«Этот подход несправедлив, досаден и немотивирован»

Размышления игумена Луки (Степанова) о частоте Причащения

Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви) 
0
1786
Время на чтение 5 минут

Как сообщалось, 11 сентября 2013 года были разосланы в епархии и опубликованы на официальном сайте Русской Православной Церкви с целью проведения всестороннего обсуждения новые проекты документов Межсоборного присутствия: «О подготовке ко Святому Причащению», «О христианском погребении усопших», «Упорядочение практики совершения браков (в частности повторных)», «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века», «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма». 

Самым обсуждаемым оказался проект документа «О подготовке ко Святому Причащению». О причинах повышенного интереса к этой теме размышляет в интервью «Русской народной линии» настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области игумен Лука (Степанов):

«Особое внимание общественности к проекту Межсоборного присутствия, посвященному практике причащения Святых Христовых Таин, вызвано тем значением, какое это Таинство имеет в Церкви. Не зря оно именуется Таинством Таинств. Мы крестимся ради того, чтобы причащаться Святых Христовых Таин и каемся, уже, будучи христианами, чтобы причащаться. Те, кто желают жить семейной жизнью, вступают в венчанный союз, сменив целомудренную жизнь христианина на благословенное супружество, для того, чтобы жить во Христе, оставаясь причастником Святых Христовых Таин.

В Священном Предании вся квинтэссенция веры нашей и воплощение Слова Божиего и исповедание Духа Святаго, сходящего на принесенные в алтаре Святые Приношения - вино, соединенное с водой, и хлеб, которые благодать Святаго Духа претворяет в Кровь и Тело Господни.

Неудивительно, что при главенстве этого Таинства более всего возникает суждений, иногда противоречивых, о том, как и с какими приуготовлениями, при каких условиях оно является спасительным и действенным, имея в виду предупреждение апостола Павла о том, что причастие может послужить и в осуждение. Апостол говорит, что "многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1 Кор. 11: 30) из-за того, что недостойно причащаются Святых Христовых Тайн. По слову Господа обещается Вечная жизнь причастнику Святых Христовых Тайн: "Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем" (Ин. 6:56). Новый Завет предупреждает также, что, если человек недостойно принимает эту святыню, то обрекает себя на горшее, и ему лучше было бы не причащаться, чем причащаться во осуждение, усугубляя тяжесть своих грехов.

В чем здесь решение? Несомненно, общение с Господом в причащении Его Тела и Крови есть способ бытия человека в его церковности. Это не математическое измерение, есть определенные границы, которые вряд ли есть смысл кому оспаривать, о том, что недопустимо причащаться одного раза в сутки, ибо это уничижает достоинство причащения, как будто единой капли Крови Христа и частички Его Пречистого Тела недостаточно для спасения всего человека.

Апостольские правила, которые также нет смысла ставить под сомнение, внятно указывают на то, что христианин, три господних дня, воскресных дня не участвующий в общем евхаристическом собрании, если это священник, - да будет извержен из сана, а если мирянин, то является самоотлученным. Если мирянин по своему недомыслию, по поврежденности ума и сердца гнушается и устраняет себя от этой животворящей святыни, то он сам себя отлучает от Христа.

Одно дело - болезнь или гонения, которые на протяжении десятилетий не давали возможности людям приступать к Святым Тайнам, другое дело, когда речь идет о добровольном самоотречении от причащения. Это признак не христианина, а признак человека, в котором произошла подмена и, думая оставаться Христовым, он Христовым уже не является. Как в отношении Духа свидетельствует Писание: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8:9). Если кто-либо не причащается Тела и Крови Христовых с определенным постоянством, не имея в том внутренней потребности, то это яркий признак того, что духовная жизнь этого человека не в порядке, что он перестал быть церковным.

Насколько я видел в опыте облагодатствованных духовников, они, рассуждая о частоте и допустимости причащения, более всего взирают на меру человеческой церковности, на церковное сознание человека, на то, живет ли человек со Христом или нет, являются ли для него установления Матери-Церкви главнейшими в жизни, добавляются ли к ним житейские заботы этой временной, проходящей жизни, либо церковные порядки для него - это лишний довесок, а сам он более руководствуется стихиями и заботами века сего, в этом мире он что-то громоздит, бесконечно за чем-то гонится, а за Христом не гонится и благодати не внимает. Человек, находящийся во втором состоянии, не стремится причащаться Святых Христовых Таин ни часто, ни редко. Ему свойственно пребывать в безблагодатном состоянии, в котором и принуждать-то ко Святому Причащению странно, потому что мы призваны приступать к святыне с великим благоговением.

И напротив, если человек живет Господом, просыпается и засыпает с памятью о Нем, все дела посвящает Ему, то какие для него препятствия причаститься, когда есть возможность присутствовать на Божественной Литургии? Некоторые удивительным образом рассуждают: "Вы вчера причащались? Нет-нет, вам сегодня нельзя!" Почему нельзя? Если бы человек вчера руку на кого-то поднял, совершил тяжкий грех и еще не омылся после него, то можно было бы сказать: "Ты вчера сие сотворил, поэтому для тебя сегодня Чаша Христова недоступна". Но если человек вчера стремился ко Господу, был освящаем, с благоговением приняв Его в сердце, хранил, и встретил в следующий день своей жизни Дар Божий с одним упованием быть участником Тайной Вечери Господа и самому быть общником Воскресения, то какие могут быть математические противопоказания о количестве причащений в неделю?

Могу сослаться на замечательную аналитическую главу по этому вопросу митрополита Илариона (Алфеева) в книге, посвященной жизни и богословскому наследию Симеона Нового Богослова, в которой тема горения Духа и стремления к Чаше Жизни просматривается в историческом контексте в свидетельствах монастырских уставов и святых отцов IV и последующих веков. Все это наводит на главную мысль: причащение - явление не земного, а небесного происхождения. Оно есть чудо. К нему призваны те, кто его с благоговением и страхом Божиим и любовию ищут, и если есть в человеке это, то недочитанный канон, съеденная накануне рыбка, а то и творожок никаким образом не могут являться препятствием для того, чтобы кающийся натощак смог приступить к Святым Христовым Тайнам.

Всякое отчуждение людей от причастия по каким-то странным учениям, в коих даже приводятся ссылки на святых отцов, рекомендующих не реже раза в год, не реже раза в пост, не реже чем в двунадесятые праздники причаститься, и под этим предлогом отказывая христианам в праве причащаться как можно чаще, если они всей душой этого желают и под руководством духовного наставника живут церковной жизнью, представляется мне крайне несправедливым, досадным и немотивированным. Вырванные из контекста святоотеческого учения выдержки говорят вовсе не про то, будто святые отцы считали делом греховным причащаться чаще, чем раз в месяц, а говорят о том, что отцы, заботясь обо всех наших соотечественниках, напоминали им о том, что не должно забывать главного в жизни - освящения, обожения своего естества.

Необходимо стать хотя бы однажды в жизни причастником Божественного естества и хотя бы изредка, хотя бы в великие праздники всем людям понуждать себя быть у Чаши Жизни и преобразовываться от худшего к совершенному благодатью Господа Иисуса Христа. Подход, в центре которого церковность человека, требует от священника не формального подхода, а больших и хлопотных попечений о воцерковлении своей паствы. Он требует от священника и самому дышать жизнью Церкви гораздо более, чем жизнью мира сего, и таким же образом выстраивать литургическую жизнь своих прихожан.

