Форменное безбожие и развитой ювенализм

К 120-летию со дня кончины великого французского писателя Ги де Мопассана

Ювенальная юстиция 
0
2261
Время на чтение 13 минут

В этом году исполнилось 120 лет со дня кончины великого французского писателя Ги де Мопассана. «Из всех французских писателей XIX века Ги де Мопассан и сегодня остается самым читаемым не только у себя на родине, но и за ее пределами, в том числе и в России. Хотя прошло уже больше столетия со дня его кончины, произведения Мопассана сохранили свою свежесть и прелесть и остаются созвучны уму и сердцу современного человека», - невероятно точно отмечает автор классического перевода многих произведений писателя Сельма Брахман в статье «Замечательной силы талант».

Действительно, произведения Мопассана «созвучны уму и сердцу современного человека», однако, прежде всего, своим нравственным безразличием, безбожием и ювенализмом.

Нравственное безразличие

Первое собрание сочинений Мопассана на русском языке было опубликовано в России в 1894 году, через год после кончины писателя. Предисловие к нему написал Лев Николаевич Толстой. Великому русскому писателю удалось выявить основной изъян в произведениях своего французского коллеги. По его мнению, Мопассан «был лишен главного из трех, кроме таланта, необходимых условий для истинного художественного произведения. Из этих трех условий: 1) правильного, то есть нравственного, отношения автора к предмету, 2) ясности изложения или красоты формы, что одно и то же, и 3) искренности, то есть непритворного чувства любви или ненависти к тому, что изображает художник, из этих трех условий Мопассан обладал только двумя последними и был совершенно лишен первого. Он не имел правильного, то есть нравственного, отношения к описываемым предметам. Судя по тому, что я прочел, я убедился, что Мопассан обладал талантом, то есть даром внимания, открывающим ему в предметах и явлениях жизни те свойства их, которые не видны другим людям; обладал тоже прекрасной формой, то есть выражал ясно, просто и красиво то, что хотел сказать; обладал и тем условием достоинства художественного произведения, без которого художественное произведение не производит действия,— искренностью, то есть не притворялся, что любит или ненавидит, а точно любил и ненавидел то, что описывал. Но, к сожалению, будучи лишен первого, едва ли не главного, условия достоинства художественного произведения, правильного, нравственного отношения к тому, что он изображал, то есть знания различия между добром и злом, он любил и изображал то, чего не надо было любить и изображать, и не любил и не изображал того, что надо было любить и изображать».

На эту особенность произведений Мопассана указывали и другие его критики. Та же Сельма Брахман считала ее скорее достоинством. «Мопассан, - пишет она, - придерживался завещанного Флобером принципа "объективности", не допускал открытых авторских оценок изображаемых людей и событий. В произведении, утверждал он, не должно быть видно "ни одного сантиметра автора", оно должно говорить само за себя». Примечательно, что слово «объективность» закавычивается, как будто речь идет о мнимой объективности.

Писатель Виктор Ерофеев осуждал Толстого за то, что тот, по его словам, слишком жестко оценил творчество Мопассана. «Что касается морального "нейтрализма", то он с годами укреплялся. Мопассан исследовал несовершенство человеческой натуры, и в этом исследовании он занял позицию не проповедника, а объективного созерцателя. Такая позиция противоречила всей традиции русской литературы XIX века, что привело к конфликту, который выразил Толстой в своих резких суждениях о моральной объективности Мопассана», - пишет он в статье «Поэтика и этика рассказа (Стили Чехова и Мопассана)».

