«О главном в христианстве: что меня спасает?»

В Санкт-Петербурге состоялась общедоступная лекция профессора МДА А.И.Осипова

0
3460
Время на чтение 5 минут
Гостем петербургской четвертой «Зимней православной выставки» стал профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов. Известный православный катехизатор 20 декабря прочел для петербуржцев лекцию «Христианство и современность». Профессор Осипов никогда не бывает скучным: горячее слово, обращение к залу, импровизация, мастерское владение всеми приемами риторики и гомилетики привлекают на его выступления как молодежь, так и людей старшего поколения.

Не будем пересказывать всю часовую лекцию профессора. Остановимся на некоторых, особо запомнившихся ее моментах. Отправной точкой лекции послужил евангельский рассказ о покаявшемся на Кресте разбойнике. Выступающий предложил задуматься, укладывается ли этот человек в стереотип «воцерковленного прихожанина», какими мы являемся или стремимся стать. В отличие от нас, современных христиан, разбойник не разбирался в богословии, не постился, не причащался, даже не был крещен, но первым вошел в Царствие Небесное! Разбойник, не знавший азов христианства, стал первым христианином, спасенным Господом! Как же так? «Может, кто-то, усердно молящийся и постящийся, изучающий богословие, в душе твердо уверен, что ему обеспечено стабильное возвышение по «служебной лестнице» в Царствие небесное?», - проницательно спросил профессор Осипов. В ответ – вздох всего зала.

Человек должен знать и изучать христианство, но не так, как в басне у Крылова: «А слона-то я и не приметил!». Мы должны помнить о главном в христианстве: что меня спасает? Необычайно важно думать об этом! Но к чему зачастую сводится наше рассуждение о спасении? К гневному осуждению других, которые не знают, как правильно (передавать свечи, писать записки, читать каноны и т.п.), то есть, к фарисейству. Суть же христианства в том, чтобы увидеть глубину падения своей души и ужаснувшись этому, ухватиться, уцепиться, прилепиться ко Христу и святой Церкви. Задумаемся, если Сам Бог пришел меня спасать, то в какой грязи я нахожусь?

Святые отцы разъясняют нам, в чем великий подвиг разбойника. Во-первых, он увидел, кто он сам. «Достойное по делам своим приемлем», - сказал он в страшных крестных муках. А многие ли из нас, когда появляются скорби, так говорят? Во-вторых, разбойник сказал: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». То есть разбойник видит праведника и уверен, что тот попадет в Рай, а уж сам-то он никогда в Раю не будет. А мы? Много ли из нас тех, кто в тайне души не чувствует себя вполне хорошим, достойным Рая? И не видим мы, что прежде всего нам требуется спасение от самомнения, тщеславия и гордыни!

Христианство открыло человеку его болезнь. Пока человек не увидит этого, он не захочет лечить свою душу. А христианство каждого призывает очищать душу! Как это красиво – будь чист сердцем! Христианство направляет взор человека на его духовный мир и утверждает, что внутренняя красота души отражается во внешних формах. Духовное состояние народа определяет политический строй страны, социальное и экономическое ее положение. Мирские люди не понимают этого и пытаются услужить человечеству с помощью революций, а кое-кто очень хорошо это понимает и работает над разрушением духовного состояния нации.

«Кто не приобретает сознания, постоянной памяти своей греховности, не спасется. Иуда причастился, «И после сего куска вошел в него сатана» (Иоанн 13:27). Недостойное причащение – это самомнение. Не сами Таинства вводят нас в Рай, но жизнь, которая приводит нас к смирению и надежде на Христа. Таинства помогают нам войти в Небесное Царствие, если мы приступаем к ним с верою и покаянием, с мольбой ко Христу, чтобы Он Сам помог нам спастись», - закончил лекцию профессор Осипов.

