В пятницу, 15 ноября, в Санкт-Петербурге состоялась встреча с известным писателем, публицистом, главным редактором газеты «Завтра», председателем Изборского клуба Александром Андреевичем Прохановым.
Люди, желающие воочию послушать писателя и задать свой волнующий вопрос, заполнили конференц-зал, где и происходило действо, организованное партией Великое Отечество.
Итак, Александр Андреевич не заставил собравшихся, чающих серьезного общения зрителей, себя ждать. И встреча началась в запланированное время.
Тема, которую виртуозно раскрыл писатель, была о Божественной справедливости, на которой зиждется идеология России, о людях, беззаветно любящих и трудящихся на благо Родины. Конечно, и личность Президента нашей страны не была обойдена стороной.
Первая часть общения состояла из монолога писателя, вторая – люди, набравшись мужества, подходили к микрофону и смело задавали свои разнообразные вопросы, что еще раз подтвердило многообразие публики.
И насколько сам разносторонен Александр Андреевич, затрагивающий сердца разных поколений.
«Партия без идеологии бессмысленна», - начал свою речь публицист. Он отметил, что если у партии нет образа будущего, нет представления о том, какой должна быть страна, общество, то такая партия обречена на исчезновение.
«Сегодня в мире происходит схватка идеологий, схватка гигантских идеологических систем, схватка метафизических систем, схватка огромных космогоний, - красноречиво продолжил писатель. - К сожалению, в России этой схватке нет места. После 91-года у России нет идеологии, отсутствие идеологии записано в Конституции. Россия не вправе иметь идеологию». Он подчеркнул, что в 93 году люди, принявшие Конституцию, обладали мощнейшей идеологией мира.
«Мы живет под гнетом либеральной идеологии», - подтвердил Александр Проханов.
Он дал определение тому, что, на его взгляд, является идеологией: «Это образы, которые позволяют людям участвовать в политике, в религиозной, общественной деятельности. Образы дают им понять смысл появления на свет того или иного государства, того или иного народа».
Писатель считает, что идеологические постулаты не доказываются логическими историческими построениями, а даны как откровение. «Эти аксиомы, - считает он, - потом транслируются во все сферы человеческой деятельности».
Публицист выразил свое убеждение, что либеральной эпохе приходит конец, так как государство начинает крепнуть. Но, тем не менее, он также поделился мыслью, что государство у нас слабое и хрупкое. «Достаточно какого-нибудь толчка и государство, набитое противоречиями, набитое катастрофическими нестыковками, может взорваться и исчезнуть. Тем острее стоит вопрос об идеологии, которая должна цементировать это государство, выстроить его преобразование», - заметил публицист. Он подчеркнул, что идеология не придумывается за круглыми столами "яйцеголовыми" философами, что она не высасывается из пальца. «Идеология, как правило, добывается в битвах, в сражениях, она добывается на полях сражения, в великих преобразованиях», - убежден Александр Андреевич.
Он предложил взглянуть на всю историю нашей страны, обнаружив вдумчивым метким взором ту важную деталь, что вся наша история – это растянутый процесс по созданию империи. «Наша история – это череда сменяющихся империй», - полагает публицист. Он объяснил свое понимание империи: «Это симфония, некий сложный синтез пространств, кодов, культур, верований, космогонических представлений. Эти явления свойственны каждому народу, они соединяются в очень сложное симфоническое единство, не как арифметика, а как сложная математика, позволяя возводить их в некое синергетическое единство. В недрах этих империй и возникают всегда великие культуры, художественные, религиозные, географические открытия».
Затем Александр Андреевич красочно рассказывал об эпохах российской истории через призму идеологии, через разделения времени на имперские периоды.
Дойдя в воспоминаниях до гибели СССР, он отметил: «В разгромленной, оккупированной, оскорбленной и в обессмысленной стране опять начало твориться нечто неожиданное. Стали возникать таинственные знаки того, что русское государство не пропало и не исчезло».
Писатель подвел свою мысль к появлению в российской истории личности Владимира Путина, назвав его таинственным персонажем: «Путин не должен был быть таким, каким явлен был в 2000-е годы. Путина тщательно выбирали, его калибровали, просматривали во все светофильтры, рассматривали его генеалогию, рассматривали степень его зависимости, его несвободу, смотрели его досье, знали весь компромат, который на него лежит. И в этом случае его вдвинули во власть, и он пришел, казалось, что это обычный слепок с Ельцина, ельцинский муляж. Ничто не предполагало той трансформации, которая в нем началась. Я не знаю, его ли в этом заслуга, он ли виновник того, ему ли мы обязаны тем, что он разгромил во Второй Чеченской войне сепаратистов и подписал "Хасавюртовский мир"».
«Он ли все это сделал или через него действовала все та же загадочная метафизическая сила, которая не позволяла России погибнуть в этих черных ямах, безднах», - предположил Александр Андреевич.
После некоторых рассуждений о Президенте писатель заявил, что мы сейчас живем в империи, обрезанной, лишенной многих пространств, но империи, которая требует восполнения утраченных земель: «Государство, которое мы строим, не будет республикой Русь – это будет симфоническое соединение наших великих пространств, великих народов и возможностей. Это империя будет нового типа, в которой каждый народ, прежде всего русский народ, но и каждый народ, вплоть до устья Амура, народы, живущие на Ямале, будут империообразующими народами. У каждого народа будет своя миссия, своя ответственность, своя огромная задача поддерживать над собой те небеса, которые находятся над этой империей. Наш общий имперский космос».
Он отметил, что империя без идеологии бессмысленна. И необходимо, чтобы общество было построено на идеальной Божественной справедливости: «Общество, в котором нет места насилию, нет места угнетению, нет места иерархии сильных над слабыми. Это общество, в идеале своем, конечно, райское общество. Это общество, которое так восхитительно было описано в наших сказках фольклорных». «Идея Божественной справедливости сопутствует всем нашим мечтаниям: литературным, религиозным, философским», - подчеркнул писатель.
Во второй части, как уже было сказано выше, наступил черед собравшимся гостям вступать в дискуссию. Многие вопросы происходили из глубин сердец, составлявших боль и страдание за нашу Родину. Среди вопрошающих были участник Великой Отечественной войны, пожилой представитель КПРФ и мужчина из новообразовавшейся партии Великое Отечество. Желающих вступить в дискуссию было предостаточно, разговор об идеологии задел за живое всех пришедших.
За интересной беседой время промчалось молниеносно и, увы, организаторы, взглянув на часы, с сожалением попросили закончить, набравшее крейсерский ход, общение.
Но, тем не менее, люди не спешили покидать зал и прощаться с известным писателем, обступив его с расспросами и горячими благодарностями.
Так прошел вечер пятницы для петербуржцев, которые смогли прийти побеседовать и поразмышлять вместе с Александром Прохановым о нашей Родине – России, сохранить в своем сердце частицу душевного тепла от глубокого и серьезного общения.
Алексей Мыселев, выпускающий редактор «Русской народной линии»
1. Re: «Идея Божественной справедливости сопутствует всем нашим мечтаниям»