Как сообщалось, Президент России Владимир Путин провел переговоры с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном. Итоги встречи подвел в интервью «Русской народной линии» известный политолог-международник, д.ф.н., профессор, декан факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России Юрий Косов.
14 лет назад, когда блок НАТО начал войну против Югославии, мы помним, что американцы пригласили Евгения Примакова, в то время премьер-министра России, и он находился в самолете над Атлантическим океаном, когда из СМИ узнал, что самолеты НАТО совершили первые боевые вылеты и нанесли удары по территории Югославии. Он летел как раз на переговоры по вопросу о том, как избежать этой войны, т.е. войну начали, даже не поставив в известность Россию.
Сейчас ситуация в Сирии аналогична. Перед визитом английского премьера был визит в Москву госсекретаря Дж. Керри, с ним тоже эти проблемы обсуждались. Понятно, что Кэмерон прилетел с незапланированным срочным визитом. США и Великобритания - очень близкие союзники, как полушутя часто говорят, Великобритания - это 51-й штат Америки. Есть традиция, что когда какие-то сложные вопросы американское руководство не может или не хочет разрешать само, оно поручает это сделать Великобритании. Я вижу прямую связь между визитом Кэмерона и визитом Керри в Москву. С Керри также были достигнуты определенные договоренности, например, о том, что в Ирландии на встрече G-8, где председательствует Великобритания, пройдет рабочая встреча президентов России и США, которые намерены подписать целый ряд серьезных соглашений по кибербезопасности. Такого соглашения ещё ни одна страна не подписывала. Это вероятность допуска друг друга в киберпространство. Но, видимо, в переговорах с американским представителем не было никакого прогресса по сирийскому вопросу.
Мы видим некоторое сближение позиций Запада с Россией, но позиция России по Сирии явно мешает. Наверняка, Кэмерон пытался уговорить руководство России согласиться с намерением Запада принять меры по смещению Асада. Судя по сообщениям, которые приходят из Сирии, позиции Асада начинают укрепляться. То, что он так долго держится, показывает неспособность оппозиции с ним справиться. И если так пойдет дальше, то вопрос о том, чтобы его сместить, отпадет сам собой. То есть это некая точка невозврата, после которой режим Асада укрепится, что нежелательно для Запада. Это первый момент.
Следующий момент, видимо, заключается в том, что ужесточается позиция России в ответ на предложения создать запретные зоны для полетов над Сирией. Мы помним, что такие зоны были введены в Ираке, и последовало военное вторжение НАТО, затем ввели подобный запрет на полеты над Ливией - и последовали меры по уничтожению Каддафи. Результаты этих действий мы все видим. И сейчас, если над Сирией объявить зону, запретную для полетов, то понятно, что за этим пойдет внешнее вторжение. Пока у НАТО не будет полного превосходства в воздухе, они не введут туда наземные силы, потому что это означало бы для них огромные потери. Если сирийская авиация не сможет контролировать воздушное пространство, то это создаст условия для силовой акции. Мы видим, что Россия воздерживалась от поставок оружия в Сирию, но когда появились сообщения, что будет введены в одностороннем порядке зоны, запрещенные для полетов сирийской авиации, то пошла информация о поставках в Сирию комплексов С-300, которые способны поражать любые летательные аппараты, которые есть на вооружении в НАТО. Контракты на поставки были подписаны несколько лет назад, но, учитывая ситуацию в Сирии, Россия задерживала эти поставки. Сейчас Россия начала поставки этих комплексов, что делает невозможным введение режима «закрытого неба». Видимо, и этим тоже вызван визит Кэмерона.
Кроме того, сближение России и Китая настораживает Запад. Я только что вернулся из Китая, и там по всему видно, что новое поколение Китая настроено на сближение с Россией. Если раньше позиция Китая по отношению к мировым политическим проблемам была достаточно пассивная, то сейчас он активно включается и поддерживает позицию России. Китай тоже оказывает поддержку Сирии.
На сегодня роль России в мировой политике возросла. Все лидеры ведущих мировых государств ведут консультации с нашей страной по основным мировым проблемам. Россия оказалась в центре мировых глобальных процессов. В 2012 году Россия председательствовала в АТЭС, сейчас - в G-20, а 5-6 сентября в Санкт-Петербурге пройдет саммит, и Петербург станет экономической столицей мира. В 2014 году Россия будет председательствовать в «Большой восьмерке» наиболее развитых стран мира, а в 2015 году - в БРИКС. Кроме того, происходит раздел в мире, создание биполярности с двумя центрами - один в США и другой в Китае. Обе эти стороны интересует вопрос о том, с кем окажется Россия.
Запад предлагает сближение, при этом он не готов идти на компромиссы в таких важных вопросах, каким, например, является проблема Сирии, но при этом не хочет и отталкивать Россию. Наши восточные партнеры также хотят тесного сотрудничества. Россия сегодня оказалась в центре мировой политики. Это и хорошо и плохо одновременно. Иногда страны, оказавшись в центре мировой политики, взлетают вверх, оказываются центром силы, что приносит выгоды населению, повышается благосостояние, но иногда бывает и ровно наоборот, когда подобное положение приводит к разрушению страны. У нас есть печальный исторический опыт, когда во Второй мировой войне мы оказались в таком центре и были втянуты в самую разрушительную и кровопролитную бойню в истории. Пожелаем нашей дипломатии использовать создавшееся положение в фокусе мировых процессов для того, чтобы поднять и статус нашей страны, и уровень жизни нашего народа.