Из зала были заданы профессору разнообразные вопросы. Кто-то поинтересовался, как быть, если духовник у юной девушки – священник в мужском монастыре? Можно ли девушке ездить в мужской монастырь на исповедь? Алексей Ильич прежде всего поостерег девушек бегать на исповедь к молодым монахам. «Хоть он и монах, да молодой, к тому же человек, и из того же теста сделан, что и Адам. Ни к чему девицам за монахами бегать!», - отрезал богослов. А по поводу духовника в монастыре ответил так: «Духовник – это тот, кто знает духовных отцов, много читал святоотеческой литературы, может премудро, в духе рассуждать. Вряд ли вы сейчас найдете такого. Духовник нужен мирянину для мудрого духовного совета в критический период. За советом можно и поехать, а можно и по телефону спросить. А исповедоваться можно и нужно у любого священника».

На вопрос о засилье в храмах партесного пения и причинах забвения древнерусских традиций церковного пения, профессор ответил, что «в основе партесного пения лежит идея ласкания чувств, идея развлечения во время богослужения». Идея эта по сути вредна, так как отвлекает от молитвы. Это печальная традиция, пришедшая к нам с Запада. «Мы как можем должны способствовать более простому пению, не устраивать во время молитвы «концерты», - уверен А.И.Осипов.

О смысле насаждения Западом ювенальной юстиции в России Алексей Ильич высказался коротко: «Если дети получают все права, родители становятся рабами. Если в армии новобранцу отдать все полномочия, а генерала сделать его подчиненным, простым солдатом, то армии придет капут. То же специально делается с народом. Нет лучшего средства развратить и уничтожить душу ребенка как безнаказанность! Это великолепно понимают те диаволы, которые придумали это средство».

Был задан вопрос о теории эволюции, об обоснованности ее притязания на научность. Алексей Ильич обратил внимание слушателей на один постулат: «Наука не знает факта появления живой материи, жизни, из неживой субстанции. Нет такого закона в науке! Идея появления жизни из мертвой материи антинаучна. Приверженцам теории эволюции надо предложить посмотреть в ее же корень: как из неживой материи появилась жизнь?» «Теория эволюции – это такая вера, какой можно только позавидовать, - усмехнулся академик. – Если бы у меня была такая вера! Никаких научных данных в теории эволюции нет».

Многих присутствовавших волновал вопрос о принудительном введении в современном быту различных микрочипов и связи этого явления с пришествием антихриста. «Мы уже под «электронным колпаком» находимся, - ответил академик. – Наши телефоны прослушиваются. Электроника становится все изощреннее. Чипы будут, ведь электронные карты уже есть. Логика научно-технического прогресса ведет к рабству. К чему ведет генная инженерия? Будут рождаться дети с искусственно заданными качествами. Но религиозного тут нет ничего. Плохо, что мы обращаем внимание на чипы, а о душе забываем. Тот, кто будет со Христом, чья душа будет во Христе, тому ничего не страшно, потому как главное – чистая душа. Все внимание нужно обратить на свою душу».

Корреспондент «Русской народной линии» также задал профессору вопрос: «В последнее время на высоком церковном уровне стали говорить о необходимости более тесных контактов между католиками и православными. Как вы думаете, насколько это сближение действительно полезно? Состоится ли встреча Римского папы и Патриарха Русской Православной Церкви?»

«Я думаю, что встреча папы и Патриарха состоится, но какая польза православному народу от католического папы, я не знаю. По крайней мере, у меня не хватает ума и знаний отыскать эту пользу, - ответил корреспонденту А.И.Осипов. - Действительно, контакты становятся активнее и участвуют в этом некоторые православные батюшки. Почему они это делают? Это вопрос. Они говорят, что многому у католиков можно поучиться, но много чему можно поучиться у любого вора. Разве это подход? Смотря чему учиться, стоит ли! Думаю, они, несмотря на свое образование, не знают, что такое католичество, и знание теории здесь не при чем. Люди не знают самого главного о католичестве, его ошибки – это той глубочайшей духовной прелести, в которой находились все подвижники Римско-католической церкви. Все, самые высочайшие ее подвижники находились в глубокой прелести». «Мы говорили сегодня о том, что спасает человека. Там, где прелесть, где начинается самомнение, «роман со Христом» - это губит человека, а не спасает. Вот что главное!» - заключил профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.

На этом встреча с московским гостем закончилась, но покоренные его обаянием посетители выставки еще долго не отпускали профессора, продолжали задавать вопросы частного характера, протягивали книги и открытки для автографов. Надеемся, что Алексей Ильич еще не раз посетит Санкт-Петербург, и традиция общедоступных лекций в рамках православной выставки продолжится.

Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

142. Ответ на 139., Андрей Карпов :

Но это надо делать внутри Церкви. Дорожа каждым, кто ещё с нами... За каждого человека надо бороться...

Согласен. Многие люди над эволицией не задумуются, в школе научили, а духовенство не опровергло. Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела.
eka / 28.12.2013, 12:15

141. Ответ на 138., Андрей Карпов :

Ув. Андрей! Разговор наш начался , напоминаю, о том какие признаки фарисейства и почему фарисеи не приняли Христа. Вы постоянно все сводите к буквоедству. Подумайте логически, если фарисеи были боримы греховными страстями лицемерием и прочим, то какие были мытари и блудницы? Люди все грешные, но одни осознают это другие нет. Фарисеи оправдывались Ветхим Заветом, преуспевали в исполнении предания. Господь дал Новый Завет и показал их заблуждения. Возможно многие мытари тоже старались поступать как фарисеи в исполнении преданий, и лицемерие у мытарей тоже имелось в разной форме. Все живые люди. Одни люди покаялись и пошли за Христом, приняли Новый Завет, другие нет.
eka / 28.12.2013, 08:58

140. Ответ на 126., Савва:

В начале текста комментария говорит мне - если какой-либо эволюционист, называющий себя православным, начнёт спорить с приводимым вашим текстом, то он уже, естественно - не православный. Но - оказывается вопрос не в этом. И как будто у него память отшибает и уже через несколько строк, и не в другом месте и не с другим собеседников, он же, мне же, и опять за старое, и не просто за старое, а цинично нагло - напомню: у действительно православных эволюционистов противоречий с Преданием и Писанием нет. Может быть подумал что у меня такая же короткая память, как у него? Или он себе напоминает? Потом продолжает - есть мнение, что и таковых следует объявлять еретиками. Но он с этим не согласен. Дальше он предлагает образец модной толерантности - к ним (эволюционистам) надо относиться как к братьям - поскольку так оказывается можно потерять многих, и страдает единство, а что этим (признанием их еретиками) приобретается ему неясно, хотя я ему Златоуста привел в Свидетели, и Дух Божий им глаголющий, и отдельным пунктом выделил цифрой 2 - эволюционизм это ересь и ересь приводящая к отпадение от Церковного Единства. И вот, Свидетелей игнорирует, Само Свидетельство низводит до "есть мнение и он с ней не согласен" - и послушайте в силу чего - в силу, говорит, наличия воспитанной кстати в совесткой школе - тяги к научному миропознанию - и в силу безсилия обуздать объяснительную прыть своего ума. И возмущается, разве можно, как так можно, они же держутся за Писание и Предание и стремятся ничем не нарушить Церковное Единство, при том противоречий с Преданием и Писанием у них нет. Удивительно, а ведь даже честным человеком его назвали. И эволюционизм проповедуем и с Писанием и Преданием противоречий нет. Симбиоз.

