1. Предпосылки. Если спросить человека, немножко интересующегося современной русской общественно-политической мыслью, что такое РНЛ, он, вероятно, ответит: это русский православный портал, стоящий на патриотических позициях, отстаивающий идею непрерывности русской истории. Девиз «Православие. Самодержавие. Народность» постулирует основы исповедуемого им мiровоззрения. Что же касается приложения этих основ к современной жизни, здесь нет достаточной определенности. Напротив, наблюдаются разброд и шатание.
Кажется, пришла пора конкретизировать наши позиции, потому как эти самые основы зачастую понимаются разными людьми совершенно различным образом, результатом чего служит взаимное непонимание. Время требует от нас большей определенности. Для нее возникли как внешние, так и внутренние предпосылки. Внешние - Валдайская речь В.В.Путина с призывом к гражданам России участвовать в выработке общенациональной идеологии. Глава нашего государства, в частности, сказал: «После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. Государство, власть, интеллектуальный и политический класс практически самоустранились от этой работы, тем более что прежняя, официозная идеология оставляла тяжёлую оскомину. И просто на самом деле все боялись даже притрагиваться к этой теме. Кроме того, отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала своё будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались».
Здесь В.В.Путин определенно противопоставляет себя этой самой «квазиколониальной» части элиты, протягивая руку народу. Признаемся, что мы ждали этих слов, оценки тех деятелей со стороны главы государства долгих 20 лет. Отметим здесь и другое: чтобы произнести такие слова, нужно мужество и готовность отстаивать справедливость сказанного на деле, т.е. постепенно отстранять «квазиколониальную» часть элиты от управления государством. Для этого В.В.Путину необходима поддержка народа. И для этого же необходима идеология созидания, опирающаяся на лучшие традиции русского государственного строительства. Поэтому Президент продолжил: «Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, так же как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету - неотъемлемая часть нашего национального характера...».
Президент продолжил следующим образом: «Мы также понимаем, что идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Такая конструкция неустойчива и очень уязвима, мы знаем это по собственному опыту, она не имеет будущего в современном мире. Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое. Это главный аргумент в пользу того, чтобы вопрос идеологии развития обязательно обсуждался среди людей разных взглядов, придерживающихся разного мнения о том, что и как нужно делать с точки зрения решения тех или иных проблем».
Формулируя свое видение общенациональной идеологии, что рекомендовано главой государства, РНЛ способна стать одним из голосов, который бы зазвучал вполне отчетливо, и который мог бы быть воткан в общую ткань, в общую песнь России.
Теперь о внутренних предпосылках. Русская Народная Линия охватывает своим вниманием очень широкий спектр тем. Высказываются различные мнения, и это хорошо, потому что в спорах рождается истина. Однако всякая интеллектуальная деятельность (это верно хоть для науки, хоть для искусства) стремится к оформленности, определенности, относительной завершенности. Так из аксиом вырастают теоремы и законы, из стихов и глав составляются поэмы, из отдельных образов - эпические полотна.
Этих стихов и глав, этих образов накопилось у РНЛ так много, что они сами собой просятся в иерархическую систему. Она должна быть выговорена. В противном случае будет происходит топтание на одном месте.
2. Основы. Если наши основы «Православие. Самодержавие. Народность» еще лет 20 назад вызывали зачастую ироническую ухмылку, то теперь они привлекают симпатии все большего количества людей. Многие, разочаровавшись в идеалах демократии, свободного рынка, в так называемых западных ценностях, стоят на распутье. Они могут принять традиционные русские основы, а могут, в том числе, и по причине нашей нерасторопности, уйти «на страну далече». Поэтому стоит задача выговорить наши основы настолько убедительно, увязав их с политическими реалиями современности, чтобы они действовали неотразимо, чтобы они зажигали души, чтобы увлекали на подвиг державного строительства.
3. Разные понимания основ. Православие, как таковое, имеет на своей стороне сочувствие подавляющего большинства граждан России. Что же касается понимания его места в системе государства, здесь мнения очень разнятся. Одни повторяют замшелый масонский лозунг об отделении Церкви от государства. Другие - за то, чтобы объявить Православие господствующей религией. Можно не сомневаться в том, что указанное требование будет в полную мощь использовано разного рода сепаратистами, особенно в регионах компактного проживания мусульман. Поэтому представляется более правильным в рамках государственных отношений говорить о господстве не религии, но именно идеологии, разумеется, ни на минуту не забывая о том, что традиционная русская идеология вся пронизана Православием. Третьи предлагают выживать Православию в рамках мультикультурализма. Четвертые - за Православие, но против Церкви с ее иерархией. Пятые - за создание неких этнокультурных «православных» гетто.
Что касается восстановления Самодержавного строя, одни считают, будто это чисто юридический вопрос, т.е. достаточно его провозгласить (избрав на Земском или Церковном Соборе Царя), и Самодержавие тотчас появится. Другие полагают, что этот самый сложный, самый ответственный политический строй должен естественно вырасти из недр народа, должен быть вымолен у Бога как величайшая милость. Третьи надеются на то, что Самодержавие может быть установлено в ходе революции. Четвертые - за бутафорскую «монархию» по типу нынешних западноевропейских.
Слово «Народность», пожалуй, самое загадочное из всей триады. Что понимать под народом? Гражданскую нацию россиян? Тогда жители Украины, Белоруссии, других государств, русские по крови и по духу, окажутся искусственно отторгнутыми от нас, т.к. будут выступать в качестве составных частей других гражданских наций. Если объявить для национальной идентичности достаточным лишь кровное родство, мы скатимся в болото дробления общества по далеко не самому существенному признаку. Лично для меня, например, русский по крови отступник от Христа вряд ли станет милее китайца, во Христа уверовавшего. Далее, хотелось бы общими усилиями ответить на вопрос: соответствует ли принцип народности принципу партийности? В начале ХХ века подумали, будто соответствует, итогом чего стало разрывание политическими партиями единого народа на части, каковая процедура завершилась кровопролитной гражданской войной.
Не пора ли на место партийности как разрушительного принципа поставить созидательный принцип соборности? Ведь в нашей триаде Православие - это единая вера, Самодержавие - единоначалие. Для соответствия народ также должен представлять собою органическое единство.
4. О революции. Итак, вопросов много. Хочется отдельно остановиться на чаемом некоторыми революционном пути возрождения Самодержавия. Употребляемые нами слова имеют огромное значение, порой самим своим звучанием задавая программу действий. Прп. Серафим Саровский говаривал: первым революционером был сатана. Соответственно, и первая революция была на Небе, притом, первые революционеры были низвергнуты, во главе же контрреволюции встал архистратиг Михаил. Вторая произошла в раю, выразившись в революционном посягательстве на плоды древа познания добра и зла. Контрреволюцией стало изгнание прародителей. Третьей революцией стало убийство Каином Авеля, а контрреволюцией - его изгнание. Затем были, соответственно, - развращение людей - и потоп; строительство башни - и рассеяние строителей по лицу земли. Иногда в качестве предводителей революции выступали правители народов. При строительстве башни это был Нимврод. Упомянем также израильского царя Ахава. Его революция - разрушение жертвенников Божиих, умерщвление священников, насаждение идолопоклонства. Контрреволюция - восстановление жертвенника Илией пророком, возвращение народа к отеческой вере и заклание 750 идольских лжесвященников. Этих примеров достаточно.
Неужели те, кто говорят о революции как об ожидаемом благе, хотят пополнить собою компанию Каина, Хама, Нимврода, Иеровоама, Ахава, Иезавели и прочих? Или они всерьез надеются перехитрить самого сатану? Пустая затея! Все революционеры окажутся в его узде. Если мы и ожидаем в будущем каких-то радикальных перемен, не следует именовать их треклятым именем революции. Для этого есть более подходящее слово - Воскресение. Оно достигается не заговорами и не смутами, но для всех очевидным проявлением Божественной силы.
Даже о конкретном политическом моменте полезно рассуждать с точки зрения вечности. Нужно держать в памяти последнюю революцию этот мiра, которую учинит антихрист и ответом на которую последует абсолютная контрреволюция в виде Второго пришествия Христова и всеобщего Воскресения.
Возрождение Самодержавия, политическое воскресение Христовой Церкви возможно в современном нам мiре, все стремительнее созревающем для последней жатвы, лишь как очевидное Божие чудо, оно не нуждается ни в заговорах, ни в смуте. Оно нуждается лишь в нашей вере, ибо не в обычае у Божества посылать чудеса тем, кто им не поверит.
5. Выводы. Итак, отвергнем от себя всякие заговоры и томление смутою. Будем действовать открыто и честно - благо, имеется для этого возможность. Указанный образ действий сообщит нам дерзновение в Боге, потому что на Него будет наше упование, а не на скрытные интриги, не на политические игрища.
Выработка своей идеологической платформы позволит нам четко сформулировать и платформу политическую, которая нужна не для победы в межпартийной борьбе, а для соборного объединения русского народа в деле церковно-государственного строительства.
В заключение заметим: времени на раскачку нет. Те люди, которых В.В.Путин назвал «квазиколониальной частью элиты» действуют, разумеется, не сами по себе, а качестве марионеток всемiрного олигархата. Он не простит любого ослабления своих рядов. Он ответит, и уже отвечает, эскалацией международной напряженности на всякое умаление позиций своих агентов на территории Хартленда. Прекрасно это понимая, В.В.Путин старается не делать резких движений. Мы начинаем балансировать на грани большой войны, начало которой нужно всеми силами стараться отодвинуть.
Попытки России стать вполне суверенным государством, попытки России воскреснуть из мертвых воспринимаются представителями всемiрного олигархата в качестве дерзкого бунта против их, как им это представляется, уже почти абсолютной власти. Каждый новый шаг по пути оттеснения «квазиколониальной части элиты» от управления будет вызывать все большее желание развязать против России двойную, как это было в 1904-07 и 1914-17 г.г., т.е. внешнюю и внутреннюю, войну. И каждый новый шаг на пути к войне будет вызывать потребность Российского государства как можно скорее избавиться от агентов будущего врага в органах своей власти. Когда накал напряженности достигнет точки кипения, может произойти что-то вроде цепной реакции, итогом которой и станет очистительный, спасительный и победоносный, либо гибельный для нас и всего человечества, взрыв.
Поэтому нужно уже сейчас ковать идеологическое оружие победы.
Иерей Сергий Карамышев, публицист
35. 32. Евгений Шнуровский
34. Ответ на 31., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
33. Re: «Нужно уже сейчас ковать идеологическое оружие победы»
32. Re: «Нужно уже сейчас ковать идеологическое оружие победы»
31. Ответ на 28., Владимир Панкратов:
30. Ответ на 28., Владимир Панкратов:
29. Ответ на 27., Сергей Швецов:
28. Ответ на 25., Галина:
27. Ответ на 26., Андрей Карпов:
26. Ответ на 24., oleg_b: