Вот в этом вся штука. Духа тамошнего русскому православному человеку трудно вынести, хотя среди американцев много, что называется, хороших людей. И Православная Церковь там есть. Один Серафим (Роуз) чего стоит! Мало того, Америка, в некотором смысле, самая религиозная страна в мире, там чуть ли не весь народ по воскресеньям в разные церкви ходит. Вот только в какого Бога они верят? Сдается мне, что подлинным богом Америки является рогатая статуя в нью-йоркской гавани, и зовут этого бога «ОКЕЙ». С таким «богом» русскому человеку действительно нечего делать – разве что стреляться, что и совершил Свидригайлов, грозясь перед этим «в Америку уехать». Америка для русского смерти подобна.
Зато какие в Америке небоскребы, дороги, автомобили, компьютеры, Голливуд, первые люди на Луне, и т.д. и т.п. Самая могущественная страна мира – повелитель. Скоро искусственного человека/киборга сделает. А доллар и подавно всех в кулаке держит – только за него нефть продают и покупают. И ФРС печатает их сколько захочет – не имеет он золотого стандарта. Зато отлично обеспечен военной мощью Соединенных Штатов – чуть что, и мы летим к вам. Как летали уже в Сербию (прямо в ночь православной Пасхи бомбили), в Ирак (хотя никой бомбы у Саддама не нашли), Ливию вместе с французами растерзали (потом, правда, «благодарные ливийцы» американского посла убили). Я уже не говорю про чудовищные бомбардировки Гамбурга и Дрездена в конце Второй мировой войны, или про атомную смерть Хиросимы – надо же показать, кто на земле хозяин. Вот только от вьетнамцев в 1975 году драпали янки из Сайгона на своих супер-вертолетах как миленькие…
С точки зрения России (и даже отчасти старой Европы) Америка – это как бы другая планета. (О европейском взгляде на Америку – читай у М.Хайдеггера). Основанная переселенцами-эмигрантами, она впитала в себя дух авантюры вместе с республиканским просвещением англо-французских рационалистов и пуритан. Фундамент её национального здания залит кровью миллионов перевезенных из Африки черных рабов и почти целиком уничтоженных коренных жителей континента – индейцев. Победа Америки – это победа буржуазного предпринимательства, это цивилизация денег в предельном смысле слова. Америка вообще не столько государство, сколько гигантская торгово-промышленная корпорация, декорированная демократическими процедурами, главной из которых являются президентские выборы, меняющие в основном фотографии жен на столе хозяина Белого дома. На самом деле Америкой правят владельцы мировых денег, примерно 300 семейств. Рядовые американцы (я имею в виду, разумеется, «идеальный тип») настолько вписаны в товарно-денежные отношения, что им редко приходят в голову другие жизненные цели и мотивации. В этом тайна американской стабильности. Они никогда не знали «тайной свободы» – их тайны прежде всего банковские.
Разумеется, Америка сказанным не исчерпывается. Я нарочно огрубляю ситуацию, чтобы ярче выявить доминанты. К сожалению, Америка не создала своей высокой культуры – только высокоразвитую техническую цивилизацию и связанные с ней бытовые и социальные стереотипы. Лучший американский писатель – это Марк Твен со своими Томом Сойером и Геком Финном. Но уже героиня американского национального эпоса «Унесенные ветром» (и книги, и фильма) Скарлетт яростно утверждает: «Клянусь Богом, я украду или убью, но я не буду голодать». В сущности, в лице своего воинствующего протестантизма Америка вернулась из христианства в Ветхий завет, в иудаизм. Их вдохновляет сила Бога-Отца, но не жертва Бога-Сына или неслышное дуновение Духа. Джаз, рок, мюзиклы, «Звездные войны», «Плейбой», леди Гага – вот мейнстрим Америки. Там нет ничего вверху и внизу, всё в середине. По исторической мерке, это страна-подросток. Александринский театр в Санкт-Петербурге старше её.
Любопытно, что заслуженный «красно-голубой революционер» Эдичка Лимонов, несущий в своих книжках ахинею о каких-то богах, которые нас «едят» – и тот, оказавшись в 1970-х годах в Нью-Йорке, высказался вполне четко о царящих там нравах: такая же номенклатура, как в СССР, только там партийная, а в Америке денежная. А всё остальное – «не моя проблема». О Достоевском – о его отношении к Америке – я уже писал.
Лучше всех, как обычно, выразился Пушкин: «С некоторого времени Северо-Американские Штаты обращают на себя в Европе внимание людей наиболее мыслящих. Не политические происшествия тому виною: Америка спокойно совершает свое поприще, доныне безопасная и цветущая, сильная миром, упроченным ей географическим ее положением, гордая своими учреждениями. Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованием нравов и постановлений американских, и их наблюдения возбудили снова вопросы, которые полагали давно уже решенными. Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось. С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую — подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принужденный к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами» (А.С.Пушкин. «Джон Теннер» // «Современник», 1836, кн. 3).
Ай да Пушкин, ай да сукин сын!
У Соединенных Штатов, несомненно, есть своя миссия, свой цивилизационный габитус – американская мечта. Предел этой мечты – создание постчеловеческого мира. Тут Америку ждет Китай – другой претендент на постчеловечество. Что касается России, то Америка с ней сходится редко – во времени (например, Вторая мировая война), и постоянно в пространстве (Берингов пролив – около 4 км между островами). Но метафизически Россия с Америкой настолько разные, что им лучше держаться друг от друга подальше. Iedem das seine, как говорят немцы.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, член Союза писателей и Союза кинематографистов России, член исполнительного Совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга