I.
Без приведения в соответствие державной модели российской ментальности - и современной модели либерального российского государства, - у нас нет будущего.
Точкой отсчета новой стадии бытия стран и народов нередко становится национальная катастрофа. Ближайшие исторические примеры мы видим на судьбах немецкого, японского и еврейского народов. Разгром и геноцид во Второй Мировой войне стали вехами, положившими начало новой истории этих народов. Есть примеры и иного рода. Когда подспудное ментальное «брожение» трансформируется в пассионарный прорыв в сфере национального самосознания. Своеобразным и даже уникальным образом это произошло в современном Иране. Возникает вопрос: а возможна ли в принципе целенаправленная «режиссура» и корректировка собственной ментальности? Ответа всего два: да или нет. Недаром ведь говорится «На нет и суда нет». Нет и нет; с одной оговоркой - со всеми вытекающими последствиями. Ответ «да» означает, в том числе, и возможность ментальной корректировки, если необходимость таковой достаточно ясно проявлена. На мой взгляд, сегодня мы имеем уникальный шанс начать строить самих себя, как государственную державническую нацию нового типа. В условиях нового времени. А в качестве точки отсчета этой «ментальной перестройки» должен быть использован свежайший факт нашего национального унижения. Что, согласитесь, делать гораздо проще, нежели в условиях военной оккупации и разгрома. Факт нашего последнего национального унижения налицо. Речь идет о бандитском захвате нашего судна «Олег Найденов» и пленении его экипажа.
Как известно, 22 января судно наше было отпущено властями Сенегала. Итак, случилось событие, априори прогнозируемое и ожидаемое. Но наша-то, как суверенной Державы, как великой морской страны, заслуга в чем? Захотели - захватили; захотели - отпустили. Вот и все!
Все ли? Увы... Такое освобождение в плане защиты престижа России, - много хуже предшествующего ему захвата. Достаточно вспомнить хронологию событий внутри самой коллизии. Корабль захватывают - через неделю происходит экстренное ночное заседание руководства Сенегала по теме: отпустить - не отпустить наше судно - и только еще через неделю российской стороне властями Сенегала даются официальные объяснения о причинах захвата нашего корабля и пленения наших моряков (?!). Захваченный корабль есть - а России как бы и нет...
От нас всех как единой исторической общности именуемой «народ России» зависит, будет ли это унижение последним по времени, т.е. чисто хронологически - либо последним в буквальном и высшем смысле. Несомненно, когда речь идет о будущем страны и народа всегда лучше плохой диагноз поставить самим себе. Ибо это будет суверенный диагноз. А только он и дает возможность эффективного суверенного самолечения. Иначе «лечить» будут другие...
II.
А теперь - от концептуальных тезисов к конкретике. Исконно русское наше упование на Государство ныне оборачивается против нас самих. Вот печальный бытовой пример. Когда русского человека избивают на улице буквально среди бела дня некие нерусские люди, это избиение чаще всего заканчивается... безнаказанным избиением. Многочисленные прохожие не вмешиваются, не приходят на помощь, не пытаются остановить негодяя. Вмешательство, если оно и происходит, заключается в вызове полиции. Что происходит быстрее в силу объективных причин; - приезд дежурного наряда или обездвижение от града ударов пострадавшего свеем понятно... история с «Олегом Найденовым» в принципе то же самое. Налетели, захватили, держали в плену, двух человек экипажа ещё и избили - и что? И ничего. Были наши некие реактивные (т.е. сугубо ответные) элементарные действия? Обращение владельца в международный суд; некие формальные неакцентированные заявления МИДа; столь же неэффективные и неэффектные заявления Госкомрыболовства и более ничего. То есть картина удручающая: в ответ на наглое, дерзкое, бандитское действие - с нашей стороны только слова, слова и слова. Что же получается?