Понятно, почему Вы ушли из мира. Вы мир уже списали. Отдали врагу. Поэтому для Вас естественно, что ничего уже нельзя приобрести, а можно лишь потерять. И Вы боитесь потерять то, чем Вы больше всего дорожите. А дорожите Вы тем, что касается именно Вас, что Ваше лично. А именно - чистота веры, учение Православной Церкви. А вот другие люди - не Вы, они Вам недороги. Людьми Вы не дорожите. Вы их легко готовы отдать. Врагу, между прочим. Для Вас нестрашно, если в Церкви в итоге останетесь лишь Вы. Более того, Вам это потрафит, так как покажет, что Вы выгодно отличаетесь отпрочих грешников... В людях вы не видете братьев. Видите агентов врага. Поэтому легко раздаёте бирки и руководствуетесь общим определением, без приглядывания к душе человеческой. Раз человек говорит об эволюции, значит он эволюционист. А коли эволюционист, значит отрицает Творение. Не может эволюционист чтить свт. Иоанна Златоуста. Либо свт. Иоанн, либо эволюция. Ах он эволюцию не оставляет, коль я ему свт. Иоанном в глаза... Стало быть еретик. Вот Ваша логика. Вы даже как-то не замечаете, что я сам - не эволюционист, и к теории эволюции во всех видах отношусь крайне скептически. Но я, в отличие от Вас, понимаю, что дух практически всех людей болен, и болен серьезно. Поэтому в этом больном духе эволюция и свт. Иоанн могут укладываться в одну, искусственную, но каким-то образом выстроенную картинку. Искренний православный может быть эволюционистом. Я таких людей знаю, и их довольно много. Назвать их еретиками значит оттолкнуть. Вытолкнуть взашей из Церкви. Отдать врагу. Враг порадуется. Вы скажете, ах! Коли им дорого Православие, так пускай откажутся от эволюционизма. Да так про любой грех можно сказать. Однако ж грешим... Греха это не оправдывает, но Церковь не выталкивает грешников, а ведёт к покаянию. И только если покаяние невозможно - так как человек не признаёт святости Церкви (хула на Святого Духа) - только тогда человек оставляется без церковной помощи... Я вам показываю эту границу - пока эволюционист принимает авторитет Писания и Предания он ещё наш, не еретик и с ним можно продолжать работу - но Вы не хотите этого замечать. Вероятно, Вы не видите необходимости помогать другим людям. Это - Ваше дело, но почему-то Вы хотите, чтобы это стало позицией Церкви. Оступился - так вон... Церковь, которая примет такое правило, уже не будет Христовой. С эволюционизмом надо бороться. Показывая, что научные данные несовместимы с Писанием. Увещивая больной разум современного человека. Но это надо делать внутри Церкви. Дорожа каждым, кто ещё с нами... За каждого человека надо бороться...
Андрей Карпов / 28.12.2013, 07:14

139. Ответ на 124., eka:

Пожалуйста дайте ссылку у кого из Евангелистов, какая глава и какой стих. Нету. Надо именно читать, а не придумывать.Вы уверенны?

Да. А коли Вы уверены в обратном, приведите стих из Евангелия. Чего упираться - найдите и приведите. Заодно, еще раз перечитаете Евангелия, будет полезно. Какую заповедь Божию подменил Библейский фарисей человеческой?

Вот что сказал Господь о фарисеях: Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. (Мк. 7:5-13) Я вам привел пример молитвы фарисея и мытаря. И как вы поняли?

Иначе, чем Вы. Но это не означает, что Вы понимаете правильно.
Андрей Карпов / 28.12.2013, 06:42

138. Ответ на 134., Савва :

И не дам соврать, и морочить голову не дам. Вы не просто врун, вы клеветник на Господа, и на Святое Евангелия. А все остальное, как вы грамотно выразились, прилог, или может хотели сказать предлог? Не надо ничего упрощать, а то опять больше на винегрет похоже, в кучу, исторические события, люди, мнения, заблуждения, призывы, и прочее. Мы уже все упростили, Ничего не надо писать - только Евангелие, главу, стих. Ждем. Или исповедь.

о. Савва, в разговоре с одним монахом на некоторые вопросы он мне кротко говорил что не знает ответа. На другие ,внимательно выслушав, дава свои пояснения. Не могу понять что с вами такое. Или вы не понимаете о чем речь, или у вас стремление доказать свою правоту которую вы сами для себя не опредеили. Что стоит для вас тщательно изучить вопрос и высказать свое мнение по этому поводу. Перечитайте все что вы мне написали и подумайте над написанным.
eka / 27.12.2013, 22:06

137. Ответ на 130., Ирина Фр. :

Если у вас есть материал лекции Авдеенко на тему "фарисеи" и "роль фарисеев в современном обществе" милости прошу сбросить мне ссылку. С удовольствием прослушаю. Заранее благодарен... Ну, вот, опять - сорок да сорок рупь сорок! Авдеенко много высказывался о каинитах, а не о фарисеях. Он высказывался, а Вы не к месту транслируете. Это уже надо признать, дорогой еka, - Вы крупно прокололись с этими каинитами. Но я не буду настаивать на том, чтоб Вы это признали. Я что, фашистка, что ли? Всё, проехали, будем считать))) Об одном умоляю - расскажите про праведных фарисеев!

