В связи с этим хочу поделиться с читателями одним своим воспоминанием о Владыке в мою бытность членом Епархиальной комиссии по восстановлению прав Русской Православной Церкви в начале 90-х годов в Петербурге и некоторыми мыслями о нем.
Более всего митрополит Иоанн запомнился мне в один из его приемных дней в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Прийти к Владыке на прием мог кто угодно. И в тот день в коридоре перед его приемной живописно расположилась длиннющая пестрая очередь, состоящая из всех слоев и групп общества: люди пожилые, среднего возраста и молодежь, мужчины и женщины, в церковном облачении и светской одежде, весьма импозантные, непростые и самые простецкие. Я непроизвольно заметил несколько людей в военной форме, а также явных иностранцев, депутата городского законодательного собрания, театрального деятеля, красивую элегантную даму и маленькую старушку, одетую очень бедно, даже ветхо.
Через три часа стало ясно, что всех пришедших в этот день принять не удастся. И тогда митрополит Иоанн внезапно появился в коридоре и стал сам обходить стоящих в очереди, спрашивая кто, по какому вопросу пожаловал. Кого-то он выслушивал, кратко отвечал и благословлял, кому-то отвечал, но не благословлял, около кого-то задерживался, а одному солидному на вид господину сказал весьма твердо: «Нет, сегодня я не смогу принять Вас»… Таким образом, митрополит обошел всех да последнего.
Я был поражен, как все это удивительно делалось и как практически все получили пусть кратчайшую, но аудиенцию. Подумалось, можно ли такое увидеть в приемных наших светских чиновников. Мне лично не приходилось (понятно, что это происходило до современной американизированной формализации наших «эффективных менеджеров»).
Меня возмущают писания недоброжелателей, которые заведомо никогда не общались с Владыкой Иоанном, не читали его трудов, но смеют называть его невежественным и агрессивным. Для всякого объективного человека несомненно, что митрополит Иоанн был выдающейся по духу и добру личностью, настоящим народным духовным пастырем.
Как свидетельствуют социологические исследования в Петербурге, в том числе проведенные под моим руководством, именно в бытность Владыки Иоанна митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским число людей, считающих себя верующими, в нашем городе неуклонно и стремительно возрастало, увеличившись с 28% в 1992г. до 61% в начале 1995г. – последнего года жизни Владыки (причем православными себя называли 57,5% от всех петербуржцев, на остальные конфессии приходилось немногим более 3%).
С года кончины митрополита Иоанна число верующих в Петербурге увеличиваться перестало. В конце 1990-х гг. даже стало понемногу снижаться. В последние годы снова наблюдается повышение, но фактически не более, чем при владыке Иоанне. Конечно, можно находить разные причины и объяснения этому процессу, но я вижу главную причину в том, что с нами больше нет этого замечательного пассионарного пастыря…
Когда мне случается посещать Никольское кладбище Александро-Невской Лавры, всегда сворачиваю к могиле митрополита Иоанна, расположенной на самом краю кладбища, минуя огромные с помпезными памятниками гробницы власть имущих, совершенно неуместно и необоснованно появившиеся здесь. Около маленькой, скромной могилки Владыки всегда горят свечи, всегда лежат живые цветы, всегда кто-то есть, в основном это простые, в лучшем смысле этого слова, русские люди…
Прошу считать эту мою статью – еще одной подписью под посланием российской общественности с требованием установить в г.Самаре памятник выдающемуся патриоту, духовному пастырю и защитнику русского и всего российского народа в тяжкие годы смуты на перепутье веков - митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну!
Валентин Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России