Почему в день Святой Троицы в коленопреклоненных молитвах, составленных свт. Василием Великим, мы сугубо поминаем усопших отцев и братий наших, равно как и за день до того, в Троицкую родительскую субботу? Очевидно, потому, что это есть непременное условие усвоения нами божественной благодати.
В третьей из коленопреклоненных молитв, что обращена к Победителю ада и смерти Христу, мы говорим: «упокой души рабов Твоих, прежде усопших, на месте светле, на месте злачне, на месте прохлаждения, отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание, и учини духи их в селениих праведных, и мира и ослабления сподоби их. Яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе, но мы, живии, благословим Тя и молим и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».
Молитва за почивших в правой вере есть исповедание принципа единства и соборности Церкви, преемственности человеческого рода в его стоянии в истине. Церковь вбирает в себя все поколения. Притом, невозможно по чьему-то произволу взять и выкинуть из ее состава души, которые кому-либо из живущих ныне и пораженных демократической гордыней людей кажутся неугодными и вызывают отторжение.
Хорошо поминать поименно почивших в правой вере патриархов и царей-защитников Православия, а также известных в каждой отдельной местности как священнослужителей, так и государственных деятелей. Не может человек, искренне молящийся о прощении грехов кого-нибудь из православных царей, одновременно злословить его, осмеивать и глумиться над его памятью. Заповедь «Чти отца твоего и матерь твою» (а царь – больше, чем отец), трудно совместить с подобным хамством.
Однако в реальной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что люди, именующие себя православными, не почитают грехом злословить православных царей, государственных деятелей, военачальников. Увы, но такие «православные» дерзают даже бравировать своим хамством, описывая исторических личностей, присных по вере, едва ли не с точки зрения психиатрии. Эти люди, отказываясь от общности с почившими, по сути, анафематствуют их. Но по какому праву? Анафематствовать может законный церковный собор, а не горстка отщепенцев. Произнося свой пристрастный приговор над теми, чей вклад в строительство здания вселенской Церкви неоспорим, не анафематствуют ли они скорее самих себя? Не отчуждают ли себя от благодати?
Эти самозваные судьи с худыми мыслями раздирают единство Церкви, распространяют заразу сектантского сознания, проповедуют вместо любви и сострадания ненависть и презрение к ранее жившим православным.
В Законе Моисеевом сказано: «начальствующего в народе твоем не злословь» (Исх. 22, 28), а также «Злословящий отца или мать смертию да умрет». Притом, не делается различия – добродетельны отец и мать - или же порочны. Разве это не указание для тех, что злословят православных правителей, отцов народа Божия? Нужно воспринимать себя и почивших в истинной вере за одно целое, видеть их и себя членами единого церковного тела, стараться их любить, несмотря на согрешения; а где это возможно, самим исправлять их погрешности, дабы последние не предстали на Страшном суде Божием им в обличение.
Существует закономерность: человек, привыкший злословить и осмеивать начальствовавших, почивших в правой вере, если и бывает лоялен к настоящей власти, то лишь притворно, потому что страсть осуждения требует себе пищи не только в прошлом, но и в настоящем. Такой человек занят напряженными поисками соринок в чужом глазу, не замечая бревна в собственном. Прошедшие школу злословия становятся вечными диссидентами, отщепенцами. Из этой мутной среды вербуют свою армию бесы – первые истинные сеятели церковных расколов и политических смут.
Из сказанного следует вывод: всякая клевета на людей православной веры, когда бы и где они ни жили, должна пресекаться. Это необходимый упреждающий маневр. Лучше вырвать заразу клеветы и злоречия с корнями, пока она не укрепилась, пока не успела опутать человеческих душ, потому что потом эта процедура займет несоизмеримо больше сил и времени. Было бы не худо составить списки клеветнических и русофобских книг, фильмов и т.д., в которых злословится исторический путь святой Руси, а также списки авторов указанной продукции. Клевета против Церкви не должна быть терпимой. Если это произойдет, питательная среда для расколов в значительной степени исчезнет.
В настоящее время немало русских людей размышляет над возможностью воссоздания православного царства, представляя его плодом политических усилий и забывая, что это прежде всего духовное делание. Праведный Иоанн Кронштадтский пророчествовал, что будущее русское царство будет подобным Руси равноапостольного Вел. Князя Владимiра, т.е. будет одной Церковью. Царство-Церковь должна органически вырасти, под главою-Христом, исполняемая Святым Духом, из недр русского духа. Органически – значит и литургически. Пора прекратить злословить благочестивых предков, ибо это несовместимо с моментом божественной литургии, когда священнодействующий опускает частицы, символически изображающие человеческие души в святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих и Богородицы. Аминь».
