19 сентября (по юлианскому календарю) 1799 года 10-тысячное французское войско атаковало небольшой авангард наших союзников-австрийцев. Видя слабость противника, французы предложили австрийцам сдаться, однако в разгар переговоров о капитуляции, на помощь подоспел русский авангард под командованием П.И.Багратиона, завязавший с противником бой. А в скором времени подтянулись и полки М.А.Милорадовича, что позволило не только остановить натиск французов, но и перейти в контратаку, в результате которой враг был отброшен.
Однако на следующий день французский генерал Андрэ Массена (будущий маршал Франции), имевший уже к тому времени славу непобедимого полководца, собрав все имеющиеся силы (около 15 тыс. человек) возобновили наступление, двигаясь тремя колоннами по обоим берегам реки Мутен. Сильный удар французов заставил русские войска начать отступление, но в самый критический момент боя, совершенно неожиданно для французов Милорадович развел свой отряд по флангам, в результате чего французские колонны буквально врезались в главные силы генерала А.Г.Розенберга, неожиданно появившиеся перед ними в полном боевом порядке. Воспользовавшись этим замешательством, русские войска перешли в стремительную атаку, обрушившись на французов с двух флангов.
Закипел страшный рукопашный бой. Суворовские чудо-богатыри наступали настолько яростно, что некоторые батальоны второй линии опережали первую, стремясь быстрее добраться до врага. Такого армия Массены не ожидала. Обещавшее французам победу сражение неожиданно переросло в истребление французских войск.
Французов охватила паника, и они обратились в бегство. Преследуемые казаками, войска неприятеля массово сдавались в плен. Поражение противника было сокрушительным. Неприятель потерял от 3 до 6 тысяч, в плен сдалось от 1 до 2 тысяч человек, в том числе и генерал Ла Курк, также были захвачены знамена и орудия. Русские войска потеряли в этом бою около 700 человек убитыми и раненными.
Известный русский военный истории А.А.Керсновский так писал об этой русской победе: «Три дня – 18-го, 19-го и 20-го сентября – вел неравный бой в Муттенской долине этот геройский арьергард. 4000, а затем 7000 русских – оборванных, голодных, изнуренных – разгромили 15000 солдат Республики. Массена едва избежал плена. В этих боях французы лишились 3000 убитыми и ранеными, 2200 пленными, 2 знамен, 12 орудий. В руках одного из чудо-богатырей – гренадера Махотина, схватившего было Массену, французский главнокомандующий оставил один из своих эполет».
На подвиге унтер-офицера Ивана Махотина стоит остановиться подробнее. Махотин при поддержке своих товарищей в ходе рукопашной схватки сумел пробиться сквозь вражеские ряды и добраться до самого Массены, схватить его за воротник и сдернуть с лошади. От пленения будущего маршала спас отважный французский офицер, ценою собственной жизни задержавший Махотина. Массена тем временем успел вскочить на коня и спастись бегством, а в руках русского героя осталась часть его мундира (по одной версии – эполет, по другой – часть расшитого генеральского воротника), которая в качестве ценного трофея была предъявлена Суворову. Согласно преданию, Суворов за этот подвиг пожаловал унтера Махотина в офицерский чин, а на недовольство этим щедрым награждением некоторых обер-офицеров заметил, что готов повысить в звании любого из них, если кто сумеет принести ему второй эполет французского командующего.
Как бы то ни было, в битве, произошедшей в Мутенской долине, знаменитый Массена был разбит суворовскими орлами. После этого разгрома французский генерал, несмотря на численное превосходство, не решился преследовать русские войска. Позже, вспоминая те дни, французский маршал сделает ценное признание: «Я отдал бы все свои победы за один Швейцарский поход Суворова».
Андрей Иванов, доктор исторических наук