство над чувствами людей», - подчеркнул отец Михаил.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, сказал: «Тут важно сразу отделить "мух от котлет". Во-первых, в обществе и СМИ нет единства мнений. Есть люди, которым нечего делать, скандальные, невежественные, их только и волнует орган, в честь которого названа обсуждаемая группа. И есть СМИ, задача которых – извлечение прибыли из этого скандального, безбожного и деструктивного интереса. С другой стороны, это просто свойство человеческой природы. Человек – существо двойственное: он создан богоподобным, но извращен грехом. Если мы об этом забываем хотя бы на минуту, то врезаемся головой в стену. И Патриарх об этом говорит во всех своих обращениях. Каждый православный, не говоря уже о священнике, обязан это помнить. Эксплуатация человеческого греха нам объясняет многое. Да, гораздо легче и эффективнее с точки зрения СМИ писать о всякой гадости, нежели о добре, и люди на это "клюют" активнее».
«Мое мнение об участницах группы не изменилось, потому что мнения и не было. В России около миллиона заключенных по самым разным статьям. Когда я прихожу в тюрьму, знакомлюсь с ними, пытаюсь им помогать. А к этим девицам не должно быть никакого специального отношения. Нахулиганили, получили наказание по суду, освободились по амнистии. Все, нечего тут обсуждать», - считает отец Макарий.