Полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» останется в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, несмотря на призыв историков и представителей общественности к его руководству с просьбой убрать картину в запасники, сообщает РИА Новости.
«Они высказали свою точку зрения — да, мы ее услышали. Но это не значит, что мы должны снимать картину, провисевшую в экспозиции сто лет и связанную с историей формирования коллекции музея и именем его основателя Павла Михайловича Третьякова, который приобрел работу у художника. Пока такой мысли даже не возникало, соответственно, она будет висеть», — сказала директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
Она добавила, что высказывать свою точку зрения имеет право каждый, но указывать и требовать — «невозможная ситуация». «У людей, кто на этом настаивает, одна точка зрения, у других людей она другая. Поэтому я не очень понимаю, почему вдруг может потребоваться это делать по желанию одной части нашего общества. Надо принимать во внимание мнение и других людей тоже», — пояснила Ирина Лебедева.
Она полагает, что возникшая ситуация связана, в том числе, с личным пиаром конкретных людей, подписавшихся под обращением. «К сожалению, мы сейчас живем по закону шоу-бизнеса. Третьяковская галерея — известный и любимый многими музей. Возникает заманчивый вариант, когда на фоне нашего бренда можно создать конфликт, и скандал становится способом самопиара, в том числе», — сказала директор Третьяковской галереи.
Она отметила, что Репин — не историк, а прежде всего художник, имеющий право на свое творческое видение, «и как художник он взял этот сюжет не для того, чтобы показать часть нашей истории, а для того, чтобы показать трагедию самой ситуации. Это художественное произведение, а не просто иллюстрация некоего исторического факта, о котором говорили некоторые исследователи».
«Подобное обращение — свидетельство слишком поверхностного отношения к отечественному художественному наследию. Если сейчас есть внимание к пересмотру истории, к учебникам по истории — то это вопрос комплексный, серьезный, который должен обсуждаться на другом уровне», — уверена директор Третьяковской галереи.
Она не считает корректным в этом случае оперировать бесспорными шедеврами отечественного изобразительного искусства.
В обращении, в частности, говорится: «Сам И.Репин получил за свои деяния Божье наказание - у него отсохла правая рука, он не мог не только писать картины, но и перекреститься. После революции 1917 года, находясь в изгнании, в Финляндии, он во многом изменил свои взгляды, стал прихожанином православного храма, пел на клиросе. И, видимо, к концу жизни, на чужбине, начал осознавать свои глубокие ошибки, главная из которых - что он направил свой Богом данный талант на разрушение России. Сегодня он явно был бы благодарен тем, кто уничтожил бы эту клеветническую картину».