Скажем: разнести по кирпичику посольство того же Сенегала мы, русские, не можем. Не наш это способ. Не наш стиль, не наш обычай. Мы народ державный, народ - Государственник. Немцы, к примеру, способны (и они это делали и делают) в ответ на антигерманскую реплику в прессе конкретной страны - в течение суток отозвать десятки тысяч своих турпутевок в эту страну. Не договариваясь, не ожидая ни официальной отмашки, ни подсказки со стороны государства. Именно так было, когда например всего лишь одна из спортивных газет Италии прокомментировала неудачную игру Штефи Граф следующим образом: «Игра Граф была столь же невыразительна, как и вся германская действительность». Мы так не можем - и потому не делаем. Мы, русские другие. Не хуже, не глупее, не пассивнее, но - другие. А теперь о главном аргументе. Аргументе подлинно державном. В ответ на пиратский захват российской территории, - (а всякий наш корабль именно такой статус имеет в первую голову) на выручку нашим приходит соединение российских боевых кораблей. Посмотрите направо; посмотрите налево; посмотрите вокруг; где они? Почему не видно? Потому что их просто нет. А вот это уже беда. Ментальная державность или государственнический менталитет русского народа, - не подкрепленный державой, державной мощью, не подкрепленный державными институтами, живыми традициями и державным образом действий Государства - просто повисает в воздухе. Повисает в воздухе и сама наша русскость. Пора нам определяться братья и сестры. Или летать зимой загорать в Таиланд или служить 3, а то и 5 лет в российском флоте, на российском боевом корабле. Или мы подтянем нашу державность до должного уровня, чтобы быть и конкурентоспособным народом, и при этом быть самим собой. Традиционно народом державным, - или нас не будет. Будут другие. Как вместо римлян - стали итальянцы и т.д. и т.п.
Сегодня мы стали иждивенцами-державниками, мы по-прежнему хотим, чтобы все наши проблемы решало Государство. Но при этом мы сами не хотим помогать государству. В решении его, государства проблем. Скажем прямо, в своём внутреннем состоянии мы подошли к последней черте. Мы выбираем независимость от государства, когда государству что-то нужно от нас. И одновременно - де факто признаем и даже настаиваем на своей зависимости от государства, требуя от него нужное для себя. Мы - сверхдержавники и сверхгосударственники, когда ногами топчут нашего земляка на нашей земле пришлые нерусские люди! Мы мним себя державниками и потому остаемся только прохожими. Мы вызываем по телефону полицию. Разве этого недостаточно?
Иждивенческое кредо «Заплати налоги и спи спокойно» и державный менталитет, - это вещи несовместные. Сегодня мы, русские просто гробим себя, пытаясь сидеть одновременно на стуле и на столе. Перед нами стоит простая и строгая дилемма: или мы выработаем и приобретем современный державный качественный менталитет - или уйдем с исторической сцены как Нация и Государство. Быть или не быть? Вот в чём вопрос.
Унизительная ситуация с нашим кораблем длится и доныне. И нам всем и государству и народу это почти безразлично. Повторюсь: произвольный захват и произвольное освобождение, - это пресловутые хрен и редька. И потому именно сегодня нужно начать ковать новую русскую державность. На исконно русский вопрос «что делать?» - должен быть дан однозначный исчерпывающий ответ: нужно обязательно что-нибудь делать! Думается, имеет смысл: объявить персоной нон грата посла Сенегала. Именно сейчас, когда Дакар самодовольно расслабился. Предварительно заранее, чтобы исключить симметричный ответ Дакара, вызвать в Москву для консультаций нашего посла в Сенегале. В качестве национального девиза утвердить принцип: удар по престижу России - это прямая угроза нашей безопасности. Создать общенациональный сайт ПРЕСТИЖ РОССИИ. Чтобы на его электронный адрес приходили конкретные предложения, рекомендации и советы от российских граждан. Тема: что делать при возникновении той или иной ситуации, наносящей ущерб престижу России.
III.
Не возбраняется заплатить налоги и потом мягко спать и сладко есть. Однако вместо отсутствующего ныне воспитующего и мобилизующего Закона - неожиданно появляется Диагноз, если не сказать Приговор. Сегодня уже в отношении трех крупнейших стран Европы, - Франции, Англии и Германии, - определен компетентный объективный диагноз. Через поколение, т.е. всего через 30 календарных лет эти страны будут кардинально иными. Иными - означает: нефранцузскими, неанглийскими, ненемецкими.
Диагностируется, что они будут исламскими. Оплот западной модели бытия США, - во всех смыслах демографическом, прежде всего, стремительно деамериканизируются. Более корректно и более правильно будет сказать - деевропеизируются. Шокирующий пример Запада сам по себе есть сигнал бедствия: не делай как я! Для России таким образом во весь рост встает дилемма: либо ты муравей-державник, либо налогоплательщик-стрекоза. Дважды по 20 млрд. долларов, что ежегодно проматываются на заграничных курортах, проматываются нашими соотечественниками-стрекозами, - вот тебе и флот. Флот, который сегодня не выдвинулся к берегам Сенегала. Не продемонстрировал мощь и авторитет России, не помог экипажу нашего плененного корабля. Не выдвинулся, не продемонстрировал, не помог - потому что копеечку номиналом в десятки миллиардов долларов мы прокутили и прогуляли за границей. Да, на совершенно законном основании. Да, на самих себя любимых. Да..., да..., да...
А что в итоге? Державность, державный менталитет, обязывают быть готовым в определенных условиях говорить себе «нет». Державность предполагает сама в себе, что государство защитит нас за нас. Но не без нас! Только в случае «не без нас» - нам, русским нет нужды ни разносить по кирпичику посольство, ни просить закурить у прохожих с нерусской внешностью. В то время, когда европейцы давно уже нехристиане и недержавники, путешествуют по миру, традиционалистские нации переселяются и расселяются по миру. Самое время задать вопрос самим себе: кто мы?
Востребованная неодержавность требует и предполагает наличие самодисциплины и самоограничения особого рода - во имя государства. Раньше это называлось способностью к самопожертвованию. Сегодня мы саморазоружили себя. Саморазоружили в ментальном плане. Сегодня нам хочется спокойной сладкой недержавной жизни, такой как в Арабских Эмиратах или в Швейцарии. Но при этом - иметь унаследованный державный менталитет. Да, менталитет в значительной степени деформированный и детренированный. Но, тем не менее, державный. В итоге мы имеем маразматическую ситуацию. Каждый из нас в отдельности беспомощен и несамодостаточен. Но при этом многие мнят себя способными прожить без государства. Просто поразительно! Как такого рода мифология могла возникнуть в России? Ведь все наши так называемые «олигархи» в одночасье просто де факто украли достояние государства. Вот именно это называется самодостаточностью, автономностью и независимостью от государства? Таким образом, - и мы не те и государство не то, нет былой его силы и мощи. А прятаться за спину государства, надеяться исключительно и только на государство, ждать от него помощи и защиты, - такая привычка осталась.
Позвольте спросить, - а почему так и не собрались многочисленные толпы вокруг здания посольства Сенегала в Москве? Да, холодно, вот в чем дело? А где тысячи и тысячи посылок с продуктами и водой для плененного экипажа нашего корабля?... Тоже нет? А где тысячи писем и телеграмм в поддержку наших плененных моряков? И таковых не имеется...
В таком случае, резюме очень простое. Всё перепуталось в нашем Российском государстве. Мы стали уникальным, единственным в своем роде народом. Мы - державники, отстроившие для себя недержавное государство. Мы - не самодостаточный народ, бездумно живущий в несамодостаточном государстве. Если это действительно наш исторический выбор, то это ж...а.
Владимир Александрович Сурин, директор Аналитического центра изучения социально значимых проблем, кандидат педагогических наук
5. Re: ЧТО ДЕЛАТЬ? или «Musculus gluteus maximus -2»
4. Своевременный призыв Сурина
3. Не с того конца вход
2. Re: ЧТО ДЕЛАТЬ? или «Musculus gluteus maximus -2»
1. Re: ЧТО ДЕЛАТЬ? или «Musculus gluteus maximus -2»