Ведь священники на приходах нередко не рассуждают о частоте причащения, а соответствуют примеру доброго своего пастыря. Если для священника самая главная радость любого дня - литургисать и приобщаться животворящей святыни, то, разумеется, и для его духовных чад причащение становится естественным и необходимым. И всякий день для прихожан праздничный, если служит священник, у которого они исповедуются, и если он причащается, то нет никаких препятствий и им приступать к Чаше, если только живут они христианской жизнью и с благоговением и покаянием желают быть освященными».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Закон Бытия - недостаточная мотивация?!

"Но если человек вчера стремился ко Господу, был освящаем, с благоговением приняв Его в сердце, хранил, и встретил в следующий день своей жизни Дар Божий с одним упованием быть участником Тайной Вечери Господа и самому быть общником Воскресения, то какие могут быть математические противопоказания о количестве причащений в неделю?

Да-а-а, дела... - как сажа бела! Видимо автору, отцу Луке, не ведома закономерность перехода количества в качество... "Чем страшно частое Причащение? Потерей благоговения и усердия в подготовке к Причащению." ... "Страшная беда — привычка к святыне."(http://www.blagogon.ru/digest/114/)

По поводу ссылки "на замечательную аналитическую главу по этому вопросу митрополита Илариона (Алфеева)" можно только скорбеть о духовной слепоте автора, ибо владыка Иларион уже давно учит причащаться Телом Христовым и вином.(http://www.blagogon.ru/digest/266/) Ведь именно потому, что традиционное учение Церкви некоторым пастырям кажется "каким-то странным", обновленцам и реформаторам в РПЦ и потребовался соборно утвержденный документ, который хоть в какой-либо малейшей степени подкреплял бы их домыслы!!! Подход, в центре которого церковность человека, требует от священника "не больших и хлопотных попечений", а научению его Страху Божиему! Потому что церковность человека определяется его устремленностью к Богу, исполнением заповедей Его! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Ёжик / 12.11.2013, 12:00

2. Re: «Этот подход несправедлив, досаден и немотивирован»

Все должно быть в соответствии с церковной традицией, освященной духовным и молитвенным опытом отцов. А если в последнее время в Русской Православной Церкви вводится то, чего не было никогда за 1000 лет ее существования, то такое должно сразу же отвергаться как нововведение, модернизм и неообновленчество. Тем более, что сверхчастое причащение было основным правилом обновленцев 20-30 годов прошлого столетия. Это все ведет к профанации таинства, отмене говения и исповеди, что можно ярко наблюдать на примере Римо-Католической церкви.
М.Яблоков / 06.11.2013, 15:46

1. Re: «Этот подход несправедлив, досаден и немотивирован»

"И напротив, если человек живет Господом, просыпается и засыпает с памятью о Нем, все дела посвящает Ему, то какие для него препятствия причаститься, когда есть возможность присутствовать на Божественной Литургии?" И все-таки есть здесь проблема. Вот именно здесь,в этом месте. Имеет ли покаянный дух нечто общее с описанным самосознанием,самоощущением? Не говоря уже о том,что за сутки не миллионы - миллиарды на памяти и без памяти всякой "ерунды"? Да не говоря уже о "просто Житиях"? Есть проблема, и кто её поднимает - не знаю,не сужу,но сердце -то стремится к простому,тихому и сладкому,как бывает после Исповеди и Причастия иногда. Но зуд века сего уже не остановить.Это хитрость нечеловеческая.
электрик / 06.11.2013, 15:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Лука (Степанов)
Все статьи Игумен Лука (Степанов)
Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви)
Важные решения Священного Синода
Утвержден обновленный состав Межсоборного присутствия, временное управление рядом приходов Запорожской епархии поручено управляющему Бердянской епархией, епископ Бронницкий Лука назначен управляющим Биробиджанской епархией
12.03.2024
Хуже врага – предатель…
Недруги осуждают Путина, Шойгу, Патриарха Кирилла, опираясь на лживую информацию с вражьих сайтов, цель которых – посеять рознь между россиянами
15.06.2023
Богоданное величие
В рамках передвижной выставки-форума православной книги «Радость Слова» побывал в Улан-Удэ
01.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06