Как сообщалось, с 14 по 15 сентября состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербург. Об итогах визита Его Святейшества в Северную столицу и, в частности, о торжествах в Феодоровском соборе подробно рассказал в интервью «Русской народной линии» их участник, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург) протоиерей Геннадий Беловолов.
Я думаю, из всех визитов Патриарха Кирилла в Санкт-Петербург за годы его патриаршества этот визит стал одним из самых значительных. Никогда еще Патриарх за один приезд не освящал столько храмов - сразу три, и все три знаковые. Освящение каждого храма - это особое событие, а здесь они соединились в патриарший парад освящений.
Его приезд был историческим еще и потому, что Патриарх встретил и возглавил тот Крестный ход, который стал самым многолюдным и важным после 1917 года за всю историю Санкт-Петербурга, а может быть, и России. Крестный ход собрал, по оценкам разных экспертов, от 70 до 100 тысяч человек. Такого в Санкт-Петербурге не видели давно. Произошла мобилизация православных под знаменем Александра Невского, у мощей которого собрался собор православных во главе с Патриархом. Я думаю, что это сделало очевидным такую простую мысль, что в настоящее время в России нет другой силы, которая могла бы вот так, не используя весь арсенал СМИ, телевидения, собрать в считанные дни такое огромное количество людей. После этого Крестного хода изменилось и наше самосознание. Мы увидели, что мы можем, что нас много, что мы - духовная сила, во главе которой стоит Патриарх. Думаю, что и Патриарх Кирилл порадовался за свой город.
Мы, петербуржцы, радуемся, что наш Патриарх - петербуржец по рождению и по духу, и он оказывает глубочайшее внимание граду святаго Петра. Петербург - это твердыня Православия, и Патриарх эту мысль во всеуслышание заявил на площади Александра Невского во время молебна. Можно сказать, Патриарх включил Петербург в понятие «Святая Русь», провозгласив его отнюдь не «окном в Европу», а «окном в Святую Русь».
Освящения трех храмов, таких разных - Феодоровского собора в честь 300-летия, храма Симеона и Анны, Успенского собора Оптиной пустыни - объединяет одно: эти храмы были оплотом Православия, Самодержавия и Народности. Взять хотя бы храм Симеона и Анны. Это имперский храм, построенный Императрицей Анной Иоанновной в честь своей небесной покровительницы, это орденский, то есть кавалерский храм всех кавалеров ордена святой Анны. Это был один из главных орденов Российский Империи, им удостаивались за безупречную государственную и военную службу. То, что этот храм возрождается, - тем самым возрождается память о всех кавалерах этого ордена, возрождается историческая преемственность с Царской Россией и сама идея служения. Сколько бы мы ни работали - Россия не возродится. Ее возрождение возможно только при одном условии: если мы, наконец, начнем служить. Эта идея была заложена в идею монархии, идею служения Царю, в идею орденов, в том числе, ордена св. Анны. То, что Патриарх решил освятить этот храм, - это его жест державного строительства.
Храм Феодоровской иконы Божией Матери и вовсе был построен в честь 300-летия Дома Романовых, освящен в сентябре 1913 года. Кто бы мог тогда подумать, что ровно 100 лет спустя храм придется вновь освящать, год в год, месяц в месяц? Тогда было 300-летие, а ныне 400-летие Дома Романовых. Храм освятил Патриарх в сослужении архиереев, духовенства. Я сподобился соучаствовать в этой торжественной службе. Хотя прямо не декларировалось, но освящение Феодоровского собора было продолжением празднования 400-летия Дома Романовых. Не случайно на торжестве присутствовал один из потомков Дома Романовых князь Дмитрий Романович Романов с супругой. В этом храме все напоминает о великой истории славного Дома Романовых: и само посвящение Феодоровской иконе Божией Матери, которая является благословением этому роду, и боковые приделы освящены во имя Царственных страстотерпцев и во имя всех российских новомучеников. Наверное, такого храма в России больше нет, где российские новомученики объединены вместе с Государем-новомучеником в единое целое, в одном храме, под одними сводами. Это глубокий символ того, что Царь остался Государем в страдании, в мученичестве, он возглавил шествие своего народа на Голгофу! Я бы сказал, что он стал Царем всех мучеников. Его царство продолжилось как единство с народом-мучеником.
На этой службе Патриарх произнес глубокую проповедь. Он напомнил о пережитой Россией катастрофе, которая стала результатом махинаций «политических авантюристов» - так он назвал основных деятелей событий 17-18 годов. Их обещания носили сугубо авантюрный характер, о чем Патриарх привел замечательный факт: Государь Император Николай Александрович еще до революции передал во владение крестьянам до 80% земли, и шел процесс ее оформления, а обещание «земля - народу» носило чисто демагогический характер. Это был просто обман - землю никто не мог передать народу, потому что ее уже передал народу Царь. О великой России, о 1913 годе, который стал апогеем русской истории до революции, напоминает Феодоровский собор, напомнил юбилей Дома Романовых и сам Патриарх в своей проповеди.
Конечно, Успенский храм Оптинского подворья - один из самых красивых храмов города, в русском стиле, построенный архитектором Косяковым. Это подворье играло в Санкт-Петербурге особую роль, оно было подворьем Киево-Печерской Лавры, являлось зримым знаком единства столиц русской земли: древнейшей - Киева и новейшей - Санкт-Петербурга. Это подворье было построено в центре города, на берегу Невы и зримо являло связь Киевской Руси и Российской Империи. Хотя сейчас этот храм является подворьем Оптиной пустыни, мы не должны забывать о его глубоком историческом смысле. Этот храм хорошо известен в Санкт-Петербурге как духовный центр, там есть институт богословия, иконописи, различные катехизаторские курсы, певческая школа. Реставрация собора шла очень долго, кропотливо. Обратить каток, в который был превращен в свое время храм, в Дом Божий не так просто, но милостью Божией это чудо совершилось.
Три храма, освященные в течение трех дней, - немыслимые темпы возрождения! Трудно было даже физически побывать на всех трех освящениях. и остается поражаться энергии нашего Патриарха, сколько сил дает ему Господь. Хочется еще раз воскликнуть: «Многая и благая лета нашему Святейшему Патриарху Кириллу!»