Как сообщалось, 24 ноября в Женеве завершились переговоры министров иностранных дел «Группы шести» с делегацией Ирана по ситуации вокруг иранской ядерной программы. Итоги переговоров анализирует в интервью «Русской народной линии» политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов:
«Это результат многих компромиссов, в нем заложены определенные выигрыши и угрозы поражения при некоторых сценариях развития. При определенном стечении обстоятельств может проиграть как Израиль, так и Россия и Запад с Соединенными Штатами, но сейчас успехи для всех очевидны. Конечно, каждая из сторон сделает так, чтобы невыгодный для нее сценарий не реализовался.
Какие плюсы от этого соглашения?
Прежде всего, это выгоды, которые получают сами политики, тот же Барак Обама. Он как бы позиционирует себя и хочет войти в историю как американский президент – миротворец, как президент, получивший Нобелевскую премию мира. Для американских президентов это большая редкость. Был еще Джимми Картер, но он получил премию не как президент, а уже за свою деятельность после того, как покинул президентский пост. Барак Обама получил Нобелевскую премию мира, занимая пост Президента США. Он обещал закончить войну в Ираке и в Афганистане и предпринимает для этого усилия.
В XXI веке он первый президент, особенно на фоне агрессивного Джорджа Буша, который выбрал мирный вариант развития судьбы в истории сирийского конфликта. Хотя давление на него оказывалось достаточно серьезное. Наметилась тенденция негативной оценки деятельности второго президентства Барака Обамы, поскольку США явно потерпели поражение в Сирии. Режим Асада, которого они всячески клеймят, находится у власти, а у оппозиции множество проблем. В Ираке также хватает проблем, хотя война заканчивается, и США уходят, не добившись тех целей, которые они ставили. Конечно, Бараку Обаме, чтобы придать новое дыхание своей политики, нужен был внешний политический успех. И если предыдущие президенты – Буш или Клинтон - ориентировались на победоносную небольшую войну, то Барак Обама ориентируется на мирное разрешение кризисов. Решение застарелого иракского кризиса, который идет со времен Картера, которого признали самым слабым президентом в XX веке, конечно, повышает авторитет Барака Обамы, придает политике США новый импульс. Америка подтвердила свое лидерство, по крайней мере, в Западном мире. Также она подтвердили свою ведущую, инициативную роль в мировой политике.
Для России и Президента Владимира Владимировича Путина это также важный успех, поскольку он превращается в наиболее влиятельного политика в мире. Его предложения по Сирии получили широкий резонанс. В свое время говорили, что в Сирии победила наша дипломатия, а Украину мы проиграли, Сирия где-то далеко, а Украина рядом, но только что пришло сообщение о том, что Украина откладывает подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом, что также еще один очень серьезный дипломатический успех России. Теперь - заключение договора по Ирану. Россия всегда выступала за мирное решение этого вопроса. Многое что для этого сделала. Пророссийские предложения опять стали драйвером, как в сирийском урегулировании, и поэтому это работает на прибавления влияния Президента Владимира Путина и иранских лидеров.
Иран устал от блокады. Мои коллеги международники говорят, что Иран напоминает Советский Союз 1984 года: дефицит, производительность труда в Иране в 5-10 раз ниже, чем в странах Запада. Понятно, что страна не богатая, хотя есть нефть и газ, но продавать их не разрешено. К этому прибавляется блокада, дефицит лекарств и других товаров. Народ от этого устал. Иранское руководство, которое сейчас смягчает санкции в отношении Ирана, выводит страну в мировую экономику, тоже получит успех в своей стране. Новому Президенту Ирана это пойдет в актив с точки зрения политики конкретных лидеров и их имиджа. Для Запада блокада Ирана, напряженные межгосударственные отношения, всегда являлись серьезной проблемой, это всегда был "гвоздь в ботинке", потому что имелись явно антизападные, антиамериканские настроения в одной из крупнейших стран Ближнего Востока. Иран фактически региональный лидер по экономическому, политическому и демографическому потенциалу. Очень влиятельный среди определенной группы мусульманского населения страны, он, конечно, ослаблял позиции Запада в регионе и усиливал антизападные настроения. Иран финансирует различные группировки, которые открыто выступают с оружием в руках против Израиля и интересов Запада, поэтому это урегулирование напрашивалось. Тем более, что в 1950-е и 1970-е годы до исламской революции Иран был одной из самых прозападных стран региона. Поэтому смягчение отношений с Ираном, установление отношений с ним еще не нормальных, но уже не враждебных, бесспорно отвечает интересам Запада.
Конечно, американцы Израиль не сдадут и тут есть масса всяких и механизмов и рычагов. Но то, что в данном случае Соединенные Штаты не посчитались с интересами Израиля, это факт очевидный и достаточно редкий в американской внешней политике. Можно вспомнить только лишь дружбу Соединенных Штатов с Саудовской Аравией. Они поддерживают саудитов, которые тоже антиизраильски настроены. Здесь Соединенные Штаты делают определенный геополитический расчет. Иран, во-первых, связан с тем, что ослабевает роль Израиля в регионе. Соединенные Штаты понимают, что сотрудничество с Израилем уже не позволяет контролировать этот регион, как в 1950-е, 1970-е годы и даже 1990-е годы прошлого столетия. Сейчас Ближний и Средний Восток кардинально изменился. Если Израиль живет на дотации Соединенных Штатов, то богатейшие арабские нефтедобывающие государства сами дотируют Соединенные Штаты, делая вклады в их облигации и прочие ценные бумаги. Усилился военный потенциал региона и отдельных держав. Мы помним, что в кризисе вокруг Сирии Соединенные Штаты поддерживали позицию Израиля, который предлагал разгромить Сирию и вооруженным путем свергнуть режим Башара Ассада. В итоге Израиль и Соединенные Штаты попали в очень не приятную ситуацию, из которой приходилось выходить очень тяжело. Мы помним, как озабочен и откровенно расстроен был Барак Обама на саммите G-20 в сентябре в Петербурге. Было видно, что человек очень переживает, что он попал в ситуацию очень непростую. Данный случай напоминает аналогию российской политики в отношении Ливии и Сирии, когда Россия поддержала позицию Запада по Ливии, а в итоге получила совсем не то, что ожидала. По Сирии Россия заняла совсем другую, более жесткую позицию.
Мне кажется, Соединенные Штаты, поддержав решение Израиля по Сирии, взяв курс на жесткую конфронтацию, на военное вмешательство, остановились буквально у последней черты, поняв, что вмешательство будет себе дороже. Но в этом случае к мнению израильского руководства по поводу Ирана они не прислушались. Конечно, в Соединенных Штатах есть очень мощное произраильское лобби, которое сейчас активизируется. Сейчас предлагается создать определенную группу, определенную комиссию по переговорам с Израилем. С Израилем будут отдельно работать, ему пообещают экономическую и военную помощь плюс еще какие-то преференции. Звоночек для израильского руководства тревожный, если они обладали огромным, неоспоримым влиянием на Соединенные Штаты, то сейчас стратегическое решение по развитию региона принимается вопреки мнению Израиля. Такое решение не приведет к генеральной линии Соединенных Штатов на сдачу Израиля вообще, его, конечно, будут всячески поддерживать, но, тем не менее, произошли изменения геополитической ситуации в регионе. Если раньше Соединенные Штаты могли решать свои проблемы, опираясь на Израиль, который, как орешки, щелкал арабские армии, громил их, то сейчас США втягиваются в регион и становятся игроком, потому что Израиль их интересы в регионе защитить не может при такой массированной поддержке. Из "шерифа Соединенных Штатов" в Ближневосточном регионе, Израиль постепенно, как считают многие наши российские международники, превратится в «мальчика», которого надо будет всячески защищать от его арабских соседей. Израиль проводит политику эмиграции со всего мира. Численность еврейской общины там составляет порядка 6 млн. человек за 50 лет эмиграции из всех регионов. В это же время население арабских стран уже перевалило за двести и подходит к 250 млн., а уже к середине XXI века будет составлять около полмиллиарда человек. Таким образом, соотношение евреев и арабов составит - 1/100, а это серьезный демографический фактор. В этих странах есть деньги, образование и вооруженные силы.
Женевские договоренности – это, конечно, определенный триумф российской дипломатии. Выстраивается определенная линия: Сирия, Украина, Иран. Как говорят: один раз - случайность, второй раз - совпадение, а третий раз уже закономерность. Это говорит о том, что Россия вернулась на мировую арену как сильная мировая держава. Советский Союз был сверхдержавой. Многие говорили, что его скорее боялись, чем уважали, но не один мировой вопрос без Советского Союза не решался. Как в первой половине XIX века ни один вопрос в Европе не решался без Российской Империи.
Возвращение России на мировую арену в таком качестве, когда большинство мировых вопросов не решаются без нее и даже во многом решаются по ее инициативе, говорит о восстановлении утраченного статуса. Но если Советский Союз боялись, то сейчас в мире растет популярность российского руководства. Популярность Президента России достаточно высока, авторитетные западные журналы признают его самым влиятельным лидером по оценкам Форбс и Тайм. В отношении советских деятелей это было трудно представить, поскольку шла "холодная война". У России очень серьезный геополитический потенциал, достаточно сильные по мощи вооруженные силы в мире и второй паритетный с Соединенными Штатами ядерный потенциал. Это очень сильные факторы. Многие говорят о недостаточной эффективности и силе российской экономики, но Россия сейчас подтягивается к пятерке развитых стран, но пока с ограниченностью своего экономического потенциала, зато Россия сумела компенсировать этот недостаток дипломатическими возможностями, дипломатическими традициями, которые в нашей стране очень велики. Они идут от имперской России и Советского Союза, от российских и советских дипломатов.
Этот успех также несет для России определенную скрытую угрозу. Сейчас открывается газопровод Южный поток, началась работа в Сербии. Но ситуация такая, что сейчас Россия имеет монополию на поставки газа в Европу. Но если сближение Ирана и Запада пойдет очень быстрыми темпами, то тогда нитки газопроводов могут пройти через Иран. И газ из Средней Азии на Запад пойдет не по российским трубопроводам, а по иранским. Это может нести в себе определенную угрозу. Но я думаю, что быстрого сближения между Западом и Ираном не произойдет, так как пропасть очень велика. Кроме того российская газовая дипломатия предусмотрит этот вариант и найдет соответствующие альтернативные маршруты и альтернативные рынки сбыта».
2. кратковременная оттяжка Главных Событий.
1. Re: «Этот успех также несет для России определенную скрытую угрозу»