Вы напишите письмо Авдеенко. Он вас проконсультирует. Согласитесь, неприлично выступать от лица другого человека...
eka / 27.12.2013, 21:50

136. Ответ на 132., Георгий :

Все правильно “Не судите, да не судимы будете” (Матф. 7:1). Эта заповедь касается всех, не только фарисеев...
eka / 27.12.2013, 21:47

135. Ответ на 131., eka:

о. Савва! Письмо ваше мудрое, наполненное красивыми оборотами и остроумными замечаниями превыше моего скудного ума. Мне скудному человеку тягаться не по силам. Давайте упростим задачу. Вернемся к тому с чего начиналось. Почему спустя 2000 лет от известных событий среди большого числа уважаемых людей слышен голос в унисон с библейскими фарисеями. Дайте нам Стааллинаа, даеш великую Россию, при коммунизме жилось лучше, главная цель человечества патриотическое воспитание молодежиии. Электрик не даст соврать. Причем слышно это от тех людей которые должны проповедывать обратное.Или к примеру интернет воскишел статьями: Россия великая держава, слава Богу что Россия не Евросодом. У них на западе такие лютые грехи мы так не делаем. Не находите сходства с Библейским сюжетом? Вы подумайте над этим вопросом. Торопиться не надо....

И не дам соврать, и морочить голову не дам. Вы не просто врун, вы клеветник на Господа, и на Святое Евангелия. А все остальное, как вы грамотно выразились, прилог, или может хотели сказать предлог? Не надо ничего упрощать, а то опять больше на винегрет похоже, в кучу, исторические события, люди, мнения, заблуждения, призывы, и прочее. Мы уже все упростили, Ничего не надо писать - только Евангелие, главу, стих. Ждем. Или исповедь.
Савва / 27.12.2013, 21:21

134. Ответ на 128., Ирина Фр.:

Может, у меня получится раскрутить Вас, еka и Ничего не надо писать - только Ев-е, главу, стих.

Но он же не кручёный, он скользкий. Да, счас. Был бы у него ответ, не промедлил, а так - еще сорок и будет два сорок.
Савва / 27.12.2013, 21:13

133. Ответ на 124., eka:

Какую заповедь Божию подменил Библейский фарисей человеческой?

Продолжая излагать понятия Своего учения, Иисус Христос сказал: “Не судите, да не судимы будете” (Матф. 7:1). Для того чтобы правильно понять эти слова, нужно знать в какой обстановке они были произнесены и кому адресовались. В древнееврейском государстве, во времена Иисуса Христа, оказывала большое влияние на людей религиозно–политическая секта фарисеев. Фарисеи присваивали себе право не только по своему (как это было выгодно им) толковать закон Божий, но и осуждать людей, не придерживающихся их взглядов, не исполняющих их правил. <b>“Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?” (Матф. 15:3).</b> Руководствуясь своей выгодой и ошибочными взглядами, фарисеи судили о всей жизни человека и выносили приговор о том, праведник ли этот человек или грешник. Самих фарисеев отличал эгоизм, высокомерие и тщеславие. Их личная, зачастую ошибочная, точка зрения была для них основным критерием в осуждении других людей и обсуждении вопросов. Возведя самих себя в ранг праведников, они приписывали себе права судий, критикуя и осуждая поступки и слова других людей, представая перед народом в облике праведных учителей. Представители этой секты присутствовали и на Нагорной проповеди. http://goo.gl/oB9RM6
Георгий / 27.12.2013, 21:09
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Леонидовна Бархатова
Великорецкий бессмертный крестный ход!
Впечатления паломницы
15.06.2022
«Театр и сказка помогают сделать шаг к исцелению»
О чудесном проекте кукольного театра «Виноград» - «Сказка учит — сказка лечит» для детей с особенностями развития и их родителей
31.12.2021
«Я хочу создать миф: Россия»
В Петербурге представлено полное собрание сочинений Г.В.Свиридова
06.04.2018
Науки не может быть без духовности
Доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Георгию Фурсею исполнилось 85 лет
19.03.2018
«Нравственные установки – главная характеристика православной молодежи»
В Санкт-Петербурге отмечается Международный день православной молодежи
15.02.2018
Все статьи Анна Леонидовна Бархатова
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26