Господь преобразился пред Своими учениками незадолго (согласно Преданию за 40 дней) до Своих страданий и крестной смерти. Преобразился для того, чтобы укрепить их веру; чтобы, когда увидят Его на Кресте, то, вспомнив Его славу, явленную им на Фаворе, они не соблазнились. При Преображении Христос не изменился, не приобрел какие-то новые свойства, но лишь явил, насколько могли вместить апостолы, Свое Божество, сокрытое до этого под завесой плоти.
Моисей и Илия явились на Фаворе и беседовали со Христом, ибо первый дал закон Израилю, а второй – это великий пророк. Чем показывают, что Господь Иисус Христос не противник закона, но Начало закона и пророков. Притом Илия явился с неба, куда был в свое время взят на огненной колеснице, а Моисей из ада, с лона Аврамова, где находились все ветхозаветные праведники до Искупления, содеянного Господом на Кресте. Чем показывается, что Господь Иисус Христос есть Владыка небесных, земных и преисподних.
Но если Преображение Господне произошло за 40 дней до Его крестной смерти, то почему же мы празднуем его 19 (6) августа? Дело в том, что если поставить этот праздник в церковном календаре за 40 дней до Великого Пятка (когда Православная Церковь и воспоминает крестную Жертву Спасителя), то он попадет как раз на первую седмицу Великого поста. А это время сугубого пощения и воздержания, когда не полагается праздновать, но следует думать о своих грехах и оплакивать их. Посему святые отцы, благоразумно рассудив сие, поставили праздник Преображения (как каждый может легко посчитать по календарю) за 40 дней до Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, празднуемого 27 (14) сентября, когда также воспоминается крестная Жертва Спасителя.
Преображение Господне знаменует и будущее, после Второго Пришествия Христова, преображение всего творения, всей твари. Ибо, как говорит апостол Павел: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8,19-21). В знак этого будущего преображения всего творения и освящаются начатки плодов земных: виноград и яблоки. По случаю праздника в этот день строгого Успенского поста разрешается и вкушение рыбы.
Дай Бог и нам, православным русским патриотам, благодатно и радостно встретить сей двунадесятый праздник Господень!
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии