Это историческое событие произошло в ходе Амурской экспедиции 1850-55 гг., которой руководил капитан первого ранга Г.И.Невельской, исследовавший низовья Амура, остров Сахалин и Татарский пролив. Летом 1850 года Невельской поднял русский флаг в основанном им посту Николаевском (ныне Николаевск-на-Амуре), а в 1853 г. – в заливе императора Николая (ныне Советская Гавань) и в южной части Сахалина. И хотя действия русского капитана, по мнению сановных бюрократов, отдавали самоуправством, Император Николай I полностью поддержал отважного мореплавателя, произнеся слова, ставшие крылатыми: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».
В декларации Г.Н.Невельского об объявлении Сахалина российской территорией в частности говорилось: «На основании трактата, заключенного между Россиею и Китаем в г.Нерчинск, в 1689 году, остров Сахалин, как продолжение нижнее-амурского бассейна, составляет принадлежность России. Кроме того, еще в начале XVI столетия удские наши тунгусы (ороки) заняли этот остров. За сим, в 1740 годах русские первые сделали описание онаго и, наконец, в 1806 году Хвостов и Давыдов заняли залив Аныва. Таким образом, территория острова Сахалина составляла всегда неотъемлемую принадлежность России». (Отметим, что до этого момента остров Сахалин находился главным образом в орбите китайского влияния, однако права на остров не были закреплены в соответствии с нормами международного права).
Русский капитан далее подчеркивал, что сооружение на острове трех военных постов летом 1853 г., связано исключительно с необходимостью прекратить чинимые на этих берегах командами различных иностранных судов беспорядки, которыми «причиняются насилия обитателям оных, находящимся под Державою Его Величества Всемилостивейшего Государя моего Императора». Японцам же было дано заверение, что русские власти не только не намерены препятствовать им иметь на острове свободную торговлю и промыслы, но и будут «всеми средствами ограждать и способствовать оным, насколько то соответственно с верховными правами Его Императорского Величества Государя моего на эту территорию и той тесной дружбе, которую Россия искренне желает навсегда сохранить с Японскою империею».
«Во исполнение этой Высочайшей воли, я, нижеподписавшийся начальник этого края, 22 сентября 1853 года в главном пункте острова Сахалин, Тамари-Анива и поставил Российский Муравьевский пост, с упомянутою целью. Заведовать этим постом и островом назначен мною Его Императорского Величества майор Н.В.Буссе, а потому к нему, как к ближайшей здесь власти Российской, при всяких недоумениях и тому подобных случаях, следует обращаться», - заключал Невельской.
Ранее, в 1849 году именно Г.И.Невельской окончательно подтвердил факт того, что Сахалин является островом, а не полуостровом, как было принято считать ранее, пройдя на военно-транспортном корабле «Байкал» между Сахалином и материком. «Сахалин – остров, вход в лиман и реку Амур возможен для мореходных судов с севера и юга. Вековое заблуждение положительно развеяно, истина обнаружилась!» – такими историческими словами отчитался Невельской о результатах своих исследований генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н.Муравьеву. Оценивая открытие Невельского, Муравьев в частном письме отмечал: «Сделанные Невельским открытия неоценимы для России; множество предшествовавших экспедиций в эти страны могли достигнуть европейской славы, но ни одна из них не достигала отечественной пользы, по крайней мере, как исполнил это Невельской». В честь этого открытия пролив между материком и островом назван в честь русского адмирала (пролив Невельского). А в следующем, 1850 году, Невельской на свой страх и риск начал исследование этих территорий, которые были объявлены им собственностью Российской империи.
Однако провозглашение Сахалина русским островом требовало еще дипломатического признания. Решить «сахалинский вопрос» удалось в несколько этапов. Первоначально, по Симодскому трактату (1855) между Россией и Японией Сахалин был признан совместным нераздельным владением двух стран, а 20 лет спустя, по Санкт-Петербургскому договору 1875 года, Сахалин признавался собственностью Российской империи, которая передавала в замен Японии все Курильские острова. Как отмечалось в документе, «Его Величество Император Японский, за Себя и Своих наследников, уступает Его Величеству Императору Всероссийскому часть территории острова Сахалина (Крафто), которою он ныне владеет, со всеми верховными правами, истекающими из этого владения, так что отныне означенный остров Сахалин (Крафто) весь вполне будет принадлежать Российской Империи и пограничная черта между Империями Российскою и Японскою будет проходить в этих водах чрез Лаперузов пролив».
Однако, поражение в войне с Японией 1904–1905 гг. привело к тому, что по Портсмутскому мирному договору, Россия была вынуждена отдать южную часть Сахалина Японии. Возвращение острова в состав российских владений, равно как и присоединение Курильских островов, произошло только в 1945 году в результате победы Советского Союза над Японией.
Андрей Иванов, доктор исторических наук