В четверг, 12 декабря, состоялась встреча Президента России Владимира Путина с судьями Конституционного Суда, сообщает сайт Кремля. Встреча была приурочена к 20-летию Конституции России. Выступая перед собравшимися, глава государства, в частности, сказал:
«Ещё несколько лет назад невыполнение постановлений Конституционного Суда другими судебными органами было серьёзной проблемой. Сегодня ситуация меняется к лучшему. Считаю символичным, что буквально накануне юбилея Конституции вы приняли постановление, которым фактически защитили высочайший статус нашего Основного закона и предложили алгоритм действий в случаях, когда решение Европейского суда по правам человека противоречит нормам нашей Конституции. Причём, на мой взгляд, вы сделали это в исключительно корректной с юридической точки зрения, исключительно корректной форме.
Мы знаем, что разные европейские государства тоже сталкиваются с этими вопросами, и по-разному эти проблемы решаются, в некоторых странах, прямо скажем, достаточно кардинально - в пользу, естественно, своего основного закона. На мой взгляд, российский Конституционный Суд выбрал наиболее оптимальные решения и очень корректные, как я уже сказал, с юридической точки зрения. Вы предложили именно корректный способ реализации решений Европейского суда, который не повлечёт за собой искажений норм российской Конституции».
Напомним, что 7 декабря Конституционный Суд России постановил, что только он может разрешить вопрос о применимости законодательных норм, которые препятствуют исполнению постановления Европейского суда по правам человека, но не были ранее признаны неконституционными.
Своим мнением по поднятой проблеме делится в интервью «Русской народной линии» политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов:
«Это вопрос серьезный. Думаю, что он получит международный резонанс. 15 статья Конституции РФ говорит о примате международного права над российским законодательством, в случае возникновения коллизий автоматически действуют нормы международного права. Написана была эта Конституция в 1993 году на волне больших ожиданий, связанных с реформами в нашей стране, с окончанием холодной войны, некоторым потеплением отношений с Западом, не без влияния зарубежных юристов.
Для России наиболее значимыми вопросами являются решения ЕСПЧ. Основной корпус международного права составляют конвенции, договора, соглашения, пакты, в выработке которых Россия принимает участие и может принять решение присоединиться к какой-то конвенции либо нет. В случае неприсоединения страны к какому-то договору он не является для неё обязательным.
Решения ЕСПЧ носят несколько иной характер. Здесь Россия должна выполнять судебные решения, некоторые из которых приобретают прецедентный характер и становятся нормами права, в формировании которых наша страна не принимала участия или участвовала косвенно. В этом суде Россия представлена наравне с 47 другими странами. По информации трехгодичной давности там был всего один судья от Российской Федерации, и этот судья не имеет права принимать решения, которые затрагивают его страну.
Говорить о том, что ЕСПЧ бывает необъективен, было бы слишком сильно. Этот суд имеет корни в 1950 году, когда была подписана и вскоре вступила в действие Европейская хартия по правам человека. В 1948 году была провозглашена Всеобщая декларация прав человека, но она носила именно декларативный характер, она была рекомендательной, но не обязательной. 12 европейских стран, создавших Совет Европы (СЕ), пошли дальше: они приняли хартию, которая по объему была меньше, но должна была всеми соблюдаться. Они создавали различные механизмы для контроля по соблюдению этого документа, которые включали комиссии и комитеты. В итоге из этого вырос Европейский суд по правам человека.
В 1993 году Россия подала заявку, а в 1996 вступила в СЕ. Вступление шло очень долго, России предъявили около 100 претензий и требований. Авторы Конституции, зная уже о поданной заявке, рассчитывали на то, что это ускорит вступление. Это был момент политической конъюнктуры, мы дали согласие на все решения ЕСПЧ. Такая форма, когда существует примат международного права над национальным законодательством, характерна для молодых конституций, которые принимались во второй половине ХХ века. Некоторые страны, где конституции существуют длительное время в неизменном виде, нормы международного права включают в свои законодательства, таким образом, изменяя свои законы.
Великобритания, где нет конституции, а есть несколько актов, которые её заменяют, вообще не признает примата международного права. Британское законодательство для граждан этой страны является основным. Сейчас Россия начинает использовать опыт уже сложившихся конституционных стран, где международные нормы не просто автоматически включаются в законодательство, а проходят адаптацию с помощью правовых институтов данного государства. Такой адаптацией и будет решение Конституционного Суда.
ЕСПЧ - это одна из фундаментальных организаций, которая оказывает влияние на европейское право и в целом на мировой правовой процесс. В нашей Конституции записан приоритет международного права, и в каждом конкретном случае КС будет решать возникающие коллизии. Таким образом, Россия показывает, что признает высокий авторитет ЕСПЧ, но его решения будут приниматься не автоматически, а проходить определенную адаптацию в самом серьезном российском правовом органе. Причин этому может быть несколько.
Первое, это то, что российская правовая система стала более зрелой, сравнить с тем, что было в 1993 году, невозможно. Мы, конечно, не можем говорить об идеале, но на уровне Верховного и Конституционного Судов успехи нашей правовой системы общепризнанны.
Во-вторых, Россия стала более авторитетным государством на мировой арене. Если в своё время мы просились в разные международные организации, то сегодня Россия включена в мировые процессы, является либо членом, либо учредителем международных организаций, поэтому членство ради членства, как было в 1993 году, нашу страну не устраивает. Любое членство должно давать России определенные результаты. И решениям ЕСПЧ Россия будет давать политическую оценку и проводить правовой контроль.
Третий фактор - политический. Он связан с последними событиями. Это и события на Украине, и Третий энергетический пакет, который мешает российским компаниям проникать на европейские рынки, и многое других проблем, которые показали, что изменилась геополитическая ситуация. Когда в 1993 году Виктор Черномырдин в шутку сказал, почему бы России не вступить в Евросоюз, то Жак Делор, бывший председателем Еврокомиссии, даже растерялся, так это было неожиданно тогда. Он подвел Черномырдина к карте и сказал: «Посмотри Виктор, какая маленькая Европа и какая огромная Россия, пока вы думаете, не вступить ли вам в Евросоюз, мы думаем, не вступить ли нам в большую Россию». Подписали соглашение о сотрудничестве. В 2007 году оно истекло, новое не подписывается, пока продлевается старое. Отношения между Россией и ЕС строятся на уровне нормативных актов 1993 года. Новых пока никаких не подписали. Это говорит о том, что наши отношения с ЕС кардинальным образом изменились, т.е. если в 90-е годы говорилось о том, что рано или поздно Россия станет частью Европы, то сейчас мы видим, что ожидания не оправдались.
Россия и ЕС пошли каждый своим путем. Это не значит, что мы станем врагами или соперниками, мы остаемся стратегическими партнерами, но распространять поле европейского права на Россию сейчас мы не собираемся. Европейское право защищает, прежде всего, страны и граждан ЕС, честь им и хвала. Но они ясно дали понять, что защищать Россию и россиян должна сама Россия. Как это сейчас происходит в споре об Украине. Понятно, что к кому присоединится Украина, тот и получит серьезные экономические преференции и сейчас и в будущем. Мы видим, как жестко европейцы ведут борьбу за то государство, которое много столетий было в составе России. Сейчас понятно, что европейское право может помогать нам решать многие вопросы, но это больше вспомогательный инструмент. Главные вопросы Росси и её граждан должна защищать российская правовая система. Все коллизии, возникающие с ЕСПЧ и касающиеся нашей страны и её граждан, будет решать Конституционный Суд России как высший и авторитетный судебный орган, который зарекомендовал себя как независимый. Это распространенная практика в мире».
1. Ну вот что вы тень на плетень наводите?