«Выбитые из календарного седла»

К годовщине советского эксперимента по внедрению пятидневной недели

0
1231
Время на чтение 5 минут
советский календарь1 октября 1929 года в Советском Союзе был введен революционный календарь, отменяющий традиционную семидневную неделю и воскресенье. Антирелигиозная цель этого нововведения была более чем очевидна, помимо «производственной необходимости» это был очередной акт «штурма небес», нацеленный на уничтожение христианского семидневного недельного цикла и превращение отведенного для Богослужения воскресного дня в рабочий. Неслучайно, данное новаторство расценивалось журналом «Безбожник» как важный шаг в наступлении на Церковь, лишающий верующих регулярного посещения церкви по воскресеньям. Ведь именно в том же, 1929-м году впервые заговорили «о мерах по усилению антирелигиозной работы», т.н. «безбожной пятилетки», призванной «окончательно изжить религиозный дурман».

В конце августа 1929 года Совет народных комиссаров в рамках постановления «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» признал необходимым ввести единый производственный табель-календарь. А осенью того же года начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете труда и обороны. Новый календарь предусматривал 360 дней, разделенных на 72 пятидневки, а оставшиеся 5 дней года было решено считать нерабочими, приурочив их к советским памятным дням и революционным праздникам.

Таким образом, работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, каждой из которых назначался особый день отдыха на год вперед. Отработав положенные ему четыре дня, работник получал день отдыха, который мог выпасть не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели. Для удобства составления такого календаря, каждой из групп работников назначался свой цвет (желтый, розовый, красный, фиолетовый и зеленый), с предусмотренным для каждой «цветовой группы» особого выходного. Тем самым, большевики достигали сразу двух целей – делали работу предприятий непрерывной и лишали воскресный день статуса нерабочего. Менялись и названия дней недели – чтобы избежать путаницы, вместо традиционных названий (понедельник, вторник и т.д.) вводились новые – первый день пятидневки, второй, третий и т.д. Для дальнейшей унификации также было предложено в каждом месяце оставить ровно по 30 дней (вплоть до появления 30 февраля), однако данная идея, в конце концов, была отвергнута.

В итоге новый календарь получился табелем, в котором указывались только рабочие дни без выходных, поскольку последние у работников разных предприятий выпадали в разное время. Таким образом, несмотря на то, что выходных дней стало больше, реформа сразу же встретила отторжение в самых широких слоях населения, так как ломала традиционный уклад и заметно усложняла личную, семейную и общественную жизнь из-за несовпадения выходных дней разных членов семьи и общества.

Как отмечает О.А.Платонов, данным календарем «перечеркивался весь опыт Русского народа. (…) По сути дела, страна обратилась к древнеегипетскому календарю, времен фараонов и построения пирамид. Разница только в том, что в египетском календаре все пять праздничных дней относились на конец года».

Этот эксперимент советских властей нашел отражение и в художественной литературе. И.Ильф и Е.Петров в «Золотом теленке», повествуя о Хворобьеве, писали: «Когда методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и вместо чистого воскресенья днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа, он с отвращением исхлопотал себе пенсию и поселился далеко за городом. Он поступил так для того, чтобы уйти от новой власти, которая завладела его жизнью и лишила покоя».

Восхищал этот эксперимент лишь официальных певцов советской власти. «Утопия стала реальным делом, – писал, к примеру, в 1930 году Лев Кассиль. – Непрерывная производственная неделя выбила наше время из календарного седла. С уничтожением сонного провала, которым был седьмой, воскресный день, страна пребывает в постоянном бодрствовании».

Одновременно с этим, несмотря на то, что официально летоисчисление продолжалось от Рождества Христова («нашей эры»), в некоторых календарях датой нового летоисчисления стало 7 ноября 1917 года. Так, в отрывных и перекидных календарях нередко можно было встретить летоисчисление «от социалистической революции». Как выявлено исследователями, с середины 1929 года по конец 1931-го в стране номинально действовало, как минимум, пять систем членения временного потока: юлианский календарь, григорианский календарь, график 4/1 (5/1) – пятидневная (шестидневная) непрерывная неделя; график 4/1 (5/1) прерывная неделя с фиксированным выходным; календарь общественной жизни. На деле все это приводило не к упрощению, а к многочисленным затруднениям и страшной путанице: система временных координат перестала быть единой, а людям, предприятиям и учреждениям стало крайне сложно договариваться о каком-либо совместном деле, так как все они жили по разным графикам. (Подробнее об этом см. статью М.И.Гумеровой «Новый советский календарь: развитие, идеи, проекты»).

Кадр из фильма *Волга-Волга* (1938)К счастью, этот календарный эксперимент просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 года СНК принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на «шестидневную прерывную производственную неделю». Указом были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. Следы этого нововведения видны, например, в фильме «Волга-Волга» (1938), где плавание артистов на пароходе, занявшее несколько дней, сопровождается характерными титрами: «первый день шестидневки», «второй день шестидневки» и т.д.

Возврат же к традиционной семидневной неделе произошел 26 июня 1940 года в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР. Правда, антирелигиозный подтекст все еще сохранялся – рабочая неделя начиналась с воскресенья и лишь постепенно, первым рабочим днем снова стал понедельник.

Таким образом, советский календарный эксперимент оказался непродолжительным в силу своей искусственности и нежизнеспособности. Как и попытка ввести «революционный» календарь во Франции в конце XVIII в., идея советской пятидневной недели потерпела полный крах. Народ нового календарного цикла не принял, международные отношения заставляли советские власти использовать традиционный для большинства стран календарь хотя бы для внешних сношений, да и количество выходных дней, вводимых новым календарем, показалось правительству неоправданно большим. В итоге, под давлением жизни и в связи с постепенной реабилитацией традиционных русских ценностей, Сталин решил прекратить борьбу с веками сложившейся системой исчисления времени, и пятидневная рабочая неделя снова превратилась в семидневную, оканчивающуюся нерабочим воскресеньем.

Андрей Иванов, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Выбитые из календарного седла

Да, всё это было. У советских собственная гордость. Мы не такие, как все, мы особенные, у нас и летосчисление иное, у нас и воскресенья нет. Помимо прочего пятидневка преследовала целью разрушение семьи, ведь семья это гнёздышко, но у советского человека уютного гнёздышка быть не должно, он должен быть на виду, на семи ветрах, он должен разоружиться перед партией и быть послушным винтиком. При новой пятидневке супруги непременно работали по-разному и потому почти и не видели друг друга, да и зачем им было видеться, ибо каждый из них прежде всего должен был думать только о труде. Труд единственное мерило человека. В быту человек имел право быть негодяем - главное же, чтобы он хорошо трудился на производстве. Ах, как жаль, что не всё преуспели горе-экспериментаторы. А вовсе даже было бы неплохо отменить все фамилии и имена (наследие проклятого прошлого) и каждому гражданину СССР присвоить десятизначный номер и номер этот надо бы выжечь на лбу, а заодно разделить людей по званиям, чтобы как в армии, любой менее важного чина беспрекословно выполнял любое указания чина более высокого. Ах, как жаль. Но желающие загнать народ в стойло надежды, однако же, не теряют.
Hyuga / 01.10.2013, 07:20
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Александрович Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Александрович Иванов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06