На вопрос читательницы РНЛ отвечает известный православный священник Сергий Карамышев.
На данный вопрос отвечает 65-е правило святых апостолов: «Аще кто из клира, или мiрянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися, да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения Церковнаго» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М.: Издание Московского Общества любителей духовного просвещения, 1876. С. 131).
Исключение могут составлять принадлежащие инославным храмы, если в них находятся общехристианские святыни, и православный идет поклониться именно этим святыням и помолиться перед ними, а не перед мнимой святостью еретичества. Такое особенно можно наблюдать на Святой Земле. Во всяком случае, участвовать в еретическом служении недопустимо, ни принимать «благословения» еретических служителей. Об этом говорит 32-е правило поместного Лаодикийского собора: «Не подобает от еретиков приимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели благословения» (Правила святых Поместных соборов с толкованиями. М.: Издание Московского Общества любителей духовного просвещения, 1880. С. 243).
Рабе Божией Ирине с сыном Николаем следует найти православный храм, куда и приезжать, по мере возможности, но не реже раза в год, для общей молитвы, а наипаче для участия в спасительных Таинствах святой Церкви. Обыкновенно же следует молиться дома, иметь у себя святую воду, которую принимать для освящения души и тела и которой периодически окроплять свое жилище.
Если кто-то сомневается в том, что последователи Папской церкви – еретики, таковым полезно будет напомнить слова святых отцов. Еще в IX веке свт. Фотий, Патриарх Цареградский, назвал папское учение об исхождении Святого Духа от Бога Сына богохульством («Окружное послание» 866 г.).
Святитель Игнатий Брянчанинов наставлял: «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех - отречение от Христа, нежели отречение от папы. Папа есть идол папистов, он - божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов, они преданы самим себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей…» (Игнатий (Брянчанинов), свт. О ереси и расколе // Православное чтение. М. 1992. №5–6. С. 5).
Праведный Иоанн Кронштадтский записал в своем Дневнике: «натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь» (запись от 20.08.1908). (Иоанн Кронштадтский, прав. Предсмертный дневник. 1908 год: май – ноябрь. М. – СПб: Отчий дом; Архивный комитет С-Петербурга и Лен. Области; Центр. Гос. Ист. Архив С-Петербурга; Мемориальная квартира св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2006. С. 52.).
Если кто-то станет возражать, будто это лишь частные мнения, пусть и святых, людей, приведем и вполне официальное высказывание из Окружного послания Восточных Патриархов 1848 года: «из всех ересей, распространившихся, какими Бог весть судьбами, в большей части вселенной, был некогда арианизм, а теперь – папизм» (Окружное послание Единой святой соборной и апостольской Церкви ко всем православным христианам // Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. М.: Синодальная типография, 1900. С. 202.).
Хочется надеяться, что молитвенный подвиг рабы Божией Ирины с сыном Николаем на древней земле Италии не пройдет безследно, что эта благословенная земля, некогда сиявшая благочестием христианским, еще принесет Богу духовные плоды правой веры. Призывайте на помощь святых апостолов Петра и Павла, папу Льва Великого, папу Григория Богослова, папу Мартина Исповедника, святителя Николая, чьи мощи освящают землю Италии, мученика Вонифатия, италийский мучеников, от ариан пострадавших. Изучайте церковную историю древней Италии, тогда названная страна будет Вам в меньшей степени представляться мачехой.
P.S. Соблюдение известной дистанции к чуждой вере не должно негативно отражаться на людях, эту веру исповедающих. Во-первых, это их традиция, которой они придерживаются далеко не из худших побуждений. Во-вторых, православный должен любить даже явных врагов своей веры, тем более людей, не выказывающих к Православию враждебности. Осуществляя уход за больными, хорошо при этом постоянно держать в уме православные молитвы, и Ваша работа станет служением Богу, Которого Вы будете почитать в лице Его созданий, носящих образ Творца. Да поможет Вам Господь!
60. Ответ на 51., Писарь :
59. 56.Елене П.
58. Ответ на 52., Сергий Агапов:
57. Ответ на 47., Лия1:
56. Ответ на 18., Лия1 :
55. Ответ на 34., боец :
54. Re: Позволительно ли православным молиться в еретическом храме?
53. Ответ на 52., Сергий Агапов:
52. Re: Позволительно ли православным молиться в еретическом храме?
51. 47.Лия1.