Эконом Александро-Невской Лавры иеромонах Прокопий (Павлов) передал участникам Чтений приветствие наместника Лавры епископа Назария. Отец Прокопий, призвав педагогов не забывать, что слово «образование» произошло от понятия «образ», пожелал им творческой работы и понимания того, к чему они обращают взор учащихся. Священник выразил надежду, что использование корнесловного подхода в процессе обучения позволит привить школьникам любовь к слову, букве, кириллице.
Затем с приветственным словом выступил один из ведущих Чтений кандидат педагогических наук, председатель Правления православного педагогического общества имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Василий Семенцов. В начале своего выступления он представил сборник «Корнесловные основы современного образования: от значений к смыслам», рассказав о его содержании и истории его создания. Сборник, по его мнению, научит преподавателей переходить от значений слов, придаваемых людьми, к их высшим, истинным смыслам, данным Богом. Корнесловный подход, считает он, применим не только в гуманитарных дисциплинах, но и в точных и естественнонаучных предметах, в частности, в математике, биологии, физике. Данный сборник максимально приближен к нуждам педагогов-практиков, отметил В.Семенцов. Изложенные в нем уроки носят, по его словам, катехизаторский характер.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, соруководитель научно-методического направления ППО (рецензент) Ольга Белянова отметила, что именно слово «правит балом на уроке». От этой «сермяжной правды» она и предложила «танцевать». Главным достижением педагогического сообщества О.Белянова считает утверждение созидательной Божией силы слова. Она призвала коллег поднять слово на ту высоту, на которую его изначально возвел Бог. Благодаря корнесловному методу, продолжила педагог, «его величество слово» встало рядом с учителем и стало работать наравне с учителем. Если вначале может показаться, что корнесловный метод усложняет педагогический процесс, то потом становится очевидным, что работа со словом, попытка «соскрести» со слов наносные значения приводит к тому, что слово само становится учителем и великим воспитателем, облегчая процесс усвоения школьниками знаний.
С докладом «О некоторых аспектах преподавания иконологии во взрослой аудитории» выступил преподаватель иконологии на Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсах и Православного народного университета Сергей Алексеев. Эксперт напомнил, что икона есть образ, воплощенное Слово, в этом смысле она вторична по отношению к Слову. Он сообщил, что на своих уроках сознательно игнорирует искусствоведческий аспект иконологии, чтобы сосредоточить внимание учащихся на основах богословия священных изображений. Иконология разбивается на следующие темы: понятие об иконе как части Священного Предания; апологетика иконопочитания и рассмотрение искаженного почитания икон; символика православной иконы. Нередко, продолжил эксперт, взрослые чрезмерно увлекаются символикой иконы. Между тем, считает он, увлечение символикой может увести человека далеко от понимания иконы как предмета для Богообщения. Сергей Алексеев считает, что между иконой и словом существует неразрывная связь. В древние времена, напомнил он, когда грамотность не была широка распространена, икона воспринималась простыми людьми как средство хранения и передачи информации. В этом отношении можно говорить об особом богословии иконы. Икона для русского народа является святыней и способом передачи богословских знаний, подчеркнул эксперт.
Директор ГБОУ СОШ № 58 Приморского района Санкт-Петербурга Евгения Кондрашова рассказала об истории своей школы. В начале 90-х годов руководство школы осознало необходимость введения предмета, посвященного нравственному воспитанию школьников. Тогда была разработана программа по нравственному воспитанию, которое стало проводиться на основе специально отобранных произведений русских писателей. В те годы помощь в этом оказывали священнослужители Русской Православной Церкви, но, начиная с 2000-х годов, когда священники оказались перегружены, педагогам пришлось самим заниматься этим делом. Евгения Кондрашова сообщила, что когда выяснилось, что школьники не понимают речь учителей, в школе было введено изучение древнерусского языка. Использование в ее школе корнесловного метода, отметила она, привело к тому, что ученики постепенно стали понимать речь педагогов. В результате процесс усвоения знаний улучшился.
С докладом «Как помочь ученику осознать, что "Природа - это молчаливая проповедь"?» выступила учитель биологии ГБОУ СОШ № 58 Приморского района Санкт-Петербурга Марианна Лисицына. Она рассказала о своем опыте использования корнесловного метода в преподавании биологии в школе. В частности, при изучении органов размножения она в классе вместе с учениками разбирала слово «целомудрие». Такой подход позволил избежать пошлых намеков, обычно возникающих при изучении этой темы. По ее мнению, изучение природы есть отраженный путь познаний Бога.
С докладом «Корнесловный смысловой подход в преподавании школьных дисциплин» выступила преподаватель экономики Наталия Лапшина. Педагог поделилась своим опытом использования корнесловного метода при изучении экономики. В частности, она продемонстрировала, как на ее уроках проходит изучение школьниками такого базового понятия в экономической теории, как «альтернативная стоимость». По ее словам, когда учитель работает со словом, слово постепенно начинает само работать.
С докладами также выступили: специалист общего отдела муниципального округа «Георгиевский» Екатерина Корнилова («Деятельность общества "Возрождение русской культуры"»); педагог-организатор ГБСКОУ № 370 Московского района Санкт-Петербурга Ирина Крылова («О пользе учения. Ежегодный общешкольный праздник, посвященный Дню славянской письменности и культуры»); директор издательства «Ижица» Наталия Иванова («О преподавании церковнославянского языка в воскресной школе»).
Ярким было выступление кандидата богословия, кандидата филологических наук, доцента исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета диакона Владимира Василика. В своем докладе «Заветы святых Кирилла и Мефодия и корнесловный метод», основные тезисы которого изложены в статье «Заветы святых Кирилла и Мефодия», он отметил, что святые учителя Словенские оставили нам несколько заветов: завет веры, завет любви, призыв к славянскому единству, любовь к Слову, к его сущностному восприятию, завет христианского просвещения и всемирной проповеди.
Итоги Педагогических чтений подвел один из его ведущих заместитель председателя Правления Межрегиональной общественной организации содействия возрождению культуры, духовности и патриотизма «Александро-Невское Братство» Борис Сергуненков.
По завершении форума состоялось открытие выставки «Праздник буквы» (Куратор - Кузнецова Марина Рудольфовна). На выставке представлена серия графических работ, созданных студентами Института графического дизайна Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Студенты изучали всевозможные написания кирилличных шрифтов, начиная с древних старослявянских, и затем, творчески переосмыслив эту тему, создавали свои образы букв на основе традиций, пытаясь по-новому взглянуть на богатейший изобразительный и духовный пласт нашей культуры. Работы выполнены в различных графических техниках: линогравюры, тушь перо, акварель и др.