Своими впечатлениями от фестиваля делится в интервью «Русской народной линии» председатель жюри фестиваля, известный писатель, сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин.
Это был 18-й международный кинофестиваль православных фильмов «Радонеж». Общая тенденция этих фестивалей в том, что мы идем от простой документальной хроники к постижению сути Православия. Ее невозможно уловить через СМИ, она глубоко личная, схороненная, интимная для каждого человека. Это главное чудо Православия - покаяние. А как вы покажите покаяние? Никак.
Вместе с тем, мы приближаемся к постижению вершин духа Православия, к пониманию того, что не раз спасало Россию в истории, как и совсем недавно спасло, а именно Православия. Все рухнуло: экономика, оборона, политика, идеология - все рухнуло, а Россия жива. Именно этому был посвящен фестиваль.
Главная трудность была у жюри - при наших скромных возможностях найти дары, которыми можно отметить лауреатов и выбрать лучшего из лучших. И на этот раз было трудно, но мы выбрали. Это три фильма.
«Братская свеча» - фильм режиссера Ирины Волох и студии во имя святого исповедника Иоанна Воина Свято-Елисаветинского монастыря. Это то самое глубинное Православие - фильм о сельском приходе, где люди собирают деньги на воск, чтобы из него сделать годовую свечу. Годовая свеча горит целый год от Рождества до Рождества. В итоге они делают три свечи: две стоят справа и слева от алтаря, а одну дарят архиерею. Как точно и неторопливо показаны события! Как будто мы живем внутри происходящего, а камеры просто нет.
Далее мы не могли не отметить фильм «Обитель Сергия. На последнем рубеже» Владимира Шуванникова. Там не просто рассказ об истории обители, о ее создании, о родителях преподобного. Лента сделана так, что мы все время видим огромное значение преподобного Сергия в истории Русской земли, ведь он всегда с нами. Он был в Смутное время, он организовал Борисоглебский монастырь, явился Иринарху, когда к тому пришли поляки, был у Кузьмы Минина, являлся в Великую Отечественную войну. Режиссер фильма молод, и нынешний фестиваль ввел много молодых имен режиссеров, сценаристов, операторов.
Третий фильм, который мы отметили, - «Второе Крещение Руси». Автор и ведущий - митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), а режиссер Федор Кудряшов. Я думаю, ему было легче других режиссеров снимать, потому что он работал в содружестве с такой фигурой, как митрополит Иларион, за которым огромное знание материала, профессионализм и средства. Фильм очень важен, он рассказывает, как в России за долгие времена страданий, свершений выработалась величайшая симфония Церкви и государства.
Дело государства - это, образно говоря, тело человека, а дело Церкви - это душа человека. Когда у тела есть душа, когда у государства есть душа, тогда и в государстве дела спорятся. Показано, сколько за годы после 1000-летия Крещения Руси возродилось монастырей, храмов, как живет Церковь. Это надо видеть, чтобы не унывать при очередном противодействии чиновников делу христианского просвещения народа.
Среди игровых фильмов отметили «Пожар» Артёма Волчкова, студента ВГИКа. Это небольшая картина о сельском священнике, сделанная удивительно хорошо. Еще игровой фильм «Гость» режиссера из Осетии Георгия Татонова. Это трагическая картина рассказывает о благочестивых народных традициях. Смотришь его с напряжением душевным и понимаешь осетин, которые чтят и хранят свои православные традиции, несмотря на все нападения.
Есть еще игровой фильм о вреде абортов, где главная героиня не побоялась противостать напору близких, толкающих ее на преступление, и родила дитя.
Также нужный фильм о вреде наркотиков протоиерея Александра Новопашина - «Меня это не касается», про писателя, который борется с наркотиками, привлекая к этому общественность, медицинские учреждения, но обнаруживает, что его родная дочь уже села на иглу. Это фильм нелегкий, но смотреть его надо, он делает полезное дело.
Фильм «Тася» режиссера Даниила Бондаря об одинокой женщине, страдающей от пьющего мужа, везущей на себе все тяготы быта. Она выстояла и говорит о себе, что ее только Бог спасает. Тася - замечательная женщина, неунывающая, смотришь на нее и думаешь, что ничего с нами никто не сделает, мы и на корке хлеба проживем в радости.
Примерно об этом же фильм «Коля» Антона Головина, о том, как пьющая мать отправила сына, чтобы не мешал, в интернат для умственно отсталых детей. Милый Коля, которому сейчас 28 лет, рассказывает о своей жизни, ни в чем маму не обвиняя, а только мечтая увидеть ее. Коля рассказывает, как полюбил в интернате глухонемую девочку и как он хочет вызволить ее оттуда, чтобы создать семью.
Нужный фильм «Спасти и сохранить» Андрея Осипова и Евгения Малевского об охране царского престола, о царском конвое. Я думал, что хроника Царской России уже вычерпана, оказывается, нет. В ленте огромное количество редчайших подлинных кадров.
«Чрезвычайные будни» Андрея Теплова рассказывает о враче, трудящемся самоотверженно. Если бы все были такими, то Россия была бы спасена.
Татьяна Карпова, классик современного документального кино, каждый раз чем-то радует нас. Фильм «Простой епископ» - об апостоле Америки и Сибири святителе Иннокентии.
«Чистая победа» - классика документализма, это фильм Валерия Тимощенко. Огромное количество хроники потрясает в этой великой картине о Великой Победе во время Великой Отечественной войны под Новороссийском. Когда я был там, никак не мог понять, как морские пехотинцы зацепились за этот пятачок, как они держались, как они выбили фашистов?! Какие чудо-богатыри были эти люди, что держались, сражались под ураганным огнем! Мы выстояли. После фильма даже Брежнева начинаешь уважать с его трудом «Малая земля», ведь он множество раз пересекал под бомбежкой этот пролив на утлом катере, он тоже мужественно сражался в том невероятном прорыве морской пехоты.
Здесь много, много хороших фильмов. И как в прошлые годы, так и нынче главное наше сетование в том, что эти великолепные фильмы массовый зритель не видит, потому что они не идут на центральных каналах телевидения. Иногда их показывают на канале «Культура» и на православных каналах. Но наши режиссеры - люди не корыстные, они отдают последнее, мы почти даром готовы распространять эти картины. Но в ответ от чиновников слышим тысячи отговорок, лишь бы не показывать настоящее кино. А ведь рядом с картинами, снятыми патриотами, мгновенно бледнеют все выдумки про заградотряды и архипелаги ГУЛАГи, про чудовищные «Школы», отшелушивается короста вранья, покрывающая прошлое России.
Ничего, фестиваль растет, крестные ходы умножаются, мы распрямляемся. Да, Россия взошла на Крест, была распята за грехи, но после Голгофы следует снятие со Креста и возрождение, о чем ярко свидетельствует фестиваль «Радонеж».
1. Re: «Мы приближаемся к постижению вершин духа Православия»