Ко мне, как к священнику, пришло письмо с таким вопросом: «Наш вопрос адресован отцу Георгию, - просим Вашего благословения и мудрого совета. Мы с мужем оба крещенные, поженились 6 лет назад. Через два года у нас родилась дочка (это был желанный ребенок от первой беременности). Когда ей исполнилось 3 месяца, мы её крестили. Но радость наша была недолгой: в 7 месяцев у малышки диагностировали тяжелое генетическое заболевание. Оно является неизлечимым. Через полгода нашей девочки не стало... В этой беде мы виним только себя: были не воцерковлены (жили в невенчанном браке, не исповедовались, не причащались, не соблюдали пост). С тех пор мы учимся жить по-другому, - по законам Божьим. Год назад обвенчались. За это время многое для себя открыли и благодарим Господа за то, что произошло это в молодости. Но у нас по-прежнему сохраняется боязнь рождения больного ребенка. С точки зрения медицины риск возникновения заболевания составляет 25%, остальные 75% означают рождение здорового ребенка. Как нам поступить, чтобы избежать возможной трагедии? Можно ли предотвратить возможный риск на стадии беременности, быть может нужно молиться какому-то определенному святому и придерживаться определенного образа благочестивой жизни?».
На этот вопрос я дал следующий ответ: «Прежде всего, хочу сказать несколько слов о вашей умершей девочке. Дело в том, что она не погибла, ибо смерть не есть полная гибель человека, но лишь разлучение души с телом. Тело, по слову Божию, отходит в земле, из которой и было взято (Быт.3,19). А душа – бессмертна, и после смерти человека она идет на вечное жительство либо в рай, либо в ад. Поскольку ваш ребенок был в младенчестве крещен и в младенчестве же умер, то его душа, вне всякого сомнения, пошла в рай. Ибо младенцы (до семи лет) не имеют личных грехов, а первородный грех, общий нам всем, омыт у них крещением. Поэтому ваша девочка, не имея грехов, как ангелочек вошла в рай, и как ангелочек она, предстоя там престолу Божию, молится о вас, ее родителях. Вот откуда у вас после ее блаженного перехода в вечность появилась вера – по ее молитвам.
Отсюда видно, сколь полезно чадородие для супругов даже в такой трагической ситуации, как ваша. Поэтому советую вам не бояться чадородия, но стремиться к нему. Если вы хотите получить на это мое благословение, то я благословляю вас на этот супружеский подвиг; собственно, само супружество, согласно православному учению, в первую очередь для этого и предназначено.
Но в этом деле есть еще и такой неприятный момент. К сожалению, в наше время в России, да и ряде других стран СНГ, бывает, в женских консультациях всячески отклоняют женщину от беременности, требуют, чтобы она сделала аборт. Это особенно бывает тогда, когда первая беременность, как в вашем случае, с точки зрения медицины закончилась «неудачно». Так вот, тут вам следует проявить твердость и не слушать этих врачей, которые зачастую так подло поступают по указке и за деньги разных зарубежных фондов, стремящихся сократить население России. Но вам следует быть послушными заповеди Божией, о которой говорит апостол Павел: «Жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим.2,15).
У меня был такой случай, когда женщину, родившую «неудачного» с точки зрения медицины ребенка, затем во время второй беременности врачи всячески склоняли сделать аборт, утверждая, что и второй ребенок у нее якобы будет ненормальным и уродом. Она пришла ко мне, священнику и своему духовнику, в ужасном душевном состоянии, плача и рыдая, и мне пришлось потратить много усилий, чтобы привести ее в чувство, в частности, категорически советуя и требуя не верить этим врачам. И что же?! Пришло время, и она, послушав доброго совета, родила совершенно нормального и весьма смышленого мальчика (он мой крестник), а затем еще одного, такого же замечательного… Вот и делайте отсюда соответствующие выводы.
Что касается условий рождения нормального ребенка, то, согласно учению Православия, супругам для этого следует чаще исповедоваться и причащаться, стараться меньше грешить, а также всячески избегать половых извращений в своей супружеской жизни. Для доброго чадородия, т.е. зачатия ребенка, плодоношения и его рождения, следует молиться Божией Матери ради Ее иконы Феодоровской. Вам следует приобрести в церковной лавке эту икону и перед ней молиться Божией Матери о вашем добром чадородии. Вот тропарь этой иконе: «Днесь светло красуется преименитый град Кострома / и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, / на преславное торжество Божия Матере, / пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, / днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, / приидите, все Богоизбраннии людие, новый Израиль, / ко источнику цельбоносному, / источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица / и избавляет вся грады и страны христианския / невредимы от всех навет вражиих. / Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, / спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед / по велицей Твоей милости, да зовем Ти: / радуйся, Дево, Христианом похвале». Кроме того, можно молиться перед этой иконой и так: «Пресвятая Богородица, ради святыя Твоея иконы Феодоровская, спаси нас».
Желаю вам, чтобы Господь по молитвам Своей Пречистой Матери, сподобил вас доброго чадородия».
Вот удивительный, но совершенно реальный пример наших дней, когда даже такую трагическую ситуацию смерти ребенка в младенческом возрасте Промысел Божий ради чадородия супругов обратил к их спасению!
Впрочем, не об этом ли или подобном этому говорит и Св.Писание даже Ветхого Завета, когда, например, упоминает о преждевременной смерти детей святого праведного Иова Многострадального, случившейся по зависти сатаниной (Иов.1,18-19)?! Однако когда затем говорится о воздаянии Иову за его страдания и веру от Бога, то, между прочим, упоминается, что все его имение было умножено вдвое, а детей родилось у него столько же, сколько было прежде (Иов.41,10-13). Толкователи Св.Писания говорят по этому поводу следующее. На самом деле и умершие дети Иова не погибли полностью, но души их живы у Бога. Поэтому и в этом отношении бывшее прежде у Иова удвоилось: вновь родившиеся дети плюс умершие, которые, вместе со своим отцом пострадали от зависти сатанинской, и вместе с ним получили и еще получат свое праведное мздовоздаяние в Царстве Небесном!
Таково спасительное значение брака и семьи, особенно православно-христианского брака и православной же семьи, которая представляет собой домашнюю церковь. Вот почему враг нашего спасения диавол в наше смутное время так воюет самыми разными оружиями против настоящего, православно-христианского брака, против семьи и против доброго чадородия. Но как бы он ни воевал, семья остается и до конца века останется (ср.Мф.24,37-39) одним из оплотов спасения человека, мужчины и женщины, между прочим, дарующая им счастье; насколько, конечно, его можно улучить на земле!
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии