Украина - государство территориально большое и политически неоднозначное, а потому «русский» Юго-восток сделал всё в рамках и требованиях праздничных традиций – с парадами, мощными и новыми выставками, новыми формами чествования ветеранов и обязательной уже много лет солдатской кашей из походных кухонь. Здесь не гасят Вечных огней, не приравнивают к подвигу коллаборационизм «героические» схроновые посиделки с перерывами на «едудобывочную операцию» в ближайшем селе. На Юго-востоке Украины день Великой Победы 9 мая празднуют все, кто считает себя русским, кто считает себя украинцем, кто считает себя советским человеком или представителем любой нации и народности.
Однако здесь уже немало тех тягнибоколобых, что за пару десятков лет нашли применение своей замшелой ненависти, либо начитавшихся предисловий книг Донцова «условных национальных интеллигентов», либо молодых людей, чувствующих себя радикалами обычно лишь по мере полового созревания.
Казалось бы, что эти вызывающие решения двух областных центров о том, что Победу надо «не праздновать, а горевать» (ибо это не их Победа, а некие свои «победы», как правило, надуманные выпускниками провинциальных пединститутов, они привыкли отмечать тугою думой и скупою слезой), и эти инициативы поддержали лишь скромные областные организации националистов и примкнувшего к ним боксёра.
Однако результат оказался на удивление более значительным. Результат позволяет сказать, что в этом году «необандеровская технология» одержала свою первую пока еще, слава Богу, небольшую победу над Победой Большой. И эта победа – посеянное сомнение в народе, засыпанное тоннами плевела от Луганска до Чопа. Этот плевел был отборным, так сказать, «национал-элитным». Сегодня украинские «победоборцы» пошли штурмовать не бастионы истории, доказывая, что УПА освободила пол-Европы, перемолов дивизии вермахта, или что Сталин напал первым, - сегодня плевел пошел в народ, в местные администрации. Казалось бы, никто не трясся в истерике, убеждая, как раньше, что никакой Победы не было или что она была не такой. Сегодня били именно по празднику, задавая подленький вопрос (иногда даже не ожидая ответа): а зачем с такой «совковой» помпой отмечать гибель стольких людей? Может, мы на Украине просто тихо помянем погибших? Зачем нам с такими налогами и ростом цен проводить парады и кормить всех халявной кашей, проводя дорогостоящие пикники?..
Да, эти вопросики возникали и раньше, но то ли ветеранов и их детей, помнящих, что такое Победа, действительно стало гораздо меньше, то ли дураков – больше.
И ведь эти вопросики услышали! Услышали и рядовые вечно сомневающиеся, и уже давно равнодушные к ЭТОМУ празднику и к ЭТОЙ Победе некоторые местные власти, причем не только западных областей.
И вот – уже проводить парады становится «нецелесообразным», тратиться на победную кашу не совсем правильным расходом средств местных бюджетов, проводить городские гуляния – серьезной проблемой для мужественных правоохранительных органов. На БОЛЬШОЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК как бы незаметно натянули такую, пока что еще более-менее свободную смирительную рубашку. БОЛЬШОЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК ещё не спрятали, но ему уже показали тёмную кладовку, куда его, возможно, скоро засунут… Если позволим, конечно.
Виктор Шестаков, публицист, председатель Русской общины Полтавской области, впервые опубликовано на сайте «Одна Родина»