В литературоведении традиционно принято сравнивать рассказы Мопассана и Антона Чехова. При этом исследователи почти сразу обратили внимание на то, что наряду со многими сходными чертами рассказы этих писателей имеют одно существенное отличие, которое проявляется в их различном отношении к области морали. В частности, Виктор Ерофеев подчеркивал, что «творчество Мопассана лежит в русле иной литературно-этической традиции. Эта традиция в гораздо меньшей степени, нежели традиция русской литературы, определена напряжением между реальностью и нравственным императивом. Несовершенство человеческой жизни в этой традиции связано скорее не с несовершенством вещного мира, в который погружен человек, а с изначальным несовершенством его собственной природы. Такое несовершенство принимается художником как данность. Он может скорбеть и скорбит, но в глубине ощущает свою беспомощность. Вместо пафоса изменения, вместо устремленности к идеалу возникает принцип меланхолической констатации. В наиболее чистом виде такую меланхолическую констатацию мы встречаем в рассказах Мопассана, посвященных человеческому одиночеству. Но темперамент художника зачастую находится в разладе с "принципами". Мопассан не мог оставаться созерцателем: то там, то здесь видны вспышки его гнева, но это именно вспышки, и они не могут составлять стабильного центра, вокруг которого развивалось бы творчество писателя. Напряжение между "реальным" и "идеальным" недостаточно для того, чтобы стать генератором определенной этической позиции, как это наблюдается у Чехова. Интерес художника возбуждается столкновением разнообразных жизненных начал, и это интерес не моралиста, а именно художника».

В автореферате кандидатской диссертации Жанны Соколовской «А.П.Чехов и Ги де Мопассан: национальное своеобразие малой прозы» говорится, что «этнопоэтику русской литературы отличает ярко выраженная этическая доминанта, в значительной степени обусловленная её религиозным, православно - христианским духовно-нравственным началом. Этнопоэтика французской литературы — рационалистична по своей природе». Удивительно, что научность французской художественной литературы нередко сопровождается ее безнравственностью. «В новеллах Мопассана проявились такие этнопоэтические характеристики французской литературы, - продолжает эксперт, - как правдивое, объективное изображение самых разнообразных граней действительности, чёткое следование канонам жанра, безукоризненная, завершенная форма, выверенное структурное построение его произведений, ясность стиля и, вследствие этого, они представляют динамичное, увлекательное чтение.

Рассказы Чехова, при всём их индивидуальном своеобразии, продолжают традицию русской литературы. Черты национальной самобытности Чехова имеют общее, типологическое значение для всей русской классики XIX века. Суть основных национальных особенностей чеховских произведений состоит, прежде всего, в постановке этических, духовно-нравственных проблем, в чутком отношении к человеку, в вере в него, в таланте христианского православного по своей природе сострадания, тесно связанного с высокой нравственной требовательностью к нему, и в оптимистическом взгляде в будущее».

Леонид Гроссман в работе «Натурализм Чехова» пишет, что «окончательно примиренный с той марионеткой из мяса, которая свела с ума несчастного Мопассана, Чехов в одном из своих последних рассказов признает единственным смыслом жизни и высшим законом существования великую способность человека к деятельному добру. И уже на пути к этому выводу Чехов ввел в русскую литературу новую толпу униженных и оскорбленных, столь отличных от озлобленных или истерически возбужденных отверженцев Достоевского. Чувство глубокой обиды, незаслуженных ударов, нестерпимой боли только повышает в чеховских героях mу исконную потребность активной любви. Все эти мученики и жертвы жизни обнаруживают в своей тихой покорности такую высоту душевного взлета, что хищная разнузданность человеческой природы заранее оправдана этой способностью к героическому отречению.

В раскрытии этих евангельских начал, атеист Чехов является, несомненно, одним из христианнейших поэтов мировой литературы». Чего, естественно, он не говорит о Мопассане.

 Безбожие

Многие художественные произведения Мопассана носят безбожный характер. Между тем, справедливости ради стоит признаться, что французский классик все-таки не был богоборцем, как например его американский коллега Марк Твен. Он не борется с Богом, он просто пытается доказать, что Бог не существует, что религия отживает, а религиозность носит в основном поверхностный характер, никак не сказываясь на образе жизни ее носителей. В его произведениях нет ни одного образа глубоко верующего человека, выведенного в качестве положительного героя. В основном представлены три типа религиозности – внешняя религиозность, беспечная, увеселительная религиозность и религиозный фанатизм, переходящий в человеконенавистничество и живодерство.


