Блаженной памяти митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев в книге «Русская симфония» дал следующее определение: «Империей (от латинского imperium - власть) в христианском понимании принято называть государство, почитающее сохранение истин веры своей главной обязанностью; государство, объединяющее в себе различные культуры, народы и племена, спаянные в единый общественный организм вокруг некоторого державного ядра. Таким ядром является народ-носитель державной идеи, народ-защитник святынь и страж устоев государственного бытия, блюститель мiровоззренческого единства, политической стабильности общества и экономической дееспособности страны».
Через почти 18 лет после его кончины В.В.Путин на Валдайском форуме заявил: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнёрство, веру в Бога или веру в сатану. Эксцессы политкорректности доходят до того, что всерьёз говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии. Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности. Праздники отменяют даже или называют их как‑то по‑другому, стыдливо пряча… нравственную основу этих праздников. И эту модель пытаются агрессивно навязывать всем, всему миру. Убеждён, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису».
Нравится это кому-то или нет, национальный лидер России примеряет к себе бремя «Удерживающего» мiр от его сползания в сатанизм (2 Сол. 2, 7). Не корону Российской Империи примеряет, а ее бремя, ее сверхзадачу в этом мiре.
Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион еще 8 февраля 2012 г. на встрече представителей религиозных объединений России в Свято-Даниловом монастыре с тогда еще кандидатом в президенты В.В.Путиным сказал о наболевшем: «Мы видим на примере Ирака, Египта... что положение христиан в этих странах резко и катастрофически ухудшилось. При Саддаме Хуссейне в Ираке проживало 1,5 млн. христиан, сейчас их осталось около 150 тыс. В Египте мы слышим о нападениях на христианские храмы, пожарах, поджогах. Есть такая статистика, что каждые пять минут в мире погибает христианин за веру, и это прежде всего касается стран ближнего Востока, это опять же Египет, Ирак, Пакистан, Афганистан, сейчас в Индии складывается тяжёлая ситуация. Христиан убивают, христианских женщин насилуют, христианские храмы сжигают, и происходит массовый исход христиан из тех земель, где они на протяжении веков существовали мирно и гармонично с мусульманами и представителями других религий. Мне хотелось бы пожелать, чтобы при Вашем президентстве одним из направлений нашей российской внешней политики была систематическая защита христиан, проживающих в тех землях, где они сейчас подвергаются гонениям. Сильная Россия - это та Россия, которая защищает христианские меньшинства в этих странах, в том числе требуя гарантий соблюдения их прав в обмен на политическую поддержку или экономическую помощь».
Теперь в своей Валдайской речи, после определенных дипломатических успехов России в пока еще отсрочке интервенции Запада в Сирию, В.В.Путин дал ответ на тот посыл владыки Илариона, указав и на основы сильной России, что является ответом либералам самого разного пошиба, от космополитов до уранополитов: «Суверенитет, самостоятельность, целостность России безусловны. Это те «красные линии», за которые нельзя никому заходить. При всей разнице наших взглядов дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех её участников».
Последние слова - государственная идеология в действии. Потому что времени на раскачку нет. Геополитический противник не дремлет, а недавнее прошлое - дополнительный стимул для мобилизации общественного сознания: «Отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала своё будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались».
Далее В.В.Путин говорит о любви к свободе, как неотъемлемой особенности русского народа, что служит ответом лжецам, любящим изображать Россию и русских в качестве патологических рабов: «стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету - неотъемлемая часть нашего национального характера».
Американцы в последние десятилетия, так сказать, приватизировали тему свободы, сделав ее иконой статую ханаанской богини Астарты. Но Россия знает другую свободу - во Христе, свободу не хамского права силы, чем так прославился новый Карфаген (т.е США), но свободу силы права: «Россия сама развивалась на основе многообразия, гармонии и балансов, привносила такой баланс и в окружающий мир. Хочу напомнить, что и Венский конгресс 1815 года, и ялтинские соглашения 1945 года, принятые при очень активной роли России, обеспечили долгий мир. Сила России, сила победителя в эти поворотные моменты проявлялась в благородстве и справедливости. И давайте вспомним Версаль, заключённый без участия России. Многие специалисты, и я с ними абсолютно согласен, считают, что именно в Версале были заложены корни будущей Второй мировой войны. Потому что Версальский договор был несправедлив по отношению к немецкому народу и накладывал на него такие ограничения, с которыми он в нормальном режиме справиться не мог, на столетие вперёд это было ясно».
Раскритиковав вавилонский мультикультурализм, В.В.Путин противопоставил ему русский вариант добрососедских отношений представителей разных народов, по сути повторив тезис митрополита Иоанна Снычева о державном ядре: «Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве».
Америка привыкла действовать нахрапом, подкупом, ее национальный эгоизм, основанный на вере в национальную исключительность, привели к безудержному росту эгоизма самых разных групп в глобальном масштабе. Вылазка прикрывающихся исламом фанатиков-фашистов в Кении и Пакистане, их непрекращающиеся тиранства в Сирии и других странах Ближнего Востока - лишь очередные проявления этого группового эгоизма. Как еще, помимо фашизма, охарактеризовать действия террористов в Найроби, которые всех мусульман пощадили, а немусульман убивали?
В.В.Путин - единственный политик мiрового масштаба, не побоявшийся возвысить свой голос в защиту христиан, умерщвляемых всякий день, единственный, не боящийся публично порицать (в отличие от хотя бы папы Римского) содомию, как на этом же Валдайском форуме: «Берлускони судят сейчас за то, что он живёт с женщинами, а если бы он был гомосексуалистом, его пальцем бы никто не тронул». Но мы должны понимать: Путин так возвысился не сам по себе, а милостью Богоматери, небесной Правительницы России; возвысился благодаря опоре на Церковь (сколько бы ни повторяли богоборческих басен о благодетельности отделения Церкви от государства), благодаря молитвам, восходящим от всех концов Земли в поддержку защитника правды Божией. Поэтому прав А.Д.Степанов, говоря, что Россия может и должна «вовне и внутри стать государством правды, справедливости и совести».
Путин - человек слова, он не из тех, что бросив красивую фразу, вскоре сам же про нее забывает. Поэтому он выстраивает основания для имеющего явиться мiру государства, защищающего Христову Церковь. Пусть на меня не ропщут представители других вероисповеданий за то, что говорю прежде всего о Церкви Христовой. Дело в том, что государства, покровительствующие другим религиям на Земле и без того существуют, например, Саудовская Аравия, Израиль и т.д., а государства, которое покровительствовало бы христианской вере во всемiрном масштабе, после 1917 г. на Земле не было.
Основания необходимых влияния и могущества, основанных на взаимовыручке, а не на тирании, В.В.Путиным представлены в самом конце его речи: «ХХI век обещает стать веком больших изменений, эпохой формирования крупных геополитических материков, финансово-экономических, культурных, цивилизационных, военно-политических. И потому наш абсолютный приоритет - это тесная интеграция с соседями. Будущий Евразийский экономический союз, о котором мы заявляли, о котором мы много говорим последнее время, это не просто набор взаимовыгодных соглашений. Евразийский союз - это проект сохранения идентичности народов, исторического евразийского пространства в новом веке и в новом мире. Евразийская интеграция - это шанс для всего постсоветского пространства стать самостоятельным центром глобального развития, а не периферии для Европы или для Азии. Хочу подчеркнуть, что евразийская интеграция также будет строиться на принципе многообразия. Это объединение, в котором каждый сохранит своё лицо, свою самобытность и политическую субъектность».
Все выше изложенное дает нам основания надеяться на возвращение Москвы к державному предназначению III Рима. А еще более - умолять об этой великой и незаслуженной нами милости Царицу Небесную.
Священник Сергий Карамышев, публицист
21. Ответ на 19., Владимир Воробьев:
20. И прекрасным "подтверждением" этому является фильм "Ванга"
19. Ответ на 17., Silvio63:
18. Ответ на 16., Бондарев Игорь:
17. Re: Москва возвращается к державному предназначению III Рима
16. Re: Москва возвращается к державному предназначению III Рима
15. Re: Москва возвращается к державному предназначению III Рима
14. Re: Москва возвращается к державному предназначению III Рима
13. Ответ на 7., Бондарев Игорь :
12. Ответ на 4., Иван Зайцев: