«…Людям всегда нужны какие-то фетиши, людям всегда нужны какие-то святыни. Когда-то Вселенский собор долго разбирался, можно ли поклоняться иконам, поскольку это предмет, поскольку это идолопоклонничество. Очень долго спорили и приняли сравнительно соломоново решение, что доскам раскрашенным поклоняться нельзя, но ликам Бога, Богоматери и святых, которые там изображены, поклоняться можно и должно. То есть поклоняются не предмету, а лику, который там изображен. Ну и с дарами волхвов то же самое - не предмету, а, вот, всей этой великой идее.
А в сущности, не имеет никакого значения. Людям для того, чтобы они чувствовали себя народом (а им это потребно инстинктивно, им имманентно присуще такое качество систематизировать себя в единый народ), им нужно поклоняться Карлу Марксу или Государю-Императору, или великому Сталину, или господу Иисусу, или Перуну и Даждьбогу. Не имеет значения, потому что святыни легко взаимозаменяемы и это не принципиально. Принципиально только их наличие. Именно поэтому люди, которые комментировали парады с Красной площади и съезды КПСС с теми же интонациями в 90-е... Ну, перестраиваться тяжело, модуляции-то поставлены, голос-то уперт на диафрагму... Они вели репортажи из церквей, кто что делает, кто откуда выходит: «На Чайке выезжает министр обороны, нет, простите, Святейший Патриарх». Ужасно это смотрелось. Сейчас немного научились.
Так что всё это совершенно не важно. Люди поклоняются своей святыне. Дело это хорошее. Люди всегда поклонялись каким-то святыням. Дай бог, чтобы у людей было в душе больше святого, а меньше, наоборот, нигилизма. Увезли. Ну, что-нибудь другое привезут, ничего страшного».
Мы попросили прокомментировать это и подобные суждения либеральных деятелей настоятеля Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области игумена Луку (Степанова).
Термин «идолопоклонство» обозначает явление, при котором божественные почести вместо Творца приносятся творению, какому бы то ни было видимому или невидимому явлению тварного бытия, что и вызывает трагические последствия для души, поскольку заповедь Божия «Господу Богу поклоняйся, Ему Единому послужиши» является основополагающей заповедью Божественного откровения. Всякое откровение со стороны человеков творению своих рук или рук Божиих является оскорблением достоинства Творца, Единого Истинного Бога нашего.
Эта вероучительная истина, однако, вовсе не отменяет благоговение верующих православных к тем святыням, которые этим же Живым Богом освящены. Там, где почтение святынь является следствием веры и поклонения Истинному Богу, там и это почитание досточестное и достославное. Как и Ветхозаветный Израиль потому окружил таким благоговением Кивот Завета, что даже прикоснувшийся нечаянно к нему вопреки Богом установленному запрещению был строго наказан, то сколь большим благоговением надлежит быть окруженным тем святыням, на которых явилась сугубая благодать Пресвятой Троицы, и святость которых обусловлена действиями Божественных энергий, исходящих в видимый тварный мир от неприступного Божества. Божественная энергия есть способ бытия Божия вне Его непознаваемой для человека сущности. Потому осиянные этой благодатью люди и предметы по причине их посвященности Божеству являются предметом благоговейнейшего почитания со стороны всех любящих нашего Господа.
Бредовые злословия, словесная ахинея, поношения, возводимые людьми, чуждыми всякого понятия о поклонении Творцу и Создателю, свидетельствуют не против святынь, а о том, что никакого чувства святыни нет у этих празднословов. И собственную пустоту пытаясь забить надутыми фразами, они ничуть не преуспевают в борьбе с Истиной и с поклонением святыням, поскольку они зиждутся на вере в Пресвятую Троицу и благодать Святого Духа, от Нее исходящую, а не на свидетельствах лжеименного разума. Нельзя убедить того, кто не хочет быть убежденным. А нежелание быть убежденным связано с осквернением души, не желающей очищения. Потому уместно к этим спорщикам приложить слова Апокалипсиса: «Скверный пусть сквернится еще, а чистый пусть очищается еще». Скверный, не имеющий понятия о значении святыни для спасения человека, своими суждениями прибавляет нечистоту душе своей и греховности, а все ищущие Господа и очищающие себя пред Ним от благоговения и почитания святынь Православной Церкви еще более очищаются и преуспевают на своем пути ко спасению.
1. Re: «Никакого чувства святыни нет у этих празднословов»