В частности, он ответил на вопрос корреспондента о реакции Евросоюза на решение украинского руководства приостановить подготовку к подписанию документов об ассоциации с ЕС. «Не хотелось бы думать, что кто-то в Евросоюзе строит планы на новую «оранжевую революцию» на Украине. Нельзя не заметить, что в заявлениях представителей ЕС проводится грань между властями и народом Украины. Однако, не Евросоюзу решать, какая власть и какое правительство должно быть у украинского народа. Это может решить только украинский народ, и механизм для этого един во всех странах - это выборы», - добавил постпред.
Он также отметил, что «в отличие от нескольких официальных текстов по решению Украины, в комментариях политологов, некоторых официальных деятелей стран-членов, не говоря уже о многих европейских СМИ по сути дела единственной причиной всего происшедшего определено российское давление. Но это всего лишь способ подсластить пилюлю».
«Если действия России в отношении Украины называть давлением, то действия ЕС в отношении Украины остается только сравнить с паровым катком. У нас изначально другой стиль общения с Украиной и с другими нашими партнерами, чем у Евросоюза. Россия на всем протяжении дискуссии подчеркивала, что вопрос о подписании или не подписании этого соглашения - это суверенный выбор Украины. Тогда как ЕС предпочитал вести разговор с Киевом в повелительном наклонении. Украина должна сделать это, принять такие-то законы, провести следующие реформы. Я уже не говорю об очень разнузданной пропагандистской кампании в европейских СМИ. К этому относится и ситуация вокруг Тимошенко, которая стала символом в сознании европейцев, и связанная с ней миссия Кокса-Квасьневского, и ультимативные требования принятия законов, включая новый закон о прокуратуре, внесение изменений в избирательное законодательство, плюс экономические требования без малейших обещаний. ЕС не только не обещает Украине членства хотя бы даже и к 3000-му году, но и дает ей никакой материальной помощи. То же самое относится и к МВФ, который обсуждал с Украиной условия предоставления антикризисного кредита. Согласно его последнему заявлению, даже подписание соглашения с ЕС еще не означает автоматического выделения кредитного транша, что Украина должна еще дополнительно выполнить набор весьма серьезных экономических требований», - добавил Чижов.
Он также отметил, что «Россия предложила Украине трезво взглянуть на ситуацию и объективно оценить те риски, с которыми сопряжено подписание пресловутого соглашения об ассоциации с ЕС и те возможности, которые открывало бы для Украины участие в процессе евразийской интеграции».
По словам дипломата, Россия готова к трехстороннему диалогу с Украиной и ЕС по экономическим вопросам, дело за Евросоюзом.
«Сама по себе идея триалога между Россией, ЕС и Украиной не нова. Российская сторона всегда была открыта к такому формату. Но естественно, это нужно делать на этапе до принятия соответствующих решений, а не для обсуждения готовых, подписанных документов, не в режиме свершившихся фактов. Реакция Евросоюза на предложение Киева начать такой диалог выразилась, в частности, в жестком заявлении со стороны главы МИД председательствующей в ЕС до конца этого года Литвы Линаса Ликявичюса, который заявил о «неприемлемости и беспрецедентном характере» этого формата. Однако существуют и более нюансированные формулировки. Например, руководитель группы социалистов и демократов в Европарламенте Ханнес Свобода заявил, что такие переговоры могли бы иметь место, но для этого необходимо доверие всех партнеров друг другу, тогда как доверие ЕС к Украине уже подорвано. В любом случае для этого танго нужны трое», - подчеркнул постпред.
Он также заметил, что не видит оснований для осложнения отношений между ЕС и Россией. «ЕС не пристало как серьезной организации идти на поводу у собственных эмоций. Лучше заняться подготовкой к саммиту Россия-ЕС, который намечен на конец января», - добавил он.
«Успех или неуспех саммита не определяется наличием и количеством подписанных документов. Между тем, обе стороны рассчитывают на конкретные результаты, которые необязательно будут в подписной форме. Это могут быть устные договоренности или политические решения. Например, мы рассчитываем на принятие политического решения, подводящего черту под имплементацией совместных шагов по визам и означающего переход к переговорам по этому соглашению. Здесь не так важно, оформлено ли это решение на бумаге или нет. Это в большей степени вопрос политической воли», - подчеркнул российский дипломат.
Также он коснулся переговоров о возможном введении безвизового режима между странами ЕС и Россией. По словам Чижова, проблема евроинтеграции Украины и переговоры по визовому вопросу между Евросоюзом и Россией - не связанные друг с другом вопросы. «Кстати, в свое время одним из аргументов противников безвизового режима с Россией было нежелание обгонять достижение этого шага в отношениях с той же Украиной или Грузией. У меня ответ сформировался уже тогда и он был очень простой: разумеется, мы не против, если соответствующее соглашение ЕС заключит одновременно с Россией, Украиной и Грузией. И у партнеров сразу как то пропал интерес к этой теме. Мы изначально предлагали: закончим с «Совместными шагами» и автоматически начнем переговоры. ЕС нам немедленно сказал: нет, так нельзя: процесс по «Совместным шагам» ведет Еврокомиссия, а для начала переговоров необходимо политическое решение стран-членов. Мы ответили: понимаем, но только не тяните. Таким образом, если Совет ЕС это решение примет, мы будем рады его услышать на саммите в январе. В середине января мы планируем провести заседание Постоянного совета партнерства Россия-ЕС по вопросам свободы, безопасности и правосудия, где эта тема будет тоже рассмотрена. По поводу упрощения визового режима мы также ждем соответствующих решений Совета ЕС. Нам обещали, что в Совете постоянных представителей при ЕС (COREPER) вопрос будет рассмотрен еще в сентябре, сейчас уже ноябрь, а воз и ныне там. Они искусственно привязывают эту задержку к обсуждению приказа Минтранса России о передаче данных на пассажиров, хотя сами признают, что формально связи нет. Но сразу же нам объясняют, что сейчас тема персональных данных очень чувствительна в контексте разоблачений Сноудена», - отметил постпред.
Также он коснулся вопроса, связанного с тем, как развивается ситуация с переговорами по Новому базовому соглашению, переговоры по которому тянутся уже более 5 лет. «Мы рассчитываем на активизацию переговорного процесса. Не исключаю, что в ближайшие недели определимся со сроками следующего, 13-го раунда переговоров. Напомню, что последний официальный раунд переговоров состоялся в декабре 2010 года. Впрочем, это не означает, что переговорный процесс был мертв. Он продолжался, но в неформальном режиме. Изначально задержка была связана с ожиданием вступления России в ВТО. Вступили. И ЕС сразу предложил пойти дальше, на основе идей ВТО+. То есть по пути дальнейшей либерализации и торговли, и всего прочего. На что мы им объяснили, что надо мыслить реально. Российская экономика еще должна адаптироваться к результатам 18 лет тяжелых переговоров (по вступлению в ВТО), которые завершились довольно болезненными компромиссами, потребовавшими политических решений по очень широкому спектру вопросов. Иными словами, нашей экономике нужно переварить все то, до чего мы договорились, вступая в ВТО», - добавил Чижов.
«Вторая причина - за это время активизировался процесс евразийской интеграции. Часть национальных компетенций Россия передала на уровень Евразийской экономической комиссии. Естественно, и нам, и ЕС это надо учитывать в переговорах о Новом базовом соглашении. Не сразу, но нам удалось убедить в этом наших европейских партнеров. Да и в самом Евросоюзе за это время произошли серьезные изменения, связанные с Лиссабонским договором. Например, начинал я эти переговоры с Еврокомиссией, а сегодня я их веду с Европейской внешнеполитической службой», - подчеркнул он.
В заключение российский дипломат сказал несколько слов о предстоящем годе науки (2014 год), объявленном Россией и ЕС. «Это совместная инициатива. Ее цель - обмен опытом и использование сравнительных преимуществ каждой стороны, для создания синергетического импульса развития. Россия имеет немалый потенциал, например, в сфере нанотехнологий, по множеству фундаментальных направлений. Планируется много совместных семинаров, конференций, расширение обмена учеными. Программа довольно большая, всего в нее войдут сотни мероприятий», - заключил Владимир Чижов.