Разве нормально, когда за порицание некоторых ныне здравствующих политиков людей преследуют, а самые злобные выпады против защищавших христианское благочестие правителей остаются безнаказанными? Ведь у Бога все живы. Поэтому почивший 1000 лет назад имеет ничуть не меньше оснований иметь юридическую защиту своих чести и достоинства, чем живущий в настоящее время человек.
Православное царство должно строиться не внешними силами, а созидаться как тайна. Литургийное и политическое действа должны идти рука об руку. Было бы прекрасно, если бы все священнослужители Русской Православной Церкви совершали на богослужениях поминовение благочестивых правителей, а на проскомидии – поименно. Было бы еще прекрасней, если бы все православные христиане заграждали лживые уста хулителей наших царей, чтобы клеветники отвечали в судах за свои дерзкие речи. Кто дал право, например, еврейскому публицисту М.Веллеру публично, в печатных изданиях, называть русского императора Петра Великого «Петей», а императрицу Екатерину Великую «Катей»? Я осведомлен об их частных грехах. Но к чему эта осведомленность должна побуждать меня как христианина, тем более как священника? К сугубым молитвам о прощении согрешений названных правителей и более ни к чему. Господь взвесит в свое время дела каждого человека, в том числе грехи правителей, в том числе либо наши святые молитвы о прощении согрешивших – либо наше сатанинское злорадство по поводу тех давних грехов.
Почему мы об этом так распространяемся? Потому что невозможно воссоздать русское царство на злословии по отношению к его столпам. Его можно воссоздать лишь деятельной любовью по отношению к душам, так сказать пронизавшим собою царство. История святой Руси замечательна тем, что Церковь и Царство созидались одновременно, помогая друг другу в своем становлении. Это позволяло Руси за короткие исторические промежутки проходить такой путь, на который другим народам требовались целые столетия.
Мы, живущие ныне люди, можем стать свидетелями и участниками чудного, по всей вероятности, уже последнего, воскресения России – одновременно церковного и государственного. Предчувствуя свое близкое сокрушительное поражение на просторах России, враг человеческого рода выискивает в церковной среде агентов, через которых он мог бы внести раскол в позитивно развивающиеся церковно-государственные отношения. Один из обладающих высокой степенью посвящения агентов врага человеческого рода З.Бжезинский сказал достаточно откровенно – что после разрушения Советского Союза главный враг Америки, или, что то же, Нового мiрового порядка, - Русская Православная Церковь. Он знал, что говорил. Пронизанная, благодаря Церкви, Святым Духом, Русская государственность – одна только способна противостоять организованным силам зла, представителям которых, впрочем, свойственно выставлять себя защитниками добра. Их методы – ложь и лицемерие. И они ищут подобных себе агентов влияния. Прикрываясь звонкими лозунгами, последние будут вносить смуту, стремясь, во-первых, расколоть Церковь; во-вторых, испортить церковно-государственные отношения.
Складывающаяся обстановка требует от православных христиан особых бдительности и рассудительности – дабы мы не приняли волков за овец. Если пребудем в благодати, волки не смогут укрыться ни под каким камуфляжем – потому что на них благодати быть не может – рано или поздно они обличат себя собственными речами и поступками. Они могут усвоить внешний образ поведения, свойственный детям Церкви, но их притворство обнаружится через злобу к подлинным церковным чадам – живущим сейчас или жившим в прошедших веках.
Все, описанное здесь через отвлеченности, происходит прямо на наших глазах. Противопоставим же злобе любовь, а политтехнологиям – общую молитву за живущих и почивших членов Церкви. А уж там – как Бог рассудит.
Священник Сергий Карамышев, публицист, Рыбинск
22. Ответ на 21., Елена Л.:
21. Ответ на 19., Александр Шахматов :
20. Ответ на 16., Олег В:
19. Ответ на 18., Елена Л.:
18. Ответ на 13., Анатолий Степанов :
17. Ответ на 16., Олег В:
16. Re: Кто раскалывает Церковь?
15. Re: Кто раскалывает Церковь?
14. Ответ на 13., Анатолий Степанов:
13. Ответ на 12., Александр Шахматов: