В Нарвских воротах (филиале Музея городской скульптуры) по 9 февраля работает выставка «Блокада. Трагедия Ленинграда». Это издательско-выставочный проект, посвященный ленинградцам, не дожившим до снятия Блокады и призванный сохранить знание о самой драматичной странице истории города на Неве. В основе проекта – одноименная книга, объединившая в хронологической последовательности фотографии жизни в осажденном городе, воспоминания его жителей и защитников. Экземпляры книги в увеличенном размере представлены на столах музейного помещения так, чтобы посетители могли свободно листать их. Экспонаты выставки дополняют книгу реалиями тех далеких лет, погружая читателя в атмосферу блокадного быта.
Выставка в Нарвских воротах открылась 22 января. Создатели проекта рассказали гостям, как готовилась экспозиция, по какому принципу организован материал. Главное, что хотели донести до посетителей музея организаторы выставки – это память о Блокаде, память, которая сама по себе бесценна. Именно память может помочь нашим современникам не допустить повтора блокадного кошмара.
Для Музея городской скульптуры, отделом которого являются Нарвские ворота, эта выставка особенно важна, потому что этот мемориальный комплекс был всего в 6 километрах от передовой. Когда город оказался в Блокаде, здесь проходил передовой рубеж, отсюда уходили в сражения бойцы народного ополчения, а когда война закончилась, то через Нарвские ворота прошла победным маршем вернувшаяся гвардия. Нарвские ворота помнят все тяготы, которые пережил город на Неве.
Выставка родилась благодаря издательскому проекту «Блокада. Трагедия Ленинграда». В рамках экспозиции эта книга представлена на столах в увеличенном, альбомном варианте. Музейщики специально распечатали ее на большом формате, разделив на 4 года, и выложили на столы, потому что на стенах выставочного зала уместилось лишь 32 фотографии, а в книге их больше 100. Многие фотографии, собранные в архивах и музеях, никогда не публиковались, посетители увидели их впервые.
В витринах под фотографиями представлены экспонаты, иллюстрирующие жизнь блокадного города - это документы, книги, открытки, предметы быта, продукция заводов, оружие и конечно, страшные блокадные пайковые карточки. Все они доносят атмосферу того далекого времени и нужны нам, чтобы приблизиться мысленно к тем, кто пережил Блокаду.
Главный научный сотрудник Музея городской скульптуры, доктор исторических наук Алексей Владимирович Аранович, один из участников проекта «Блокада. Трагедия Ленинграда», рассказал о подходе к работе над книгой и выставкой. Прежде всего, он заинтересовался поиском фотографий по истории повседневности из домашних архивов - их осталось очень мало по той причине, что фотоаппараты изымались, фотографирование на улице было запрещено, приравниваясь к шпионажу. Большинство снимков, тиражируемых СМИ - это фотографии из т.н. «окон ТАСС», сделанные по заказу. В большинстве их ужасы ленинградской Блокады, особенно в самую страшную, первую блокадную зиму переданы в сглаженном виде.
Алексей Владимирович обнаружил, что существуют фотографии неофициального характера, в частности, комплекс снимков из Военно-медицинского музея. Они отражают работу группы врачей по изучению дистрофии. Фотографии жуткие и говорят сами за себя, несколько из них опубликовано в книге. Интересные снимки были найдены в фондах Музея милиции. На них запечатлены особенности организации порядка на территории блокадного города и борьбы с преступностью.
Фотографии и в книге, и на в экспозиции расположены в хронологическом порядке, начиная с установления Блокады 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. Внутри организована рубрикация по специфике фотографий. Представлена повседневная жизнь горожанин, которая зависела от статуса хлебной карточки. Меньше всего фотографий иждивенцев, так как они почти не выходили из домов, получая самый маленький паек. Иждивенцы зафиксированы больше всего в моменты до или после бомбежек. Большая часть фотографий, вошедших в книгу, сделана на улице и на Дороге жизни. Есть снимки в цехах ленинградских предприятий, но заводы заработали лишь с весны 1942 года. Меньше всего фотографий о зиме 1941-1942 годов, потому что она была самая страшная и унесла больше всего жизней ленинградцев.
«Мы приняли решение не подписывать фотографии в книге, а сопровождать ее дневниковыми записями, поясняя, что происходило в городе. Не хотелось бы, чтобы с Блокадой поступили так же, как с Георгиевской ленточкой, высокое значение которой как воинской награды, к сожалению, некоторые наши современники уничижают своим отношением. Задача наша была - максимально достоверно отобразить хронологию блокадного Ленинграда тем фоторядом, который дошел до нас», – рассказал А.В.Аранович.
«Еще момент, которого нельзя на коснуться - судьба самого страшного в Санкт-Петербурге Пискаревского кладбища. – подчеркнул главный научный сотрудник Музея городской скульптуры. – Мы много говорим о Блокаде, но до сих пор не известно, сколько человек на самом деле лежит на Пискаревском кладбище? В условиях Блокады людей на кладбище привозили не то, что не в гробах, даже не лежа, а стоя! Считали по головам и даже существовали приписки, потому что водителю важно было больше сдать, а приемщику - больше принять. Осуждать за это тех людей невозможно. Мы не знаем, сколько ленинградцев было действительно сожжено в Парке Победы. С учетом Дороги жизни, беженцев, думаю, цифра человеческих потерь никогда не будет известна».
В подтверждение этой мысли А.В.Аранович привел следующий случай. В 2013 году его как специалиста по историческому костюму прокуратура Петроградского района попросила провести атрибуцию найденного на чердаке полуистлевшего детского тела, завернутого в какие-то ветхие вещи. Требовалось приблизительно установить, когда они были сшиты. Антропологи уже определили, что это детские останки. А.В.Аранович установил, что одежда была сшита в 1939 году. Затем по архивам определили, что в этом здании был до войны Детский дом.
«По прошествии 70 лет эхо войны такими страшными находками долетает до нас. Блокада нас долго еще не оставит, и дай Бог здоровья и долголетия ветеранам! Очень хотим, чтобы память о блокадном подвиге осталась, чтобы из нее не сделали лубок, не искажали в угоду конъюнктуре и политике», – заключил главный научный сотрудник Музея городской скульптуры.
Дарья Аркадьевна Тимохина, методист отдела «Нарвские триумфальные ворота» рассказала, что при работе над выставкой сотрудники музея старались показать разные грани жизни города не только языком цифр, но и посредством артефактов.
Второй компонент выставки кроме снимков, - это артефакты бытовой истории блокады. Город сражался за жизнь и жил. В блокадном городе появились уникальные артефакты, связанные с материальной культурой. На выставке представлены например, армейские фляжки, изготавливаемые на предприятиях, где выпускались до войны лимонадные бутылки. Консервные заводы работали на фронт и делали снаряды и так далее. Военное производство эхом докатилось и до наших дней. Например, привычные п-образные карнизы с собачками - на самом деле являются разрезающимися обоймами для трехлинейных патронов. Даже калибры консервных банок с каким-нибудь мирным зеленым горошком повторяют размер противопехотной гранаты.
По ее словам, вещи, связанные с Блокадой, можно условно разделить на два типа: первые - те, которые принадлежали людям, жившим в Ленинграде; вторые - предметы, которые без пояснения их значения не привлекли бы особого внимания современников. Примечательны они тем, что были созданы в блокадном городе из имевшихся материалов, порой самых неожиданных. Например, противопехотная мина, изготовленная на ленинградском заводе, корпус которой является коробкой для гуталина. Видимо, на заводских складах имелся приличный запас таких пластмассовых коробок, и в военное время их успешно перепрофилировали в корпуса для мин.
Такие предметы зачастую плохо сохраняются, так как сами блокадники связывают их зачастую с травмирующими переживаниями и наши современники почти не видят этих вещей. Но существует рынок коллекционный, и есть специалисты, интересующиеся именно военной историей города. Благодаря двум таким коллекционерам в нашем музее и появились эти блокадные вещи. В экспозиции представлено несколько десятков предметов (всего их 96), принадлежащих коллекционерам Ивану Волкову и Михаилу Бородулину.
Внимание в экспозиции привлекают книги, изданные в блокадном Ленинграде. Их тематика направлена на подъем духа бойцов и жителей города. Также в военном Ленинграде печатались почтовые открытки, на которых изображались сюжеты из жизни сражающегося города. Коллекционерам известно 2700 вариантов открыток, изготовленных в осажденном городе! Представлены на выставке также разнообразные документы, связанные с эвакуацией, с учебой на курсах зенитной обороны, со сменой места работы и т.п. И, конечно, карточки. Продуктовые карточки - самый печальный свидетель тех лет.
«Не по себе становится, когда видишь карточки на жиры, на которых обозначено, что человек может получить в день масла в количестве... 5 грамм. Как можно взвесить эти 5 грамм и в какой посуде их можно донести до дому? А ведь люди каждый день вынуждены были стоять за ним в очередях, потому что сразу на неделю его не выдавали. В комплексе все эти материалы дают более развернутую картину жизни осажденного Ленинграда», - отметила Д.А.Тимохина.
Завершил представление экспозиции один из составителей книги «Блокада. Трагедия Ленинграда» Семен Борисович Борзенко, участник Санкт-Петербургского общественного движения «Аврора». «Я принадлежу к поколению внуков блокадников, знаю лишь по наслышке о тех днях. Но чем больше узнаю, тем страшнее становится, – поделился своими чувствами Семен Борзенко. – Если бы мы напечатали все документы, какие обнаружили, то книга эта была бы гораздо страшнее. Мы пожалели нынешних читателей, которые спокойно занимаются своими делами, не боясь, что их дом разбомбят; позволяют себе выбросить черствый хлеб, не задумываясь, что не так давно эта краюшка могла спасти целую семью. Современники, живущие в комфорте и жалующиеся, что жизнь не идеальна, открывая такую книгу, испытают шок».
«Составляя книгу, мы постарались увязать в единое целое три элемента: хронику блокадных дней, подобранные под события хроники фотоматериалы, и подобранные под них воспоминания блокадников. Каждый разворот книги - это отдельная маленькая история. У каждого ленинградца своя "маленькая Блокада", и среди воспоминаний в этом сборнике есть воспоминания моей матери», - сказал в заключение С.Б.Борзенко.
Тот ужас, который пережили жители нашего города в дни Блокады, не должен повториться никогда. Каждая семья была затронута этим горем, но, пока мы помним, рассказываем об этом, есть гарантия, что память о войне будет жить.
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»
16. Ответ на 15., РодЕлена:
15. Ответ на 12., Лесничий А.Л.:
14. РодЕлена
13. Re: Память о блокадном подвиге должна остаться неискаженной
12. Лонид Пантелеев
11. Ответ на 10., РодЕлена:
10. 9 Лесничий
9. Ответ на 3., РодЕлена:
8. Re: Память о блокадном подвиге должна остаться неискаженной
7. Ответ на 5., РодЕлена: