Оппозиционная акция 6 мая 2012 года не была самой многочисленной, но оказалась самой проблемной с точки зрения безопасности - протесты вылились в массовые беспорядки, завершившиеся задержанием ряда оппозиционеров и «болотным» уголовным делом, в рамках которого под следствием оказались несколько десятков человек.
В Госдуме объяснили РИА Новости «стагнацию протеста»: единороссы - усталостью от подобных акций, в ЛДПР и «Справедливой России» - утратой доверия к главным действующим лицам протестного движения, а в КПРФ - ужесточением закона о митингах.
Как и было запланировано, сбор участников начался в 18.00, а сам митинг - в 19.00. Люди проходили на площадь через рамки металлодетекторов, а ораторы выступали с небольшого грузовика, где установили звукоусиливающую аппаратуру. Использовать грузовик пришлось после того, как при монтаже сцены несколькими часами ранее погиб рабочий. Акция началась с минуты молчания в память о погибшем. К началу митинга на площади, по данным ГУМВД, было около 5 тысяч человек, в том числе примерно 300 журналистов, через час численность митингующих выросла до 8 тысяч человек, а затем начался отток участников. Организаторы акции заявляли о 30 тысячах участников. Митинг был согласован до 21.30, но закончился на полчаса раньше, и люди быстро разошлись.
Порядок на площади обеспечивали наряды полиции и дружинники. Когда число участников достигло 7 тысяч, полиция открыла часть сквера, чтобы люди смогли подойти ближе к сцене.
По данным МВД, в ходе мероприятия были зафиксированы два мелких инцидента, но никто не пострадал. В частности, полиция пресекла конфликт между несколькими людьми из-за содержания плаката и вывела их с мероприятия. Кроме того, 15-летний подросток зажег на площади файер, но его быстро потушили, а подростка задержали. Еще шесть человек были задержаны за то, что надели маски. В полиции сообщили, что после профилактической беседы всех отпустят.
В московской мэрии подтвердили, что митинг прошел в рамках договоренностей, без происшествий и нарушений и заявили, что претензий к организаторам нет.
Ведущими митинга были депутат Госдумы Дмитрий Гудков и телеведущая Татьяна Лазарева. На площадь приехали также политик Илья Яшин, журналисты Леонид Парфенов и Сергей Пархоменко, фигурантка "болотного дела" Мария Баронова. В качестве общественных наблюдателей присутствовали члены президентского совета по правам человека Юрий Костанов, Сергей Кривенко, Николай Сванидзе, Елена Тополева-Солдунова и Андрей Юров.
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин призвал оппозицию выдвинуть экс-депутата Госдумы Геннадия Гудкова единым кандидатом на выборах подмосковного губернатора 8 сентября. Сам Гудков-старший сказал РИА Новости, что согласится, если сможет стать кандидатом действительно объединенной оппозиции. Митрохин также призвал митингующих прийти проголосовать за единый оппозиционный список на выборах в Мосгордуму в 2015 году. Сейчас 35 мест в МГД занимают представители «Единой России» и 3 места у КПРФ.
Когда на сцену поднялась Лия Ахеджакова, собравшиеся начали скандировать «молодец». Актриса зачитала письмо из СИЗО одного из фигурантов «болотного дела» Владимира Акименкова, после этого из толпы снова послышалось «молодец». Поднявшийся на сцену журналист Олег Кашин неожиданно для всех исполнил a capella песню группы «Гражданская оборона» «Все идет по плану».
На выступлении писателя Бориса Акунина вдруг возникли проблемы с аппаратурой: техника зафонила и собравшиеся перестали его слышать, но через несколько секунд неполадки удалось устранить. В начале своей речи Акунин заявил, что если начавшиеся судебные процессы против «узников 6 мая» закончатся посадками, это будет означать установление в России полицейского государства.
Оппозиционер Алексей Навальный в привычной для себя манере задавал вопросы собравшимся и заявил, что, несмотря на заведенные против него уголовные дела, не прекратит политическую борьбу.
В конце митинга сопредседатель РПР-ПАРНАС Борис Немцов, открывавший акцию, заявил, что резолюция по итогам акции приниматься не будет. Однако, добавил он, оппозиционеры по-прежнему требуют освобождения политзаключенных, поправок в конституцию, новых думских и президентских выборов и усиления общественного контроля за властью и расследованием фактов коррупции. Большинство собравшихся эти требования поддержали. Акция закончилась выступлением группы «Аркадий Коц» с песней «Стены рухнут».
Политолог Дмитрий Абзалов назвал численность акции на Болотной максимальным ресурсом оппозиции и заявил о стабилизации протестного движения. «Это при том, что не было шествия, что хорошая погода. Таким образом, можно говорить, что протестная база сформировалась, она в основном городская, региональная составляющая совсем небольшая», - сказал политолог.
Член федеральной Общественной палаты политолог Вероника Крашенинникова согласна, что численность акции показывает истинные силы оппозиции - по ее мнению, это немногочисленная группа людей, критикующих власть. «В любом государстве существует небольшой процент людей, которые критикуют все и вся… Существует критика, которая направлена на решение проблем государства, она необходима любому государству, она позитивна. Но есть и критика, которая направлена на разрушение государства», - сказала политолог.
Политолог Владимир Слатинов полагает, что хотя протест стагнирует, он не умер вопреки значительным усилиям, предпринятым в этом направлении за последнее время. «Мы видим, что достаточно серьезное количество человек в Москве - представителей креативного класса - готовы выходить и заявлять о своей гражданской позиции. Тот факт, что несколько десятков тысяч человек выходит - он, конечно, властью будет учитываться. Например, не будет жестких решений по "болотному делу" или делу Навального», - считает эксперт.
Власть понимает, что каждое неосторожное действие может привести к радикализации протеста, пояснил Слатинов. С другой стороны, считает он, нынешнего количества протестующих недостаточно, чтобы подвигнуть власть к крупным политическим реформам. «Та степень активности, которая есть, недостаточна, чтобы власть увидела ее и пошла на политические реформы, как это было в декабре 2011-январе 2012 года», - сказал аналитик.
Крашенинникова также считает, что у оппозиции по-прежнему нет позитивной повестки. «Повестки как не было, так и нет, никакой конструктивной политической программы они до сих пор предложить не смогли», - сказала она. При этом, полагает эксперт, протестные лидеры вряд ли смогут создать такую повестку еще и потому что, за последний год оппозиция себя достаточно дискредитировала - детали экономической деятельности некоторых ее лидеров бросают тень на цели и методы их работы.
Такой же позиции придерживается политолог Дмитрий Абзалов. По его словам, участники протестных акций 2011-2012 годов ждут повестки, но пока не появилась ни она, ни конструктивные игроки, способные войти в легальную политическую борьбу.
По мнению Слатинова, единственным нюансом, который может перерасти в позитивную повестку оппозиции на митинге, стало заявление Митрохина о едином кандидате в губернаторы Подмосковья. «Это означает, что оппозиция готова играть по правилам, готова встраиваться в политический процесс, готова идти в легальное политическое поле для демонстрации легальной повестки дня… Выход Гудкова и его поддержка и внесистемной оппозицией, и частью системной оппозиции будет означать выход в легальное политическое поле, чтобы показывать позитивную повестку дня и мобилизовывать сторонников, пропагандировать себя», - пояснил Слатинов. Он отметил, что это заявление нельзя считать «качественным перерождением», однако оно показывает, что внесистемная оппозиция принимает правила игры, хоть и считает их несправедливыми.
При этом Абзалов считает, что губернаторские выборы в Подмосковье - хорошая возможность проявить себя в борьбе, но Гудков вряд ли сможет стать проходным кандидатом. «Гудков - бывший офицер КГБ, он бывший депутат, поэтому с электоральной точки зрения его сложно представить как молодого оппозиционера. Его фигура сильно отличается даже от его сына, и его протащить как единого кандидата будет сложно… Пока перспектив у Гудкова мало, тем более он не так активен и ресурсов у него не много», - сказал политолог.