День рождения России

Иерей Сергий Карамышев считает, что главным государственным праздником должен стать День Крещения Руси

0
1048
Время на чтение 8 минут

Весьма отрадная новость – обращение межфракционного депутатского объединения Госдумы «За суверенитет» к проблеме празднования Дня России, который до сих пор привязан к дате 12 июня, потому что в этот день в 1990 г. была принята Декларация о суверенитете РСФСР. Год назад мы обращались к настоящей теме, поддержав мнение для начала хотя бы переосмыслить указанную дату, связав ее с днем рождения Петра Великого и тем самым отодвинув начало России на три столетия назад. Это было бы лучше, чем ничего, но, конечно, не разрешало проблемы. Ведь Россия началась не с Петра Великого, а много столетий раньше.

Всякий государственный праздник обязан нести в себе средоточие смыслов; должен давать пищу для размышлений, для начертания перспектив, для выстраивания планов, для анализа и оценки пройденного за год. Этот праздник призван быть узнаваемым символом государства. Он должен отзываться в сердце каждого гражданина России не холодным равнодушием, как это, увы, наблюдается сейчас, а сердечным трепетом и духовным восторгом (последнее слово любил употреблять А.В.Суворов).

Депутат Госдумы Е.А.Фёдоров поведал читателям РНЛ, что в ходе работы межфракционного депутатского объединения «За суверенитет» рассматривались две основные даты – 21 сентября и 28 июля. Поделимся собственными по их поводу размышлениями.

Каждый христианин рождается дважды. Первый раз – по плоти, второй - по духу, как Сам Господь сказал: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 6). Благодати духовного рождения могут сподобиться не только отдельные люди, но и целые народы, как это было с Русью.

Большинство может назвать день своего рождения по плоти. Но не так у народов. Потому что этногенез – процесс длительный, растянутый на столетия. И мы не имеем возможности сказать: в такой-то день такого-то года вдруг родился народ, в такой-то день такого-то года было основано государство. Это может относиться лишь к недавним политическим образованиям, таким, как Финляндия, Латвия, Эстония, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и т.д. Корни же государств традиционных уходят в подернутые мраком неизвестности глубины истории. Но мы можем определенно назвать год Крещения Руси. Духовное рождение выше плотского, поэтому более достойно прославления.

862 год принят условно за дату основания Русского государства по той причине, что оно заявило себя в качестве субъекта международного права. Предыстория же его сокрыта от нас. До сих пор не существует единого мнения, откуда вообще взялось имя «Русь». Условно за дату основания государства приняли 8 (21) сентября – праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Это символично: пришествию благодати предшествовало рождения Сосуда (т.е. святой Девы), смогшего вместить в Себя полноту Божества. И рождеству богоносного народа предшествовало плотское рождение политической коалиции восточнославянских племен, имевших впоследствии составить Русский народ.

Итак, предлагаемая рядом депутатов Госдумы дата 21 сентября хороша, тем более, что это – день победоносной Куликовской битвы. Но дата 28 июля – лучше. И вот почему.

1.  Духовное рождение, как уже было сказано, выше плотского.

2.  До крещения Руси в 988 г. не существовало единого Русского народа с единой религией и единой культурой. Были разрозненные племена с различными культами. Крещение же соединило их в единый народ, Святую Русь.


3.  В момент Крещения не существовало разделения на позднее появившиеся народности: Великую, Белую и Малую Русь. Следовательно, праздник будет способствовать воссоединению триединого Русского народа.

4.  Дата 28 июля столь же условна, что и 21 сентября, но ее преимущество – в совпадении с днем блаженной кончины равноапостольного Великого Князя Владимiра, последовавшей в 1015 году, через 27 лет после Крещения Руси. Само Крещение Киевлян, вероятнее, произошло 1 августа Юлианского стиля, в день изнесения Древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня, когда в Византии совершались Крестные ходы, износились образы Креста на источники вод. Естественно предположить, что и Киеве духовенство вышло к водам, по обычаю, именно 1 августа, где после соответствующих молитв на освящение воды и был крещен народ. Преимущество даты 28 июля (гражд. стиля) в том, что она обращает нас к святому Владимiру, которого мы по справедливости можем называть духовным отцом, породившим Русь для жизни в Боге. Такое отношение русских людей к святому князю существовало как незыблемая истина уже в XI веке, чему свидетельство – «Слово о законе и благодати» Илариона, митрополита Киевского, где автор сравнивает св. Владимiра с равноапостольным царем Константином. Сравнение для своего времени весьма смелое, но как показала история, вполне справедливое, ибо Русь стала III Римом:

5.      «Он царство Эллинов и Римлян Богу покорил, ты же – Русь.
          И вот уж не только у них, но и  у нас Христос Царем зовется.
          Он с матерью своею Еленой Крест из Иерусалима принес,
          По всему мiру своему его разнеся, веру утвердил.
          Ты же с бабкою своею Ольгой,
          Принеся Крест из Нового Иерусалима, Константина града,
          По всей земле своей его поставив, утвердил веру,
          Ибо ты подобен ему.
         С ним единой чести и славы сопричастником
         Сотворил тебя Господь на небесах,
         По благоверию твоему,
         Что имел ты в жизни своей».

(Иларион, митрополит. Слово о законе и Благодати.//  Альманах библиофила. Выпуск 26 (Тысячелетие русской письменности и культуры). М., Книга, 1989. - С. 189).

6.  28 (15) июля – день Невской битвы 1240 г., когда Русь отстояла свою религиозную и культурную идентичность перед натиском внешней агрессии.

7.  Куликовская битва, одна из величайших в мiровой истории, помимо военно-политической составляющей, дала импульс политическому объединению Великорусской народности. Но День России должен явиться объединяющим началом не только для Великой, но и для Малой, и Белой Руси. И лучше всего этому соответствует день памяти общего отца по вере святого Владимiра.

8.  Праведный Иоанн Кронштадтский пророчествовал об имеющей возродиться России: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, - по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу. И будет по завету святого Князя Владимiра – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский.» (С. Фомин. Россия перед Вторым Пришествием. Издание второе. М., Адрес-Пресс, 2001. – С. 332).

9.  Священноначалие Русской Православной Церкви побуждает нас отмечать день памяти равноапостольного Вел. Князя Владимiра все более торжественно. Если государственная власть подхватит почин Церкви, Россия выступит на мiровой арене в несокрушимой мощи церковно-государственной симфонии.

10.  Уместно вспомнить празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Именно с него началось духовное возрождение современной России, что доказывает судьбоносность даты.

11.  Если условно принятый день Крещения Руси станет Днем России, это будет сигналом: восстанавливается служение Российской Империи как покровительницы Христианства в целом мiре. За восстановлением основной функции закономерным будет ожидать и восстановления института (т.е. Империи). Именно в таком качестве, когда гонение против Христианства на всех континентах становятся всё более ожесточенными, Россия сейчас востребована.

Пусть Америка дальше утверждается в качестве империи, покровительствующей свободе содомитов, Россия же, с помощью Божией, будет утверждаться в качестве империи, покровительствующей свободе христиан, и пусть народы Земли свободно выбирают, с кем им более по пути.

Какие могут последовать возражения против отстаиваемой нами даты?

1. Российская Федерация, согласно Конституции, - светское государство. Поэтому не подобает делать из религиозного праздника государственный.

- Ответ. Крещение Руси – сколько религиозный, столько же и светский праздник, потому что с этого дня Россия вошла в круг культурных, цивилизованных народов. Отсюда получили мощный толчок своему дальнейшему развитию: право (на основе византийского Номоканона), наука, литература, архитектура, живопись и т.д. Всё это имеет отношение не только к религиозной, но и к общественно-политической жизни.

2. В Российской Федерации, помимо православных христиан, живут христиане других исповеданий, мусульмане, буддисты, иудеи и т.д. Празднование Крещения Руси в Православную веру в качестве общегосударственного торжества будет им неприятно.

- Ответ. Если бы не Крещение Руси, не было бы единого Российского государства, соответственно, не было бы в нем места ни мусульманам, ни буддистам, ни иудеям. Русское государство создано русским народом, это в первую очередь его дом; если он не стеснял и до сих пор не стесняет другие народы, это не значит, что он перестал быть в своем доме хозяином. Во всяком государстве должна быть религиозная и культурная доминанта, что не означает нетерпимости к другим религиям и культурам. Но праздник народа, создавшего государство заслуживает быть общегосударственным праздником.

3. Крещение Руси сопровождалось ужасным кровопролитием.

- Ответ. Это сказки безбожников-марксистов и  неоязычников. В Х веке племена, составившие после Крещения Русский народ, не отличались робостью или безволием. Ярчайшее доказательство чему – походы Великого Князя Святослава, победившего мусульманскую Волжскую Болгарию, сокрушившего иудейский Хазарский Каганат, завоевавшего христианскую Болгарию. Этих людей нельзя было силой заставить принять новую религию, такие попытки встретили бы настолько мощный отпор, что не прошли бы безследно в истории человечества – они бы взорвали целый континент. Но ничего подобного не было. И этому есть только одно объяснение: Русь приняла святое Крещение по доброй воле, после чего тотчас посвятила свои лучшие силы служению Богу, чему доказательство – великий сонм русских святых XI века.

Если возражают представители других христианских исповеданий, пусть, если смогут, представят свои даты Крещения Руси – в папскую веру, лютеранство, кальвинизм, баптизм, адвентизм, иеговизм и т.д.

4. Дата 21 сентября предпочтительнее, потому что при ней Российское государство оказывается старше на век с лишним.

- Ответ. Государственные отношения сложились на территории русских славян не на век, а на века раньше. Но то были, так сказать, протогосударства. Потому что без единой идеологической основы государства долго не живут. Не проживет долго и нынешняя Российская федерация, если будет продолжать следовать антигосударственному принципу, заложенному, точно бомба, в ее нынешней Конституции: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (Ст. 13, п. 2). Крещение Руси дало общерусскому государству идеологическую основу .

5. Киевская Русь, вопреки единой вере, единому роду правителей, единому языку, единой культуре, была достаточно рыхлым государственным образованием. Лишь Московская Русь смогла сплотить государство в монолит. Поэтому целесообразней было бы связать день России с Московской Русью.

- Ответ. Рыхлость Киевской и монолитность Московской Руси – факты безспорные. Однако праздник, связанный с Московской Русью, уже существует – это День народного единства (4 ноября), приуроченный к чествованию Казанской иконы Божией Матери. Монолитность же Московской Руси явилась не на пустом месте. Она стала закономерным итогом всего, что было заложено в Русь Святым Духом в момент ее Крещения.

Вывод: поддерживая дату Дня России 28 июля, мы: 1) определяем ее движение к историческому идеалу Святой Руси, возвращаем ее к божественному предназначению Удерживающего; 2) обращаемся к молитвенному заступничеству святого равноапостольного Великого Князя Владимiра; 3) следуем в русле пророчества праведного отца Иоанна Кронштадтского, великого печальника перед престолом Божиим за Русскую землю. Наконец, в самом поднятии темы межфракционной депутатской группой хочется видеть Божий промысел, т.к. это произошло перед праздником Всех святых, в земле Русской просиявших.

Иерей Сергий Карамышев, публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Если бы не Крещение Руси,не было бы места ни мусульманам, ни буддистам, ни иудеям

Интересный вывод...
eka / 11.07.2013, 07:56

8. Re: День рождения России

Днем России обязательно должен быть День Крещения Руси. Потому что все знают, что такое Крещение - это никакая не абстракция, а реальное троекратное погружение в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа. Все очень наглядно и понятно и нет никаких умствований и рассуждений. И никто не скажет, что он не понимает этот день. Потому что тут и понимать нечего Во имя Отца и Сына и Св. Духа и все. А тот кто скажет, что не понимает, тот поймет позже. Этот день действительно способен объединить всех и верующих и мало верующих и не верующих.
Анатолий Пронин / 10.07.2013, 07:28

7. День рождения России

Согласен с доводами отца Сергия. Ответы автора на возможные возражения против этой даты вполне убедительны. Вот только опасаюсь, что они являются таковыми, мягко сказать, далеко не для всех. К тому же надо учесть вой, который поднимут либеральные и либерастствующие журналисты и прочие общественные деятели, если предложить именно эту дату. И доказывать состоятельность данных взглядов придётся не перед читателями РНЛ, а перед большой аудиторией в полемике с гозманами, сванидзами и прочими. Да и среди православных, думаю, возникнут серьёзные споры. Поэтому голосовал за первый из предложенных вариантов. Однако мне кажется, что наиболее действенная мера – отмена на некоторое время (хотя бы на год) этого праздника, как такового. Это будет более мощный посыл, чем предложение альтернативной даты. Таким действием было бы сказано не то, что новая дата лучше старой, а то, что существующая дата неприемлема. При этом не появляется повода заподозрить кого-либо в «пустых и несвоевременных инициативах», «страсти к различным перестановкам и бессмысленным переименованиям», «трате (а то и воровстве) денег» и так далее. Короче, посыл ясен, а обвинить не в чем. К тому же есть время неспешно обсудить новую дату. Так вот мне кажется.
Сергей Смирнов / 10.07.2013, 06:26

6. Иерей Сергий Карамышев считает, что главным государственным праздником должен стать День Крещения Руси …

Отец Сергий как всегда очень убедителен, так что против его доводов возражать невозможно и не хочется. Крещение Руси, действительно, является самым главным событием нашей истории, а посему должно быть признано таковым на государственном уровне. Это так - главным государственным праздником нашей страны должен стать День Крещения Руси. Аминь! Однако ж как предствавлю себе, что наши депутаты могут додуматься до того, чтобы великий праздник - День Крещения Руси назвать глупым словосочетанием "День России"... Давайте лучше уж вообще забудем про "День России" как о недоразумении. В самом деле - если бы за границей выделили один день для того, чтобы почтить Россию, то было бы понятно, ну а нам-то зачем такой странный праздник - один День России???
Галина / 09.07.2013, 23:39

5. я вот чего думаю:

28 июля никто ничего особо отмечать не будет: жарко, дачи, отпуска... А те, у кого сезонная летняя работа, напротив заняты и пашут без выходных. Сентябрь в этом плане лучше - уже не так жарко на просторах Восточно-Европейской равнины (где сосредоточена большая часть населения страны), стол накрыть проще (все созрело), людей опять же больше привлечь можно (все из отпусков вернулись: взрослые работают, дети/юноши в школах/универах учатся).
рудовский / 09.07.2013, 19:16

4. Ответ на 3., Лебядкин:

Тонкий ход - страна на грани, а тут с жаром, достойным лучшего приложения, обсуждают датировки....УмнО-с....По какому кругу, позвольте полюбопытствовать?

Именно потому, что страна на грани, и нужно менять либеральные ценности - объединять красных и белых вокруг нового Дня России. Но православный День России только раскадывает. Нужен нейтральный: http://evolution-march.livejournal.com/1150144.html

3. Re: День рождения России

Тонкий ход - страна на грани, а тут с жаром, достойным лучшего приложения, обсуждают датировки....УмнО-с....По какому кругу, позвольте полюбопытствовать?
Лебядкин / 09.07.2013, 13:38

2. Мы что - Иваны, родства не помнящие?

Отец Сергий, а что такое "День России"? В остальные дни года Россия не живёт, что ли? Или спит? И тем более не надо абсурдную вывеску "День России" навешивать на нормальные праздники. День Крещения Руси - это не бессмысленный "День России", а день, в который князь Владимир крестил Русь. Хватит этого безобразия, уже обозвали "Днём народного единства" праздник Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году, который был учрежден в 1649 году. Русский народ тогда действительно проявил своё единство, но ради Православия, а не ради чего-то абстрактного. А мы, недостойные потомки Минина и Пожарского, позволили навесить на великий праздник толерастическую вывеску. И теперь снова наступаем на те же грабли. Если же кто-то под абсурдным словосочетанием "День России" подразумевает тот день, когда родилась российская государственность, то надо бы знать: у этого великого и праздничного дня есть и дата - 21 сентября, и имя - День начала Русского государства. Наши предки в Царской России праздновали именно этот день. Не надо думать, что они были глупее нас. Надо просто восстановить этот праздник в качестве государственного. Или мы - Иваны, не помнящие родства? Если мы не восстановим, абсолютно во всём, преемственности с дореволюционной Россией, то мы недостойны называться русскими. "Откуду есть пошла Земля Русская" День 21 сентября (а по старому стилю - 8 сентября) 862 г., приходящийся на Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, считается днем начала Русского государства. Так обозначено на памятнике Тысячелетия Руси (скульптора М. Микешина), воздвигнутом в Новгороде в этот день в 1862 г., когда происходило торжественное празднование Тысячелетия нашего Отечества. Русское государство, разумеется, существовало и ранее в виде общности племен, но с этого момента оно впервые приобретает более четкую и единую центральную власть. В этот день новгородцы призвали на княжение из близкого им славянского племени братьев-"варягов" Рюрика, Синеуса и Трувора. http://www.rusidea.org/?a=25092102
Николай Смирнов / 09.07.2013, 11:03

1. Спасибо за статью!

К мнению досточтимого отца Сергия присоединяюсь!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Последние комментарии
ВРНС – инструмент единения русского народа
Новый комментарий от Игорь Ал
27.11.2024 21:37
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
27.11.2024 21:30
Предсказание Сталина
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 21:29
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 20:55
Церковь всегда одна
Новый комментарий от Алекс
27.11.2024 16:58
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2024 16:52