Внешней религиозностью обладают в основном героини Мопассана. Вот что он пишет о героини романа «Сильна как смерть»: «Она была религиозна, как и многие парижанки. Она верила в бога без малейших сомнений, она не могла представить себе существование Вселенной без существования ее Творца. Но, смешивая, как и большинство людей, черты божества с природой созданной им материи, доступной ее зрению, она представляла себе Всевышнего почти человеком, судя о нем по тому, что знала о его творении, и у нее не было четкого представления о том, каким должен быть в действительности невидимый миру Создатель.

Она твердо верила в него, теоретически поклонялась ему и испытывала смутный страх перед ним, ибо, сказать по совести, его намерения, его воля были ей неизвестны -- она почти не доверяла священникам: все они были для нее только крестьянскими сыновьями, уклоняющимися от воинской повинности. Ее отец, парижский буржуа, не внушил ей никаких религиозных правил, и до замужества она исполняла обряды довольно небрежно.

Новое положение более точно определило ее внешний долг по отношению к церкви, и она весьма исправно исполняла эти несложные обязанности.

Она была дамой-патронессой многочисленных, пользовавшихся громкой известностью детских приютов, никогда не пропускала воскресную обедню и подавала милостыню: для души - сама, для света - через аббата, викария ее прихода.

Она часто читала молитвы просто из чувства долга, как солдат стоит на часах у дверей генерала. Иногда потому, что у нее было тяжело на душе, особенно, если она боялась, что Оливье бросит ее. Не поверяя небу причины, по которой она к нему прибегает, она обращалась к богу точно к мужу, с наивным лицемерием прося у него помощи. Когда-то, после смерти отца, и уже совсем недавно - после смерти матери, у нее бывали бурные приливы религиозного чувства - тогда она страстно молилась и всей душой стремилась к Тому, кто хранит нас и утешает.

И вот сегодня, стоило ей случайно зайти в церковь, как она почувствовала, что ей необходимо помолиться, помолиться не о ком-то и не о чем-то, а о себе, только о себе - так, как однажды молилась она на могиле матери. Ей нужна была чья-то помощь, и теперь она взывала к богу подобно тому, как утром вызывала врача».


Образ беспечного христианина представлен в его романе «Жизнь» в лице аббата Пико: «Он отличался терпимостью, как истый деревенский священник, был весельчак, болтун и добрый малый. Он рассказал  множество историй  об  окрестных жителях, сделал вид, будто и не заметил, что обе его прихожанки еще ни разу не  побывали  у  обедни, - баронесса  от  лености  и  маловерия,  а  Жанна от радости, что вырвалась  из  монастыря,  где ей прискучили религиозные церемонии. (…) Кюре сумел быть приятным, ибо он обладал той бессознательной ловкостью,  какую  привычка  руководить душами дает даже людям недалеким, когда они по  воле  случая имеют власть над себе подобными.

Баронесса обласкала  его,  -  должно  быть,  ее  подкупило сходство, сближающее людей одного типа:  полнокровие  и  одышка толстяка были сродни ее пыхтящей тучности. За десертом он уже говорил без стеснения, фамильярным тоном, балагурил,  как  полагается  подвыпившему кюре в конце веселой пирушки».
В этом отношении весьма примечательна сцена, когда одна героиня романа пришла к нему на исповедь: «Аббат повернулся к ней, живо заинтересовавшись и собираясь с любопытством  священника порыться в тех альковных тайнах, которые развлекали его в исповедальне».

В этом же произведении также представлен образ религиозного фанатика - аббат Тольбиак. Достаточно привести две сцены с его участием для того, чтобы продемонстрировать откровенный сатанизм этого священника. «Однажды он обнаружил чету, которая не разъединилась при виде его;  молодые  люди  шли,  обнявшись,  по  каменистому оврагу и целовались.

Аббат закричал:

- Перестаньте вы, скоты этакие!

Парень обернулся и ответил:

- Занимайтесь своими делами, господин кюре, а в наши не суйтесь.

Тогда  аббат  подобрал камешки и стал швырять в них, точно в собак. Они убежали, дружно смеясь; а в следующее воскресенье он во всеуслышание объявил с амвона их имена. Все местные парни перестали ходить в церковь».


Другой случай вообще вызывает недоумение: «Перед  конурой  пятеро  щенят  уже  копошились  вокруг матери, а она лежала  на  боку,  вся  измученная,  и  заботливо лизала  их.  В  ту  минуту  как священник нагнулся над ней, она судорожно вытянулась, и появился шестой щенок. И все  ребятишки завопили в восторге, хлопая в ладоши:

- Еще один, гляди, гляди, еще один!

Для них это была забава, невинная забава, в которой не было ничего нечистого. Они смотрели, как рождаются живые  существа, не иначе, чем смотрели бы, как падают с дерева яблоки.

Аббат Тольбиак сперва  остолбенел, потом в приливе неудержимого бешенства занес свой огромный зонт  и  принялся  с размаху   колотить   детей  по  головам.  Испуганные  ребятишки пустились наутек; и он очутился  прямо  перед  рожавшей  сукой, которая силилась подняться. Но он даже не дал ей встать на ноги и,  не  помня  себя,  начал  изо всей мочи бить ее. Она была на цепи, а потому не могла убежать и  страшно  визжала,  извиваясь под  ударами. У него сломался зонт. Тогда,  оказавшись безоружным, он наступил  на  нее  и  стал  яростно  топтать  ее ногами,  мять и давить. Под нажимом его каблуков у нее выскочил седьмой детеныш,  после  чего  аббат  в  неистовстве  прикончил каблуком  окровавленное  тело,  которое  шевелилось еще посреди новорожденных, а они,  слепые,  неповоротливые,  пищали  и  уже искали материнские сосцы».


Удивительно, но собраться аббата Тольбиака относились к нему чуть ли не с подобострастием: «Даже собратья  его, невежественные деревенские священники, для которых Вельзевул - догмат веры, которые до того сбиты с толку подробнейшими указаниями  ритуала на случай проявления власти злого духа, что под конец не могут отличить религию от магии, и те  считали  аббата  Тольбиака  до некоторой  степени  колдуном;  они приписывали ему таинственную силу и уважали  за  нее  не  меньше,  чем  за  безупречную  его нравственность». После своего живодерского поступка он не только не был наказан, а напротив его как будто бы даже стали больше уважать. Интересно было бы узнать, что бы произошло с русским православным батюшкой, если бы он измывался над щенятами. Вероятно, его вывели бы за штат, а, возможно, лишили бы и сана, если бы его поступок вызвал общественное возмущение. В любом случае реакция общества и церковного начальства была бы жестче, чем та, которая представлена в романе.

Развитой ювенализм


Мопассана с полным основанием можно отнести к апологетам ювенальной юстиции. Эта тема затрагивается в романе «Монт-Ориоль» и рассказе «В полях». В первом произведении эта тема эпизодична: «Но вот они проехала мимо тележки, которую, выбиваясь из сил, тащили полуголый мужчина, женщина в отрепьях и тощая собака. Видно было, что люди эти обливаются  потом,  что  им  трудно дышать. Облезлая,   шелудивая  собака  была  привязана  между оглоблями и плелась, высунув  язык.  В  тележке  навалены  были дрова,  подобранные  повсюду,  вероятно, и краденые, - пеньки, сучья, хворост, сломанные ветки, - и казалось,  что  под  ними что-то  спрятано;  на ветках было разостлано какое-то тряпье, а на  нем  сидел  малыш  -  виднелась  только   его   головенка, выступавшая  из  бурых  лохмотьев:  маленький  шарик с глазами, носом и ртом.

Это была семья, человеческая семья! Замученный осел  пал  на дороге,  и  человек без жалости к своему мертвому слуге оставил его там, не потрудившись хотя бы сбросить в канаву, чтобы он не мешал проезжающим экипажам. А сам он и  жена  его  впряглись  в оглобли  и  потащили телегу, как тащил ее прежде осел. Куда они шли? Куда? Зачем? Было ли у них хоть несколько медяков?  А  эта тяжелая тележка? Неужели они всегда будут ее тащить, потому что им  не  на  что  купить  другого  осла? Чем они будут жить? Где остановятся? Умрут, верно, на краю дороги, как умер их осел.

Кто они, эти нищие, - муж и жена или только  "сожители"?  И ребенок  их,  этот  бесформенный  зверек,  закутанный в грязные тряпки, верно, будет жить такой же жизнью, как они».

Поразителен разговор, который ведут представители знати, проезжающие мимо и наблюдающие горе этой семьи: «Гонтран вдруг сказал:

- Не знаю почему, мне вспомнилось сейчас  Английское  кафе. Хорошо было бы  пообедать там сегодня  всем  вместе!  С удовольствием бы взглянул на Бульвар!

Маркиз ответил:

- Ну, и здесь очень недурно.  Новый  отель  гораздо  лучше старого».
Как бы сказали у нас в России: им просто наплевать на этих страдальцев.

Что же касается рассказа «В полях», то он прямо носит апологетический характер в отношении ювенальной юстиции. Сюжет прост – богатая бездетная семья покупает ребенка у бедняков. Когда они говорят матери понравившегося им малыша, что хотели бы его купить, то в качестве аргумента они приводят рассуждения о том, что они, как люди обеспеченные, смогут сделать его счастливым. «Крестьянка поднялась, взбешенная:

- Вы хотите, чтобы я продала вам Шарло? Ни за что! Нельзя этого требовать от родной матери! Ни за что! Это было бы гнусностью!

Крестьянин степенно и задумчиво молчал, но все время утвердительно кивал головой, соглашаясь с женой. Растерявшаяся г-жа д'Юбьер принялась плакать и, обращаясь к мужу, пролепетала, всхлипывая, как ребенок, все желания которого обычно исполняются:

- Они не хотят, Анри, не хотят!

И они сделали последнюю попытку:

- Но, друзья, подумайте о будущем ребенка, о его счастье, о...

Вышедшая из себя крестьянка прервала их:

- Все мы видим, все понимаем, все порешили... Убирайтесь, и чтобы я вас тут больше не видела! Где это слыхано, чтобы так отнимали детей!»

Им не удалось приобрести ребенка у этой крестьянки, зато они купили сына ее соседки.

В этой связи весьма полезно и поучительно сравнение рассказа с его французской одноименной экранизацией 2008 года. Рассказ был написан в 1884 году, до его экранизации прошло почти 125 лет. За это время сменилось пять поколений, и если проследить историю ювенальной юстиции по рассказу «В полях» и его экранизации, то придется признаться, что за этот период она окрепла, набрала силу и приобрела, прямо скажем, воинствующий характер. Режиссер фильма несколькими ловкими, откровенно говоря, мошенническими штрихами изменил сюжет так, чтобы оправдать ювенальную юстицию и выставить ее буквально единственным средством спасения бедствующих семей. Мать, не продавшая ребенка, ссориться с мужем, сходит с ума и, в конце концов, кончает жизнь самоубийством. Ее непроданный сын фактически превращается в бомжа, который попадает в тюрьму по подозрению в убийстве. Напротив, мать, продавшая своего ребенка, превозносится местной властью, благословляется церковной иерархией, а ее проданный сын становится героем деревни, самым прославленным ее выходцем. Мопассан, по свойственной ему манере, не делает никаких выводов, однако сам рассказ является апологией ювенальной юстиции, а его экранизация 2008 года без всякого преувеличения вообще может быть названа самым ярким проювенальным художественным произведением на сегодняшний момент.

Фильм «В полях» (2008) по мотивам одноименного рассказа Ги де Мопассана.



Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Ответ на 15., Александр Тимофеев:

В настоящее время удовлетворительно только третье направление. Первое провисает полностью, второе – частично.

Это следствие отсутствия единого патриотического лагеря. Антиювенальная идеология ведь не подвешена в пустом пространстве, она является частью общей идеологии. Это раз. Два: идеологами могут быть только авторитетные люди, а наши авторитеты довольно узкие - шаг в сторону, и ты уже среди тех, кто не считает данного человека авторитетом. Отсутствие же художественного выражения антиювенальных идей хромает именно в силу отсутствия таковых. То есть на уровне образа художественные средства ещё работают - антиювенальные плакаты есть очень неплохие, а вот чуть дальше - начинаются проблемы.
Андрей Карпов / 05.11.2013, 16:26

15. Ответ на 14., Андрей Карпов:

Пожалуй, я с Вами не соглашусь, что понятие «ювенальная юстиция» дискредитировано. Оно дискредитировано в узкой части общества, большая часть которого относится к этому понятию нейтрально или положительно. А что касается мимикрии ювенальной юстиции под другими именами, то такой процесс действительно происходит, поэтому важно не столько само словосочетание «ювенальная юстиция», сколько то явление, которое им обозначается. Вы совершенно правильно указали на неопределенность антиювенальной идеологии. Это действительно самое слабое место борцов с ювенальной юстицией. Я просмотрел десятки телепередач, в которых спорили ювеналы и их противники, и дискуссии вызывали печальное впечатление. Борцы с ювенальной юстицией выглядели откровенно жалко и совершенно неубедительно. Печальное зрелище. Как правило, ими приводились конкретные случаи, которые в ходе обсуждения оказывались весьма мутными. Когда ведущий спрашивал их, против чего они выступают, то они толком не могли сформулировать свою позицию, а если и говорили, то примерно так: «Мы против изъятия детей из семьи». Тогда их спрашивали: «А если ребенка избивают родители, Вы тоже против их изъятия?» И вот с этого момента начиналась пробуксовка, наши борцы начинали мямлить, лепетать. По моему мнению, борьба с ювенальной юстицией должна проходить по трем направлениям: 1. Разработка философии и идеологии антиювенализма. 2. Пропаганда и агитация против ювенальной юстиции: публицистика, массовые мероприятия (митинги, шествия и т.д.), искусство и прочее. 3. Юридическая помощь пострадавшим семьям. В настоящее время удовлетворительно только третье направление. Первое провисает полностью, второе – частично. Особый недостаток ощущается в сфере искусства. Почему борцы с ювенальной юстицией до сих пор не сформировали социальный заказ на антиювенальный художественный фильм и антиювенальную беллетристику? Кстати те же Руссо, Вольтер и Дидро понимали значение искусства для пропаганды своих идей. Поэтому Руссо писал романы, Дидро – рассказы, Вольтер – пьесы, которые ставились в театре. Я абсолютно уверен в том, что их идеи получили общественное признание во многом благодаря именно художественным произведениям, а не нудным философским трактатам, которые просто неспособны стать популярны. Антиювенальщики слишком увлеклись публицистикой. Она уже давно исчерпала свой ресурс. Пора переходить к философскому осмыслению своей позиции и ее художественному воплощению.

14. Ответ на 13., Александр Тимофеев:

Необходима контрпропаганда, антиювенальная идеология, необходимо заставить ювеналов обороняться. Пока же обороняются только борцы с ювенальной юстицией.

Не совсем так. В настоящее время есть ряд существенных побед. Главная из которых - дискредитация самого термина "ювенальная юстиция". Теперь ювенальные инициативы иногда протаскиваются по схеме - нет, это не ювенальная юстиция, а наоборот (например, так протаскивался закон о социальном патронате - мол, не будем изымать ребенка из семьи, будем контролировать ситуацию заранее). В целом же позиция борцов с ЮЮ изначально более уязвима, поскольку двойственна. Сторонники ЮЮ могут быть чётко последовательны: ребёнка надо охранять, поскольку семья может угрожать ребенку, охрана должна быть внешней. Это - тотальная максима. Мы со своей стороны не можем выдвинуть контрмаксиму. Мы не можем заявить, что вторжение в семью в принципе не допустимо, поскольку в некоторых случаях действительно неадекватные действия родителей создают угрозу жизни и здоровью ребенка. Вот и возникает дырка в щите, в которую пытаются пролезть ювеналы. Мы должны определить, где общество может вмешиваться, а где нет... Л.А. Рябиченко предложила, м.б. лучшую формулировку, что в случае угрозы из семьи изымается не ребенок, а взрослый - на лечение, например... Однако всё равно остаётся вопрос, а как и кто измеряет степень угрозы? Нужен ли при этом тотальный внешний контроль над семьей? Мы считаем, что не нужен. Такой контроль опасен для душ членов семей и для самого общества. Однако мы нге в состоянии овтетить на вопрос, как без контроля уберечь ребенка ДО катастрофы. Мы говорим, что контроль не гарантирует, что катастрофы не будет. Но реально контроль снижает вероятность катастроф (убивая при этом и человеческие внутрисемейные отношения). Вывод из всего этого: гуманизм естественным образом приводит к ЮЮ. Поэтому вся гуманистическая литература содержит в себе потенцию ювенальщины. В рамках гуманизма идеологически противостоять ЮЮ нельзя. Если мы стремимся не допустить любой слезы любого ребенка, мимо тотального контроля не пройдешь. Мы сегодня находимся в ловушке гуманистической концепции. Нам хочется и слезу ребенка не допустить, и человечность как-то сохранить... И пока мы столь внутренне расколоты, этим будут пользоваться ювеналы. Выход же в признании, что того факта, что общество не может обеспечить суверенитет семьи иначе, чем допустив регирование лишь на происшедшие катастрофы. Мы допускаем, что ребенок может быть несчастен в семье. И только тогда мы сохраним и счастливые семьи. Как Януш Корчак говорил про детей, что они имеют право на смерть... Имелось в виду, что ребенок может вести себя неосторожно и убиться, но если мы всегда будем его держать за руку, он никогда не науится жить сам. То же самое и с семьёй - семья может быть ужасна, но если мы изначально будем навязывать семьям "ответственное родительство" по шаблону, у нас никогда не будет полноценных межчеловеческих отношений в семье.
Андрей Карпов / 05.11.2013, 09:01

13. Ответ на 11., Андрей Карпов:

Вы правы, но лишь отчасти. Современная борьба с ювенальной юстицией, на мой взгляд, основывается на ложном посыле, а именно, на предположении, что ювенальная юстиция появилась недавно. Это допущение, по моему глубокому убеждению, ложно и антиисторично. Я считаю, что приход ювенальной юстиция есть результат долговременной промывки мозгов. Она пришла не сразу, не в одночасье, а подготавливалась десятилетиями, а, может, и столетиями идеологами, вроде Мопассана. Конечно, сейчас Мопассан кажется безвредным, однако торжество ювенальной юстиции не было бы без трудов таких мопассанов. Поэтому, чтобы одолеть ювенальную юстицию, вытравить ее, нужны не менее длительные и тяжелые труды по ее развенчанию. Необходима контрпропаганда, антиювенальная идеология, необходимо заставить ювеналов обороняться. Пока же обороняются только борцы с ювенальной юстицией. Изучая творчество Мопассана, я хотел проследить истоки ювенальной юстиции и методы, сделавшие возможным ее воцарения. Для того чтобы победить врага, надо знать его оружие. Мы не одолеем ювенальную юстицию, пока не поймем, каким образом она была встроена в жизнь общества.

12. Ответ на 9., Александр Тимофеев:

К сожалению формат комментария слишком короток дли выражения мыслей и их аргументации. Поэтому в к.6 я изложил только факты, предлагая делать выводы самому читателю. Я согласен с Вашей статьёй и с ответом, но на мой взгляд, более "достойное" место в статье занял бы Солженицын. По первому пункту согласно Толстому Солженицин очень близок Мопассану. Мопассану "простителен грех по Толстому" в отличие от Солженицына, если это рассматривать в контексте борьбы добра и зла. Мопассан честен, а Солженицын грешит и по третьему пункту. Он как бы свой среди чужих. Он страдает только за себя. Например, Гоголь сбежал с премьеры "Ревизора". Он не дождался поздравлений Государя, он заплакал, всерьёз считая, что был не понят, настолько он был далёк от коньюнктуры. Если бы в "Ревизоре" не было любви, это произведение осталось бы безвестным. Не знаю, вот так, если коротко.
Соболев / 05.11.2013, 08:03

11. Ответ на 10., Александр Тимофеев:

Договор на продажу ребенка - это симптоматично, конечно... Но в то же время, Рудовский (п.2.), тоже прав, Мопассан не столько доказывал, сколько просто показывал. Да его взгляд мы сегодня можем расположить внутри ювенального мировосприятия... Возможно, такие вещи и подготоваливали ювенальное мировоззрение, но сегодня Молпассан не смотрится активной ювенальной пропагандой, скорее он воспринимается как картинка нравов европейского прошлого... Тогда как "Белый пароход" Айтматова входит в школьную программу. И читается как современная, чуть ли не отечественная литература. Мопассана можно попинать, но его актуальность невелика...
Андрей Карпов / 05.11.2013, 07:54

10. Ответ на 3., Андрей Карпов:

Возможности цитирования художественного произведения ограничены. Обычно художественные произведения цитируют для иллюстрации или в целях оживляжа. Поэтому не следует оценивать художественное произведение по цитатам. Прежде чем рассуждать о художественном произведении, необходимо его прочесть. На мой взгляд, рассказ ювенален. Ведь главная идея ювенальной юстиции заключается в том, что семья при определенных условиях неприемлема для ребенка. Обычно такими условиями называют бедность семьи или жестокость родителей. В рассказе говорится о бедности. При чтении рассказа создается впечатление, что речь идет не о конкретной, а о типической ситуации. Там есть одна маленькая, но крайне важная деталь, которая однозначно свидетельствует о типичности этой истории. Когда родители ребенка дают согласие на его продажу, они прежде всего заботятся о том, чтобы был подписан соответствующий договор. Что означает эта деталь? Во-первых, то, что к тому времени уже существовало правовое регулирование таких отношений. Как отмечают правоведы: сначала возникают общественные отношения, потом они институционализируются, то есть становятся социальной практикой, и только потом получают законодательное оформление. И, во-вторых, эта деталь говорит о том, что легализация таких отношений, видимо, произошла довольно давно, раз о ней известно даже бедным крестьянам, очевидно отлученным от информационных потоков того времени. Кроме того, не стоит недооценивать силу воздействия художественного произведения. Талантливое произведение способно формировать сознание читателей, их представление о мире, а это в свою очередь сказывается на поведении. Я не занимался систематическим изучением ювенальной юстиции, однако слежу за этой темой уже несколько лет, поэтому смею предположить, что ювенальная пропаганда происходит не только на конкретных примерах, но и путем промывки мозгов, в частности, через художественную литературу. Полагаю, что именно такие произведения, как рассказ Мопассана «В полях», подготовили общественное сознание к принятию ювенальной юстиции. Я пока, пожалуй, не смогу обосновать этот тезис. Это лишь мое предположение, однако оно кажется мне вполне правдоподобным.

9. Ответ на 6., Соболев:

Если Толстой предан анафеме, то это еще не значит, что каждое его слово – ересь. Эта предисловие исторично. Оно предваряет первое собрание сочинений Мопассана, изданное на русском языке. Именно оно познакомило широкого русского читателя с французским писателем. На это предисловие ссылаются эксперты. Можно без преувеличения сказать, что Толстой – первый мопассановед. Лично у меня нет никаких претензий к этому его предисловию. Оно кажется мне верным. Ваша мысль об общности Солженицына и Мопассана меня заинтересовала. Никогда не думал, что между ними есть сходство. В чем оно заключается? И какие претензии у Вас к Солженицыну?

8. Re: Форменное безбожие и развитой ювенализм

Фильм не смотрел и смотреть не буду - отравы и так достаточно. А статья очень даже интересная. В мир атеиста все мы, даже верующие, впадаем. Где бы нам найти мир Святости?
Валерий65 / 03.11.2013, 20:16

7. Re: Форменное безбожие и развитой ювенализм

По-моему, Мопассан просто описывает, как выглядит мир без Бога, более того, показывает нам внутренний мир безбожника и делает это честно и искренне. Лучшего отвращения от атеизма и придумать нельзя.
Lucia / 03.11.2013, 19:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ювенальная юстиция
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Рассуждения о насилии и войне
Преодолеть психическое расстройство и укрепиться в истине всегда помогала и помогает наша православная вера
02.11.2024
Чтобы защитить будущее страны
Эксперты обсудили вопросы информационной безопасности детей и молодёжи и возможности улучшения ситуации
24.10.2024
Органы опеки против демографии
Жить на коленях, конечно, можно, но не хочется
16.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06