26 октября 1582 года, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, казачьи отряды Ермака Тимофеевича, отслужив молебен, торжественно вступили в покинутую татарами столицу Сибирского ханства Кашлык (Искер).
Событие это произошло после разгрома 23-25 октября Ермаком и его казаками у Чувашского мыса 15-тысячного войска хана Кучума, бежавшего после поражения в Ишимскую степь. Вот как описывает эти события Ремезовская летопись: «И тогда задумали все казаки завершающий удар, и была это битва с кучумлянами четвертой. (...) И тогда казаки по воле Божьей вышли из городка, едногласно восклицая: "С нами Бог! Подумайте, язычники, и покоритесь, потому что с нами Бог!" И 23 октября началось сражение и произошла великая битва, дрались врукопашную, побеждая противников своих. (...) Когда стоял Кучум на Чувашской горе, то, видя большие потери среди своих, молилися со слезами сам и все неверные, приказав агунам и абызам своим взывать с мольбою к кумирам, но спали боги их, и оказался (Кучум) беспомощен и опозорен, тесним невидимою силой, и задумал бежать. А сражались три дня без сна неотступно. 24 октября князьки низовских остяков раньше всех из подданства и власти Кучума вышли и сразу бросились бежать без оглядки по своим местам, и стали жить, словно звери, в дремучих лесах, да спрячутся от русских людей. (...) 25 октября Кучум, в усталости и печали лежащий на постели своей ночью, видение от Бога получил: внезапно отверзлись небеса с четырех сторон света, движущиеся его уничтожить воины светлые, вооруженные, крылатые и грозные; и дойдя до улуса его, окружили всё войско его, говоря: "Нечестивый сын темного демона Бахмета, отступись от этой земли, ибо Господня земля и все живущие на ней христиане благословенны, ты же беги в места своего обитания поближе к пропасти окаянного демона Бахмета". И вскочив, Кучум затрепетал всем телом, и так сказал: "Бежим отсюда, очень страшное место, да не погибнем". И ангел Господень погонял их, ибо путь их темен и скользок».
А 26 октября, как писал Н.М.Карамзин, «Ермак, уже знаменитый для Истории, отпев молебен, торжественно вступил в Искер, или в город Сибирь, который стоял на высоком берегу Иртыша, укрепленный с одной стороны крутизною, глубоким оврагом, а с другой - тройным валом и рвом. Там победители нашли великое богатство, если верить летописцу: множество золота и серебра, азиатских парчей, драгоценных камней, мехов и все братски разделили между собою».
Заняв Кашлык, Ермак милостиво («лаской и приветом») отнесся к местному населению, пообещав защиту от Кучума и, возложив на них обязанность ежегодно платить ясак, привел местные народности в подданство русскому Царю.
В царствование Императора Александра III дата эта - 26 октября - была принята за отправную точку присоединения Сибири к Российскому государству. Но из-за разночтений в летописях годом взятия Кашлыка посчитали не 1582-й, а 1581 год, постановив отметить 300-летие присоединения сибирских земель в России в 1881 году, после чего праздник стал ежегодным. Государь тогда обратился к сибирякам с Высочайшим посланием, в котором отметил выдающееся значение сибирского края для России и пожелал ему процветания. «Надеюсь, - сказал он, - что со временем, с Божьею милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества».
Столичные и региональные издания откликнулись на юбилей публикациями, в которых вспоминался подвиг Ермака и его дружины, а также рассуждениями о современном положении Сибири и необходимости его улучшения. В Санкт-Петербурге и Москве состоялись праздничные обеды.
«26 октября 1881 года, в зале гостиницы "Демут" состоялся Сибирский обед в ознаменование 300-летнего присоединения Сибири к России, считая памятный день взятая Искера началом покорения обширной Восточной окраины, - отмечалось в специально выпущенном по этому случаю издании. - Праздновать этот день собралось более двухсот человек. Это были большею частью сибиряки, сибирячки и лица посвящавшие свои труды Сибири. Среди них виднелись генералы, профессора, доктора, студенты, уроженцы Сибири, учащиеся девицы, курсистки и дамы, которым Сибирь была близка по воспоминаниям. (...) Из отличительных блюд были в меню сибирские пельмени (по обыкновенно в супе), рябчики с салатом из северных ягод и мороженое из облепихи. (...) Первый тост был провозглашен председателем за здоровье Государя Императора».
Среди гостей был на том обеде и ротмистр лейб-гвардии атаманского полка Султан Тази-Булат Вали-Хан, который произнес следующие слова: «Один из чингизидов, находящийся среди вас в этот многознаменательный день, желает сказать свое слово о великом значении объединения, необходимого между киргизами и другими сибирскими инородцами с народностью русскою. (...) Хотя киргизы и называют коренных сибиряков: урус-казак, а себя просто - казак, но желательно было бы, чтобы эти особенности названий постепенно сглаживались, точно так же, как прежняя борьба между этими казачествами перешла ныне, с поля брани, в возвышенное соревнование - в области культуры и цивилизации». Завершая свое выступление, дальний потомок Чингисхана призвал к скорейшему объединению «инородных элементов Сибири с элементом русским».
В этот день в Российской Империи проходили крестные ходы с молебнами в честь Ермака, его сподвижников-первопроходцев и основателей острогов, в европейских городах России собирались сибирские землячества, в крупных сибирских городах зародилась традиция губернаторских приемов и балов, а также банкетов для именитых сибиряков, также проводились собрания местной интеллигенции, «Дню Сибири» посвящались специальные выпуски местных газет и журналов. Также было принято чествовать сибирских купцов-меценатов, которые, в свою очередь, в этот день торжественно вносили крупные пожертвования на нужды приютов, больниц, нищих. А в «Сибирском народном календаре», вышедшем в 1913 году, день этот, наряду с днем памяти Святителя Иннокентия Иркутского, был отнесен к «выдающимся сибирским праздникам».
Кроме того, как отмечают сибирские краеведы, день этот, следовавший вскоре после празднования Покрова Пресвятой Богородицы, выпадал на дни, когда осенняя страда была уже позади, и начинался массовый забой скота, позволявший сибирякам устраивать «гулянки» с богато накрытыми столами. «Так, - отмечается в одной из публикаций, - День Сибири олицетворял собой праздник благодарения краю за все "излишества и удобства", за сытую благодатную жизнь. С этих праздничных отметин итогов хозяйственной деятельности начиналась череда ярмарок в крупных старожильческих селах, своеобразных "выставок достижений крестьянского хозяйства"».
«День Сибири» отмечался ежегодно вплоть до 1919 года, когда традиция эта по понятным причинам прервалась. Вспомнили о ней в 1990-х годах местные краеведы, которые стали знакомить сибиряков с традициями родной земли и предложили властям возродить общесибирский праздник. И сегодня «День Сибири» или «День благодарения Сибири» вновь отмечается в ряде сибирских городов на местном уровне. Как сообщает тюменское издание «Наш город», в этом году «Фонд имени Ермака Тимофеевича» совместно с Тобольской митрополией и Комитетом по делам национальностей Тюменской области, возрождая традицию празднования присоединения Сибири к России, уже в третий раз отметят «День Сибири» заупокойной литией по Ермаку Тимофеевичу и его дружине, благодарственным молебном великомученику Димитрию Солунскому о присоединении Сибири к России, историческим вечером, концертной программой, выставкой детских рисунков и угощениями.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
1. Каким именем поминать Ермака?