Как сообщалось, 11 сентября 2013 года были разосланы в епархии и опубликованы на официальном сайте Русской Православной Церкви с целью проведения всестороннего обсуждения новые проекты документов Межсоборного присутствия: «О подготовке ко Святому Причащению», «О христианском погребении усопших», «Упорядочение практики совершения браков (в частности повторных)», «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века», «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма».
Самым обсуждаемым оказался проект документа «О подготовке ко Святому Причащению». О причинах повышенного интереса к этой теме размышляет в интервью «Русской народной линии» настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области игумен Лука (Степанов):
«Особое внимание общественности к проекту Межсоборного присутствия, посвященному практике причащения Святых Христовых Таин, вызвано тем значением, какое это Таинство имеет в Церкви. Не зря оно именуется Таинством Таинств. Мы крестимся ради того, чтобы причащаться Святых Христовых Таин и каемся, уже, будучи христианами, чтобы причащаться. Те, кто желают жить семейной жизнью, вступают в венчанный союз, сменив целомудренную жизнь христианина на благословенное супружество, для того, чтобы жить во Христе, оставаясь причастником Святых Христовых Таин.
В Священном Предании вся квинтэссенция веры нашей и воплощение Слова Божиего и исповедание Духа Святаго, сходящего на принесенные в алтаре Святые Приношения - вино, соединенное с водой, и хлеб, которые благодать Святаго Духа претворяет в Кровь и Тело Господни.
Неудивительно, что при главенстве этого Таинства более всего возникает суждений, иногда противоречивых, о том, как и с какими приуготовлениями, при каких условиях оно является спасительным и действенным, имея в виду предупреждение апостола Павла о том, что причастие может послужить и в осуждение. Апостол говорит, что "многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1 Кор. 11: 30) из-за того, что недостойно причащаются Святых Христовых Тайн. По слову Господа обещается Вечная жизнь причастнику Святых Христовых Тайн: "Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем" (Ин. 6:56). Новый Завет предупреждает также, что, если человек недостойно принимает эту святыню, то обрекает себя на горшее, и ему лучше было бы не причащаться, чем причащаться во осуждение, усугубляя тяжесть своих грехов.
В чем здесь решение? Несомненно, общение с Господом в причащении Его Тела и Крови есть способ бытия человека в его церковности. Это не математическое измерение, есть определенные границы, которые вряд ли есть смысл кому оспаривать, о том, что недопустимо причащаться одного раза в сутки, ибо это уничижает достоинство причащения, как будто единой капли Крови Христа и частички Его Пречистого Тела недостаточно для спасения всего человека.
Апостольские правила, которые также нет смысла ставить под сомнение, внятно указывают на то, что христианин, три господних дня, воскресных дня не участвующий в общем евхаристическом собрании, если это священник, - да будет извержен из сана, а если мирянин, то является самоотлученным. Если мирянин по своему недомыслию, по поврежденности ума и сердца гнушается и устраняет себя от этой животворящей святыни, то он сам себя отлучает от Христа.
Одно дело - болезнь или гонения, которые на протяжении десятилетий не давали возможности людям приступать к Святым Тайнам, другое дело, когда речь идет о добровольном самоотречении от причащения. Это признак не христианина, а признак человека, в котором произошла подмена и, думая оставаться Христовым, он Христовым уже не является. Как в отношении Духа свидетельствует Писание: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8:9). Если кто-либо не причащается Тела и Крови Христовых с определенным постоянством, не имея в том внутренней потребности, то это яркий признак того, что духовная жизнь этого человека не в порядке, что он перестал быть церковным.
Насколько я видел в опыте облагодатствованных духовников, они, рассуждая о частоте и допустимости причащения, более всего взирают на меру человеческой церковности, на церковное сознание человека, на то, живет ли человек со Христом или нет, являются ли для него установления Матери-Церкви главнейшими в жизни, добавляются ли к ним житейские заботы этой временной, проходящей жизни, либо церковные порядки для него - это лишний довесок, а сам он более руководствуется стихиями и заботами века сего, в этом мире он что-то громоздит, бесконечно за чем-то гонится, а за Христом не гонится и благодати не внимает. Человек, находящийся во втором состоянии, не стремится причащаться Святых Христовых Таин ни часто, ни редко. Ему свойственно пребывать в безблагодатном состоянии, в котором и принуждать-то ко Святому Причащению странно, потому что мы призваны приступать к святыне с великим благоговением.
И напротив, если человек живет Господом, просыпается и засыпает с памятью о Нем, все дела посвящает Ему, то какие для него препятствия причаститься, когда есть возможность присутствовать на Божественной Литургии? Некоторые удивительным образом рассуждают: "Вы вчера причащались? Нет-нет, вам сегодня нельзя!" Почему нельзя? Если бы человек вчера руку на кого-то поднял, совершил тяжкий грех и еще не омылся после него, то можно было бы сказать: "Ты вчера сие сотворил, поэтому для тебя сегодня Чаша Христова недоступна". Но если человек вчера стремился ко Господу, был освящаем, с благоговением приняв Его в сердце, хранил, и встретил в следующий день своей жизни Дар Божий с одним упованием быть участником Тайной Вечери Господа и самому быть общником Воскресения, то какие могут быть математические противопоказания о количестве причащений в неделю?
Могу сослаться на замечательную аналитическую главу по этому вопросу митрополита Илариона (Алфеева) в книге, посвященной жизни и богословскому наследию Симеона Нового Богослова, в которой тема горения Духа и стремления к Чаше Жизни просматривается в историческом контексте в свидетельствах монастырских уставов и святых отцов IV и последующих веков. Все это наводит на главную мысль: причащение - явление не земного, а небесного происхождения. Оно есть чудо. К нему призваны те, кто его с благоговением и страхом Божиим и любовию ищут, и если есть в человеке это, то недочитанный канон, съеденная накануне рыбка, а то и творожок никаким образом не могут являться препятствием для того, чтобы кающийся натощак смог приступить к Святым Христовым Тайнам.
Всякое отчуждение людей от причастия по каким-то странным учениям, в коих даже приводятся ссылки на святых отцов, рекомендующих не реже раза в год, не реже раза в пост, не реже чем в двунадесятые праздники причаститься, и под этим предлогом отказывая христианам в праве причащаться как можно чаще, если они всей душой этого желают и под руководством духовного наставника живут церковной жизнью, представляется мне крайне несправедливым, досадным и немотивированным. Вырванные из контекста святоотеческого учения выдержки говорят вовсе не про то, будто святые отцы считали делом греховным причащаться чаще, чем раз в месяц, а говорят о том, что отцы, заботясь обо всех наших соотечественниках, напоминали им о том, что не должно забывать главного в жизни - освящения, обожения своего естества.
Необходимо стать хотя бы однажды в жизни причастником Божественного естества и хотя бы изредка, хотя бы в великие праздники всем людям понуждать себя быть у Чаши Жизни и преобразовываться от худшего к совершенному благодатью Господа Иисуса Христа. Подход, в центре которого церковность человека, требует от священника не формального подхода, а больших и хлопотных попечений о воцерковлении своей паствы. Он требует от священника и самому дышать жизнью Церкви гораздо более, чем жизнью мира сего, и таким же образом выстраивать литургическую жизнь своих прихожан.
Ведь священники на приходах нередко не рассуждают о частоте причащения, а соответствуют примеру доброго своего пастыря. Если для священника самая главная радость любого дня - литургисать и приобщаться животворящей святыни, то, разумеется, и для его духовных чад причащение становится естественным и необходимым. И всякий день для прихожан праздничный, если служит священник, у которого они исповедуются, и если он причащается, то нет никаких препятствий и им приступать к Чаше, если только живут они христианской жизнью и с благоговением и покаянием желают быть освященными».
3. Закон Бытия - недостаточная мотивация?!
2. Re: «Этот подход несправедлив, досаден и немотивирован»
1. Re: «Этот подход несправедлив, досаден и немотивирован»