Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что «спецслужбы существовали при всех режимах, и при всех военных действиях были контрразведывательные подразделения, так что сама по себе такого рода деятельность со стороны воюющих сторон неудивительна. Уравнивай - не уравнивай, но в разных странах все спецслужбы похожи, а в зависимости от обстоятельств они могут быть более или менее жестокими».
«Что касается уравнивания деятельности двух режимов, то это уже делать поздно. Надо было раньше подвергать идеологическому осмыслению коммунизм как идеологию. Причем осмысление это должно быть не полемикой в СМИ, а юридическим решением, имеющим силу, - тогда в информационном поле мы могли бы апеллировать более аргументировано. И еще проблема в том, что мы очень многого не знаем в истории Второй мировой войны, а многого, по-видимому, так и не узнаем», - полагает священник. «А пикировка на тему, чей режим был более жестоким, бессмысленна. Да, советский режим был жестоким, а гитлеровский был вдобавок еще и оккультным: всякие "Аненербе" вели исследования паранормальных оккультных практик. Да, - мы победили большой кровью и усилиями, и хорошо бы понять, как на самом деле далась нам победа, почему началась потом "холодная война" и противостояние продолжилось с бывшими союзниками. За этим стоят интересные факты, которых мы, наверно, никогда не узнаем», - заключил отец Андрей.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что «реагировать необходимо, не резко и жестко, но вполне определенно». «Когда идеологии фашизма и марксизма-ленинизма пытаются сравнить - это уместно, идеологии сравнивать можно, и я не знаю, насколько богоборческая идеология марксизма-ленинизма лучше идеологии фашизма: обе "хороши". Но кроме идеологий существуют исторические события: история фашистской Германии, история советской России. И вот тут уже сравнивать ни в коем случае нельзя, это некорректно и просто безнравственно. Потому что на практике режим фашизма действительно был богоборчески-оккультистским, боролся вообще с любыми религиями и в частности был весьма агрессивен к Православию. А советская Россия противостояла этому новому мировому порядку - немецкому орднунгу, одержала победу над этим режимом и спасла мир от фашистской чумы. И мы обязаны России советского периода, тем деятелям, которые сохраняли в рабочем состоянии советскую экономику, политическую систему, государственный строй, чтобы он мог функционировать, и военную машину. Весь советский народ совершил этот подвиг, опираясь на силу власти. И здесь сравнивать преступно и безнравственно», - подчеркнул священник. «Поэтому я считаю: те, кто ставят знак равенства, фактически выпадают из культурного ядра России, они оказываются вне России и вне истории. И к этому надо относиться очень серьезно. Не думаю, что к ним надо применять какие-либо меры, - достаточно будет здравого смысла, исторической глубины нашей культуры, чтобы противодействовать этому без охоты на ведьм и сталинских репрессий, просто-напросто встав твердо на позиции исторической правды», - подытожил отец Александр.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, обратил внимание, что в высказывании Гозмана обращает на себя внимание элементарное невежество. «Если уж с чем сравнивать СМЕРШ, то не с СС, а с Гестапо», - заметил он. «Да, действительно, среди смершевцев были такие, кто творил прямое беззаконие. Но были и самые настоящие герои. Если т.Гозман не читал "Момент истины" В.Богомолова, пусть хотя бы это прочитает. А если читал и не согласен, то пусть внятно аргументирует, почему», - добавил пастырь.
«Сравнивать сталинский режим с гитлеровским, советский коммунизм с немецким фашизмом, конечно, можно. И тот и другой основывались на безбожии и материалистической идеологии. Но русский народ сумел все-таки видоизменить чуждое нам социальное учение, - пришедшее, кстати, из Германии, - и вдохнуть в него что-то человеческое. Если уж говорить о жертвах этих идеологий, то нацизм погубил людей на порядок больше. В своем материалистическом основании это родственные учения, но в практической реализации фашизм принес вреда гораздо больше. Ведь целые расы и народы были объявлены неполноценными и обречены на уничтожение. Л. Гозман вместо аргументации отделывается лозунгами, как в свое время большевики. А тема очень серьезная, требующая исследования документальных источников. История должна быть историей, а не выполнением социального заказа. Собственно, рассуждать на тему, что чему равно или не равно, можно только тогда, когда написана полнокровная и правдивая, а не идеологизированная история», - заключил священник.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, полагает, что хотя «целиком согласиться с Гозманом, пожалуй, нельзя, но в значительной мере он прав». «Преступления сталинского режима, может, и не равны преступлениям гитлеровского, но вполне сопоставимы, - полагает священник. – Оба режима были человеконенавистническими и совершенно антихристианскими. То, что такое сопоставление вызывает такое возмущение, свидетельствует, что мы скатываемся обратно в советский менталитет. Это совершенно очевидно. Это значит, что наша страна так и не дошла до той черты, которая называется покаянием. За все злодеяния, которые творились, надо каяться. Разница между тиранами – в том, что, в отличие от Гитлера, Сталин в основном творил злодеяния против своего народа, а не против чужих. Люди как-то стали забывать, по чьему приказу миллионы людей безвинно пострадали, были расстреляны тысячи священников, находились в заключении почти все епископы. Получается, по слову поэта, "тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман". В словах Гозмана есть горькая истина, а в словах, что Сталин "хороший и пушистый" – обман, возвышающий нас только в собственных глазах».
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, обратил внимание на то, что поднятая тема сложнейшая, «а здесь с обеих сторон сплошные лозунги вместо взвешенных аргументов». «Мы же на самом деле очень многого не знаем. Судим о деятельности спецслужб в основном по книгам Ю.Семенова и В.Богомолова. Серьезные исследования с цифрами, фактами, документальными свидетельствами для большинства просто недоступны. Тема сравнения идеологических и политических систем и спецслужб, которые их обслуживали, заслуживает внимания. Но для этого нужно открыть все архивы. А так вместо глубокой и честной дискуссии все только переругаются и перессорятся. Кому это нужно? Понятно, что вопросы будут затронуты очень болезненные. Сам Гитлер как-то сказал, что он всего лишь верный ученик Ленина и Троцкого. История ХХ века полна противоречий и жестокости. Но, изучая ее, мы должны стараться извлечь духовную пользу. А для многих СМИ это всего лишь повод для разжигания страстей, скандалов, привлечения к себе внимания», - заключил отец Димитрий.