Все великие религии, между прочим, родились на Востоке. И географически Европа (в отличие от России) не более, чем придаток, полуостров на коренном материке Евразии. Точно также рациональность (формальная логика), признаваемая основой европейского менталитета со времен Аристотеля, в сущности, есть только одна из граней (а лучше сказать, поверхностей) совокупного мистико-чувственного сознания «остального», незападного мира. Восток, при всем своем разнообразии – это единство Абсолюта, Отца, который выше незаметных для него разделений на сущность и явление, истину и ложь, даже на жизнь и смерть. Противоположность истине тоже истина, как выражаются дзэн-буддисты.
Лично мне всё это совсем не нравится, и я понимаю Соловьева, который предупреждал Россию о желтой опасности со стороны монголов и Китая:
Панмонголизм
Панмонголизм! Хоть слово дико,
Но мне ласкает слух оно,
Как бы предвестием великой
Судьбины божией полно.
Когда в растленной Византии
Остыл божественный алтарь
И отреклися от Мессии
Иерей и князь, народ и царь,-
Тогда он поднял от Востока
Народ безвестный и чужой,
И под орудьем тяжким рока
Во прах склонился Рим второй.
Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим,
И всё твердят льстецы России:
Ты - третий Рим, ты - третий Рим.
Пусть так! Орудий божьей кары
Запас еще не истощен.
Готовит новые удары
Рой пробудившихся племен.
От вод малайских до Алтая
Вожди с восточных островов
У стен поникшего Китая
Собрали тьмы своих полков.
Как саранча, неисчислимы
И ненасытны, как она,
Нездешней силою хранимы,
Идут на север племена.
О Русь! забудь былую славу:
Орел двухглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.
Смирится в трепете и страхе,
Кто мог завет любви забыть...
И Третий Рим лежит во прахе,
А уж четвертому не быть.
Прав, почти во все прав оказался Владимир Сергеевич к началу ХХ1 века – кроме разве «поникшего Китая». Наоборот, полуторамиллиардный Китай уже стал сверхдержавой и скоро обгонит Соединенные Штаты по всем показателям. Медленно и внешне незаметно распространяется Китай по миру. Как бесчисленные муравьи, ползут китайцы по Земле, и в конце конов, вероятно, съедят её, как попавшее в муравейник яблоко. Представьте себе огромный работящий народ фактически без религии, без развитого чувства личности, без метафизического противостояния добра и зла, которое им заменяют церемония, ритуал. Человек там растворен в традиции и природе…
Конечно, евразийцы несколько переборщили, приписав Россию к Азии. Всё-таки русская душа – христианка, хотя по материковому месторазвитию мы, несомненно, ближе к Востоку, чем к Европе. Климат и просторы наши отнюдь не европейские, а потому и экономика и быт другие.
Не говоря уже о нашем сибирском холоде, который по зимним температурам приближается к климату планеты Марс. В экзистенциальном плане Россия соединяет в себе черты Востока и Запада, хотя не сводится ни к тому, ни к другому. В этом отношении она действительно Третий Рим. И если уж Русь окончательно падет, то четвертому Риму точно не бывать. Ни Штаты, ни Китай в отдельности на это не тянут. Первые вернулись в Ветхий завет, вторые христианами никогда и не были. Я вполне допускаю мысль, что когда-нибудь Америка и Китай сольются в некое – прежде всего экономическое – целое на почве духовного позитивизма. Крайности сойдутся. Тогда получится, что Киплинг ошибался. Но это будет уже не Восток и не Запад, а вселенская смазь.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор
3. Re: Восток
2. Re: Восток
1. Противоположность истине тоже истина, как выражаются дзэн-буддисты.