Говоря о своем отношении к Православию, Белов вспоминает характеристику Руси, данную Некрасовым: «Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и забитая, / Ты и всесильная, / Матушка-Русь!..» «Не о русской ли цивилизации, переживавшей свой кризис во второй половине XIX века, это сказано? - восклицает он. - А формируемая веками царистская психология - не она ли породила то безоглядное доверие к власти, которое сегодня боком обернулось для страны? А терпение и смирение, эти атрибуты культа православия («Бог терпел и нам велел» - в народе родилось, не церковными иерархами придумано), - не они ли у многих из нас вызывают раздражение: да когда же наконец проснётся Россия?»
«Так что, говоря об опоре на русскую культуру (цивилизацию), надо определиться - на какие элементы в ней будем опираться, что будем из неё заимствовать, а что отрицать, чтобы защитить, спасти и возродить советскую цивилизацию. Увы, этот вопрос наши цивилизационщики даже не ставят перед собой. Говорят и пишут о культуре вообще, вне её конкретно-исторического содержания. Договариваются до того, что большевики-де потому победили, что признали православную религию. Весь вопрос в том, как они её признали: признали как право граждан на индивидуальную свободу вероисповедания или как общенациональное мировоззрение?» - вопрошает Белов.
«Да, большевики опирались на культурно-исторические особенности государствообразующего народа: на традиции его общинного бытия, на русский патриотизм и, не в последнем счёте, на ценности народного православия - одухотворённое отношение к земле, к воинской доблести. Но коммунистическая партия вела народ в мир научного знания, освобождающего его от религиозных предрассудков и суеверий. Советская культура строилась на материалистическом мировоззрении, освещая светом науки народные традиции, отсекая в них всё вредное, пережиточное», - не унимается воинствующий коммунист.
Движение «Русский лад» разместило на своем сайте отзыв на статью Юрия Белова.
Напомним, что в свое время Юрий Белов принимал участие в работе Санкт-Петербургского патриотического форума, проводимого «Русской народной линией». Теперь же он примкнул к ленинско-троцкистскому крылу КПРФ, лидером которого считается старейший член КПРФ Егор Лигачев, ранее выступивший с обвинениями Геннадия Зюганова в том, что он поддерживает Православие и Русскую Православную Церковь.
Об идеологическом перерождении Юрия Белова рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный петербургский философ и политолог, доктор философских наук Сергей Викторович Лебедев:
«Чужая душа - потемки, поэтому мне сложно понять, что же произошло с этим замечательным человеком и явным лидером национального крыла КПРФ в сложные 90-е годы, когда он не стеснялся защищать Православие. Но, с другой стороны, в своей статье он прав и неправ одновременно. Понятна и достаточно обоснована его критика зюгановцев за соглашательство с властью. Напротив, его критика цивилизационного подхода, который ныне стал вполне устоявшимся направлением в русской мысли, вызывает только недоумение. Это тем более странно, учитывая то, что данное направление особо не противоречит теории Маркса, который даже ввел понятие "азиатский способ производства". Маркс неоднократно подчеркивал, что всю свою систему строит исключительно на западноевропейском материале.
Может быть, протест Белова обусловлен тем, что в силу соглашательства с властью КПРФ фактически выполняет функции министерства социального протеста. Между тем, получилось так, что в России интересы трудящихся оказались "за бортом". Может именно это вызвало такую реакцию Белова?!
Теперь что касается классового подхода. Говорить о классовом характере нашего общества вообще не приходится, поскольку в данное время наблюдается его тотальная маргинализация. В нашем обществе нет четко выраженных классов и социальных групп. В России нет ни рабочего класса, ни буржуазии, ни крестьянства как классов. Об интеллигенции я даже не говорю. В общем, немного странно услышать такое со стороны человека, который еще 20 лет тому назад отстаивал национальный интерес. Возможно, сказывается его почтенный возраст. Скоро ему будет 75 лет. Может быть, сказывается и то обстоятельство, что то, за что он боролся 20 лет назад, теперь стало само собой разумеющимся. Чем же еще можно объяснить то, что он вдруг кинулся в другую крайность и стал использовать троцкистское понятия и лозунги?!
На сегодняшний день вообще сложилась серьезная ситуация с левым флангом. На мой субъективный взгляд, понятия "левый" и "правый" должны остаться в XX веке. Сейчас они не более актуальны, чем понятия "гвельф" и "гибеллин". Это, скорее, определенная историческая традиция, которая не отражает современные идеологические направления. Сейчас актуально противостояние "глобалистов" и "традиционалистов". Западничество и почвенничество - это главные идеологические силы нашего времени. КПРФ в подавляющем большинстве занимает позицию почвенничества, и в этом великая заслуга Юрия Павловича Белова. Я помню начало 90-х годов, когда совершенно закоренелые марксисты считали, что все правильно, все замечательно, только "Горбатый" пришел и все испортил, а так у нас "все путем". В те времена отстаивать те ценности, которые в то время отстаивал Белов, было немалым мужеством и не только из-за преследований со стороны ельцинского правительства, но из-за непонимания со стороны своих товарищей по партии. Но сейчас случилось странное явление - партия сдвинулась, на мой субъективный взгляд, в правильном направлении, напротив, Белов пошел в другую сторону.
В общем, эволюция Юрия Белова печальна, но надеюсь, что это недоразумение разрешится к вящей радости патриотического почвеннического крыла КПРФ».
52. Ответ на 50., электрик:
51. 42. Hyuga :
50. 38. Евгений Шнуровский : Ответ на 34., электрик:
49. Ответ на 45., Наблюдатель.:
48. Ответ на 44., Лебедевъ:
47. Ответ на 43., Наблюдатель.:
46. Ответ на 41., Антоний:
45. Ответ на 42., Hyuga:
44. Ответ на 37., Евгений Шнуровский:
43. Ответ на 32., Евгений Шнуровский: