1.
19 сентября глава Российского государства В.В.Путин из сердца России, с Валдая (где берут начало реки, издревле питающие Русскую землю живоносной влагой - Волга, Днепр и Западная Двина, издревле же связавшие ее с Балтийским, Черным (или Русским) и Каспийским морями), обратился к российским гражданам с призывом - общими усилиями выработать идеологию, которая бы соответствовала России как особой цивилизации. Не под стать ей облачаться в затасканные идеологические одежды с чужого и хилого западноевропейского плеча - России в них тесно. Нужна своя - красивая и мощная идеология.
Как с Валдайской возвышенности устремляют свое течение ручьи, превращаясь в полноводные реки, впадающие в моря, так слова главы государства разнеслись по всей Руси, взбудоражили необъятное русское море - и оно откликнулось голосом Всемирного русского народного собора.
2.
Задал тон стройному соборному хору Патриарх всея Руси Кирилл, заявив: «Россия - это страна-цивилизация, со своим собственным набором ценностей, своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат».
Далее Патриарх сказал о присущих Русской цивилизации глубине и благородству как замыслов, так и поступков: «Ценность любой цивилизации - не в том, во сколько миллиардов долларов оценивается ее совокупный продукт за истекший год, и не в том, сколько у нее приверженцев на сегодняшний день. Ценность любой цивилизации - в том, что она несет человечеству. И перед каждой цивилизацией стоит вопрос: способна ли она отражать в мыслях, чувствованиях, словах и делах ту непреходящую правду, которая имеет значение в вечности? России как стране-цивилизации есть, что предложить миру. Это наш опыт строительства справедливых и мирных межнациональных отношений. Не было на Руси народов-господ и народов-рабов. Россия никогда не была тюрьмой народов, здесь не было народов первого и второго сорта. Не в этом ли кроется глубинное народное противление фашизму, который предлагал совершенно иную концепцию межнациональных отношений? Но, кроме того, мы как цивилизация имеем особый опыт многополярного и многоукладного бытия. Мы имеем традицию самоограничения, столь важную в обстановке надвигающегося дефицита ресурсов и острого экологического кризиса. Это концепция нравственных ценностей, не позволяющая девальвировать институт семьи и разрушить жизненные ориентиры личности, а также Богом определенные отношения между мужчинами и женщинами».
Отталкиваясь от исторических фактов, Святейший перешел к системному противопоставлению Русской и ныне доминирующей, но, очевидно, стремительно дряхлеющей, Западной цивилизации.
В основе последней - воинствующий индивидуализм, который воспринимает государство в качестве стеснительной для себя оболочки и потому смотрит на него, прежде всего, как на институт насилия, и, соответственно, ревниво печется о своих «правах» перед государством, и силится заставить последнее служить этим «правам», расширяя их до полного индивидуального произвола, вступающего в непримиримые противоречия с безчисленным количеством других произволов.
Наш Патриарх предложил краткое определение государства, данное И.А.Ильиным - как «организованного единения духовно солидарных людей», пояснив его словами Св. Писания: «Эта модель человеческих отношений восходит к тому образу Церкви как тела, который мы находим в посланиях святого апостола Павла: "Членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны... Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге" (1 Кор. 12:20-25)».
Из этого следует вывод: «Нашим идеалом... является солидарное общество, общество социальной симфонии, где разные слои и группы, разные народы и религиозные общины, разные участники политических и экономических процессов являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками. И конкуренция в таком солидарном обществе поощряется как соревновательность, но не как борьба за выживание... нашим проектом будущего должно стать солидарное общество как альтернатива обществу перманентного конфликта».
Реализация всего, что заложено в Русскую цивилизацию, невозможна без «суверенитета гуманитарного пространства», как выразился Святейший, куда включил: «пространство смыслов, духовных символов, социально-культурного развития. На этом фоне создание собственных инструментов познания - социологических, политологических, культурологических - становится задачей огромной важности. Вот почему Всемирный русский народный собор может и должен стать интеллектуальным центром, собирающим вокруг себя людей, способных ставить и решать подобные задачи».
Заметим, что «пространство смыслов, духовных символов», объединенное в систему, как раз и призвано дать государственную идеологию - не распада и смерти (либерализма), но развития и расцвета.
Затем Патриарх поднялся в своих рассуждениях на ступень выше, указав как на основу основ, суверенитет духовный: «В его основе лежат ценности, разделяемые моральным большинством нашего общества. "Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Притч. 4:23), говорит Слово Божие, и это верно как в отношении отдельного человека, так и в отношении народа в целом. Не раз в истории России страна поднималась из руин благодаря тому, что люди сохраняли веру и сознание своего долга перед Богом, друг перед другом и перед потомками. Но ни экономика, ни наука, ни оборона, ни культура невозможны там, где люди утратили мотивацию для служения друг другу, утратили сознание неоспоримых обязательств по отношению к обществу, в котором они живут. Такое общество, где люди теряют мотивацию к взаимодействию друг с другом, распадается на атомы, чему во многом способствует гипертрофированная идея индивидуализма, которая действительно является вызовом и антиподом идее солидарного общества».
А тем, кто страдает «одержимостью гордыни и эгоизма», посягает на духовный суверенитет России, Святейший призвал давать ответ - «интеллектуальный, волевой, духовный, деятельный».
Указав на духовную составляющую русской идеологии, Патриарх, конечно, не оставил ее в виде загадочной абстракции, но четко обозначил: «Общенациональные базисные ценности, о которых, в частности, говорилось на XV Всемирном русском народном соборе, глубоко укоренены в национальном характере русского народа. Формируясь на протяжении веков под влиянием православного христианства, он и поныне является социально-психологической доминантой, залогом мира и согласия в нашем обществе».
Здесь Святейший вновь обратил внимание на наших недоброжелателей: «Похоже, что эти круги больше всего на свете боятся настоящего возрождения русской цивилизации, возрождения на основе веры, соединенной с жизнью, с социально значимым действием. Сейчас, на Всемирном русском народном соборе, мы должны ясно и недвусмысленно сказать: симфония этносов, которая придает нашей цивилизации неповторимый облик, невозможна без участия в ней русских. Диалог народов, призванный внести гармонию в межнациональные отношения, не достигнет цели без присутствия в нем русских голосов, русского фактора».
Патриарх ни разу в своем выступлении не произнес словосочетания «российский народ» или «российская нация», но говорил о русском народе как государствообразующем, выставляя русскую культуру в качестве объединяющего все другие народы начала. Это важно, т.к. вытеснение понятия «русский народ» «российским народом» может быть чревато дискриминацией русских, что и не замедлил пояснить Святейший: «развитое самосознание и единство русского народа - это незыблемое основание целостности России и единства нашей полиэтничной цивилизации... В свою очередь, игнорирование интересов русских людей, вытеснение русского вопроса из публичной сферы ведет к лавинообразному росту маргинальных и агрессивных проявлений. Очень опасной может быть перспектива отчуждения русских и прежде всего русской молодежи, от государства, государственных структур, руководства бизнесом. В недалеком будущем это может стать крупнейшим фактором нестабильности, несущим угрозу фундаментальным основам нашей цивилизации».
Действительно, словосочетание «полиэтническая цивилизация» не режет слух, тогда как «полиэтническая нация» - режет, ибо пытается обозначить не органическое, но механическое соединение. Патриарх обозначил многонациональную общность как гражданскую и цивилизационную, а не национальную: «Одним из непременных условий межнационального согласия должно быть, во-первых, осуществление права народов нашей страны на этнокультурное развитие, при этом государствообразующий русский народ не может быть исключен из этого процесса. И во-вторых, формирование многонациональной гражданской и цивилизационной общности, осознание всеми людьми, принадлежащими к различным этносам и народам, своей сопричастности к единому обществу, к единой стране...»
3.
Впрочем, в употреблении термина «российская нация» имеется свой резон, и касается он международного права с его укоренившейся терминологией. Разъяснению этого момента была посвящена часть выступления председателя Конституционного Суда РФ Валерия Зорькина. Дело в том, что понятия «национальное государство», «гражданская нация» легли даже в название такого важного института международного права, как ООН. Ведь эта аббревиатура расшифровывается как «организация объединенных» именно «наций», а не «государств».
По нашему мнению, в названии «объединенные нации» содержится фальшь - как и в лозунге «Пролетарии всех стран соединяйтесь!»; однако на смену существующих международных отношений, основанных на признании суверенитета государств и наций, что в совокупности В.Зорькин назвал «Вестфальской системой», может прийти нечто худшее в лице наднационального всемиiрного правительства. К тому же, добавим от себя, это название «Russian nation», не улавливающее всех тонкостей русского языка, мы можем переводить как нам угодно, в том числе как «русский», а не «российский» народ.
В свое время, в угоду международной (основанной на протестантстве) правовой моде, Петр Великий ввел чуждый православному мiровоззрению взгляд на монарха как на «главу Церкви». Но это «главенство» осталось на бумаге, ибо царь, восходя на всероссийский престол, читал Символ православной веры, как верный сын, а не глава Церкви, - ведь ее главой в подлинном смысле может быть только Христос.
Так и здесь, следуя принятой международной терминологии, мы не должны изменять устоев русской цивилизации, пытаясь искусственно создать некую новую нацию.
Напомнив собравшимся, что нынче исполняется 20 лет действующей Конституции, В.Зорькин поведал о присутствии в первоначальном ее проекте слов об особом значении в деле становления России Православия, но увы! - либеральная цензура не пропустила тогда этих слов.
4.
За Патриархом выступил глава Администрации Президента Сергей Иванов. Он зачитал текст президентского приветствия Собору, после чего добавил несколько важных замечаний от себя лично. Он обозначил повестку дня высокого собрания как разговор о завтрашнем дне, на котором поднимаются вопросы глобального масштаба. По мнению Иванова, в настоящее время задача России - сохранить идентичность, не замыкаясь в себе. При этом в основе государственного строительства должно быть сохранение преемственности: «За нами - многовековой путь. Россия благоденствовала, когда государство было сильным, когда был прочным межнациональный мир». Ядром российской государственности является русский народ, выработанная им на протяжении веков русская культура.
Вслед за этим глава президентской Администрации подверг жесткой критике такие вполне проявившие себя на Западе либеральные «ценности», как чрезмерная политкорректность и мультикультурализм.
Министр культуры В.Мединский, зачитав приветствие Собору со стороны премьер-министра, заметил, что 2014 год объявлен годом культуры и заявил о своей позиции относительно сути культурной политики государства. Главное - это сохранять и развивать свою, русскую, цивилизацию, а не плыть в фарватере чужих идей.
5.
Последующие выступления (представителей Совета Федерации, Госдумы, Московской мэрии, Правительства РФ и т.д.) были выдержаны в духе патриаршего слова.
Однако особое сочувствие вызвала речь председателя Центрального духовного управления мусульман муфтия Т.Таджуддина. Он начал ее словами «дорогие соотечественники», воздав благодарность Императрице Екатерине Великой, открывшей 225 лет назад Центральное духовное управление мусульман России. Это стало возможным благодаря особым качествам «великого русского народа», как выразился муфтий, объединившего более 200 этносов в одно государство. И по сие время «правоверные - неотделимая часть великой неделимой России».
Таджуддин привел цитату из Корана: «любовь к родине есть частица веры», и по всему поведению муфтия было видно, что ему хочется быть частью той именно Родины, во главе которой стоит В.В.Путин - «лидер мiрового масштаба №1». Также и Патриарха он назвал одним из величайших современников. Отрадно человеку, болеющему за мусульманский мiр, осознание того факта, что Россия вносит огромный вклад в деле умирения Сирии. Закончил муфтий свое выступление поэтическим образом: «мы все, россияне, - из земли Святой Руси», обозначив этим доминирующее значение в государстве русской культуры.
6.
В итоге было принято Соборное слово, основная мысль которого - «Упадок русского национального самосознания будет иметь катастрофические последствия».
Приведем кратко тезисы указанного документа:
« - Ценности, которые определили нашу модель общественного развития, не единожды были востребованы в глобальном масштабе, определяя ход мировой истории в ее решающие моменты. Эти ценности будут востребованы и впредь.
- Сегодня именно Россия имеет все основания быть всемирным оплотом традиционных семейных ценностей, не смирившись с агрессивной проповедью аморализма и легализацией все более широкого круга греховных деяний.
- Стремление к солидарному обществу пронизывает историю России, находя отражение в принципах соборности, в симфонии государства и Церкви, в опыте общины, прихода, артели, казачьего круга, совета, коммуны. Для нашей цивилизации не характерен выраженный конфликт между народом и властью, наукой и религией. Наше общество всегда стремилось преодолеть раскол по партийному признаку. Ценности солидарного общества становятся актуальными в современном мире, который по мере роста материального могущества людей стал слишком тесным для общества перманентного конфликта.
- Без истинных ценностей и идеалов общество будет духовно оскоплено, лишено творческого заряда, перспективы, и, в конечном счете, будущего. Консолидированное вокруг базовых ценностей моральное большинство имеет полное право создавать на их основе собственную социальную модель, невзирая на окрики агрессивного меньшинства, отрицающего идеалы и ценности, следующего исключительно собственной интеллектуальной и духовной гордыне.
- Сам факт организации подобного диалога с однозначным признанием этнокультурной субъектности русского народа в межнациональном пространстве современной России послужит снижению межнациональной напряженности. Важнейшей темой межнационального диалога должны стать поиски цивилизационной формулы российской идентичности, разделяемой большинством граждан России независимо от их национальности и вероисповедания».
Остановимся на последней фразе. Из нее следует, что формула общегосударственной российской идентичности еще не выработана, еще идет процесс «поисков». И это справедливо. Ни Патриарх, ни верховный муфтий не стали употреблять словосочетания «российская нация», в Соборном же слове оно присутствует, требуя разъяснений, т.к., похоже, употребляется в качестве синонима «российской цивилизационной идентичности».
Но здесь же, в Соборном слове сказано и другое:
« - Опыт Югославии и бывшего СССР, где потерпели крах попытки реализовать на практике этнополитические утопии «единой югославской нации» и «новой исторической общности - советского народа» должен стать грозным предостережением для тех, кто под предлогом достижения межнационального согласия стремится к подавлению национальной идентичности русских, настойчивым попытках растворить их в некоей искусственно сформированной «новой» нации, ослаблению единства русского народа, его искусственному разделению на региональные субэтносы, изъятию самого слова «русский» из официальных документов, научных докладов, образовательных программ.
- Обманчивой дилемме этнической сегрегации или ассимиляции народов в едином «плавильном котле» мы должны противопоставить опыт сохранения этнокультурного разнообразия, опыт сосуществования этносов, объединенных общими цивилизационными ценностями.
- Упадок русского национального самосознания будет иметь катастрофические последствия, в историческом плане сравнимые с крахом Римской империи и гибелью Византии: это будет конец России как государства и как особого культурно-исторического мира. Всемерное же укрепление национального самосознания русских, сбережение этнокультурной идентичности всех народов России, формирование многонациональной цивилизационной общности - это триединая задача отечественной национальной политики».
Из контекста совершенно ясно, что даже те, что считают необходимым в современной политической жизни термин «российская нация», не стремятся к тому, чтобы заменить им существующий второе тысячелетие общепризнанное название «Русский народ» (вспомним слова летописи: «Мы от рода русского»), и этот общий настрой, вопреки всей терминологической путанице, вселяет уверенность в успехе общего дела.
В последних приведенных здесь словах Собор определенно входит в полемику со «Стратегией национальной политики РФ на период до 2025 г», где о целях государственной национальной политики в 17-м пункте сказано следующее:
а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
7.
Разумеется, не случайно Собор с заявленной темой был приурочен к государственному празднику - Дню народного единства. Это самое «единство» было в свое время продекларировано, однако его реальное содержание скорее угадывалось, чем произносилось. Угадывалось в этом и нечто большее, а именно - действие божественного промысла. Люди, ощутившие необходимость единства, но не могущие обозначить его основ вручили свою, так сказать, головную боль Царице Небесной, ибо именно Ей, в первую очередь, в народном сознании посвящен этот день, 22 октября (4 ноября).
И вот Сама Царица Небесная, через заранее предопределенную невозможность обретения единства вне русского народа и вне святого Православия; вне заквашенной на нем русской культуры государственного, образовательного, военного, научного и хозяйственного строительства, - влечет осознавших свою безпомощность политиков на Всемiрный русский народный собор, чтобы здесь после общей молитвы, так сказать, вправить им немножко мозги.
В деле устроения России чисто человеческие усилия безрезультатны, а с Божией помощью, и малое усилие может увенчаться прочным успехом. Аминь.
Иерей Сергий Карамышев, публицист
7. Re: Лаборатория по выработке государственной идеологии России
6. Ответ на 8., Калужанин:
5. Ответ на 4., Калужанин:
4. Re: Лаборатория по выработке государственной идеологии России
3. Ответ на 4., Калужанин:
2. Re: Лаборатория по выработке государственной идеологии России
1. Re: Лаборатория по выработке государственной идеологии России