В ходе исследования «Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры» было выявлено, что молодежь испытывает серьезные проблемы с социальной самоидентификацией. Нет устоявшегося видения структуры российского общества и своего места в ней. Исследование, подготовленное «Лабораторией Крыштановской», публикует интернет-журнал «Гефтер».
Разрушение советского общества привело и к смерти трехчленной конструкции общества. Словосочетание «рабочий класс» вовсе не используется современными молодыми людьми. Крестьянин заместился фермером или бизнесменом, который занимается агробизнесом. Интеллигент в понимание нынешнего молодого человека — существо высокоморальное и невероятно вежливое. В этой трактовке категорию «интеллигенция» молодые люди к себе не применяют вовсе. По мнению молодежи, «средний класс» не связан ни с определенным уровнем образования, ни с уровнем заработка. Но зато респонденты проявляли твердую уверенность в том, что «у нас его нет». Понятие «обычный человек» гораздо больше приятия в молодежной среде. Молодые люди перестали отличать понятия «рабочий» и «работник». Слово трудящийся повсеместно вышло из употребления.
Молодые люди мало интересуются политикой. Среди опрошенных лишь каждый четвертый признался, что политика занимает его. Студенты более аполитичны, чем работающая молодежь. Наибольший интерес к политике проявляют молодые специалисты с высшим образованием. В молодежной среде используются и такие понятия для идеологической самоидентификации, как «я — адекватный», «я — умеренный», «я — толерантный фашист», «я — имперец» и проч. Либерально-демократические взгляды являются самой распространенной идеологией в среде городской молодежи. Более 90% молодых людей уверенно заявляют, что нет партии, выражающей их интересы.
Чем моложе респонденты, тем устойчивее в их среде представление о России как о великой державе, с мнением которой считается весь мир. С возрастом идеалистическое представление о России все более заменяется скептическим. Взгляд, доминирующий у людей постарше, содержит все более отчетливые скептические нотки: да, Россия — великая, но распадающаяся держава. Она близка к катастрофе. В России происходит быстрая деградация многих жизненно важных сфер: образования, культуры, медицины, производства, морали. Несмотря на практически поголовную уверенность респондентов в особом пути России и определенной гордости за это, ее величие представляется им не фактом настоящего, а делом будущего, неким далеким проектом.
Молодые люди без раздумий называют прошлое России славным, вспоминают всемирно известных деятелей искусства, науки, великие победы. Будущее страны для них также является неоспоримо прекрасным. Молодые люди верят в волю народа к преодолению трудностей. Но о настоящем говорят в терминах: «тяжелые времена», «системный кризис», «страна на грани распада», «общая деградация». «Золотой век» был и еще будет, но пока мы должны жить в стране «ненормальной», которой неэффективно правят «воры и жулики», коррупционеры-чиновники и прочая нечисть.
Позитивнее других к России относятся молодые люди из рабочей среды, которая традиционно отличается большим патриотизмом. Самые негативно настроенные — студенты технических вузов. Патриотические настроения сильнее всего выражены в Сибири, на Урале и в южных регионах страны. Максимальным критицизмом отличается Центральный федеральный округ и
Москва.
Среди основных проблем России респонденты выделяют коррупцию, низкую социальную и правовую защищенность, транспортную проблему, менталитет и плохое управление ресурсами, а также алкоголизм и наркоманию. Коррупция воспринимается молодежью как всепоглощающее зло. Бедность и несправедливость, на взгляд респондентов, является неотъемлемой чертой российского общества.
Российская молодежь, независимо от социальной и региональной принадлежности, продолжает демонстрировать политическую культуру патерналистского типа. При этом тотальное недоверие власти объединяет все группы молодежи. Характерно, что для молодежи фактор демократичности выборов не является главенствующим.
Благодаря Интернету российская молодежь становится все более западно-ориентированной и склонной к либерализму. В социальных сетях появились многочисленные сообщества, объединяющие оппозиционеров, фанатов, волонтеров и др., которые представляют определенную угрозу стабильности, так как обладают значительным человеческим ресурсом и способностью быстрой мобилизации сторонников. Молодежные интернет-сообщества могут использоваться различными политическими силами. Войдя в контакт с молодежной группой, поняв ее интересы, опытный политик может простимулировать ее мобилизацию и управлять группой уже в своих интересах.
Меняются культурные стандарты. Читают теперь не только и не столько Толстого или Лермонтова, книги, написанные литературным языком. Основным «чтивом» молодых людей стали посты, твиты и коменты в социальных сетях, что ведет к упрощению русского языка, отхода от прежних литературных норм. Формируется массовая культура, участниками которой становится все большее количество людей. Расширение публичного пространства с неизбежностью ведет к падению культурных норм, требований к грамотности и стилистической стройности текстов.
Попытки власти пропагандировать элементы православной этики и патриотизма воспринимаются молодыми людьми с раздражением. Желая узнать официальную идеологию, они априори не доверяют ей и готовы тот же час начать ее уничтожать.
Единственная категория молодых людей, которая заявляет о поддержке действующей власти и избегает говорить о проблемах, — представители национальных меньшинств (в исследовании принимали участие члены этнических диаспор). Они являются надежной опорой Кремля и в ответах на вопросы часто отмечают положительные моменты деятельности правящей партии в их регионе.
Негативизм, охвативший молодежную среду, однако, не позволяет сделать вывод о том, что изучаемая социальная группа настроена революционно. Несмотря критический настрой к власти, респонденты не склонны к поддержке лидеров внесистемной оппозиции. 40% оценивают оппозицию как слишком слабую. Понятия «революция» и «оппозиция» в головах у респондентов — вещи принципиально разные. Оппозиция воюет за «свой кусок пирога», за государственные должности и не имеет никакого отношения к революции. Революцию же проводят герои, благородные рыцари, аскеты, готовые ради своих идеалов идти на смерть и кровавую битву. Молодые люди уверены, что революции все же не будет. Почти 80% респондентов не имеют своего мнения о том, нужна или не нужна революция России.
Молодым россиянам неприятны лидеры-интеллигенты. Респонденты ждут непогрешимого героя, образ которого можно было бы сравнить с образом Данко, освещающего путь народу во тьме своим вырванным сердцем. У него не может быть никаких слабостей, он должен быть беден и благороден. Респонденты хотят видеть в них что-то сакральное, что-то такое, что очевидно указало бы на их право вести за собой людей, возвышало бы их над другими. С этим связана популярность образа Путина: он воспринимается как житель Олимпа, окруженный завесой таинственности и управляющий неведомыми силами. Большинство респондентов негативно оценивают результаты его деятельности, но он видится «драконом», который занимает свой пост по праву обладания тайными выдающимися качествами. Борцом с этим «драконом» респонденты хотят видеть столь же монументальную личность.
Для молодых специалистов наиболее характерно желание куда-то уехать. Однако установлена зависимость: чем меньше молодой человек путешествовал, тем более он склонен к эмиграции. Чаще всего «мечтатели уехать» встречаются среди рабочих, имеющих наименьший опыт путешествий. Для поездок они в основном выбирают страны, в которых никогда не были. Среди российских городов экстерриториальной привлекательностью обладают, кроме Москвы, всего два города: Санкт-Петербург и Сочи.
Среди 22 россиян, которых условно можно назвать «кумирами» молодежи, первые места занимают:
Владимир Путин, Владимир Жириновский, Михаил Прохоров,
Дмитрий Медведев,
Алексей Навальный. Во всех группах, кроме рабочих, лидером предпочтений является Владимир Путин (несмотря на оппозиционный настрой специалистов и технарей, Путин и им представляется фигурой, самой значительной и могущественной в стране). Рабочим больше нравится Владимир Жириновский. Михаил Прохоров симпатичен гуманитариям, где больше всего поклонников и у Дмитрия Медведева.
Географическая картина предпочтений показывает, что «путинскими» являются Урал и Юг России. Жириновский лидирует в Центральном округе, а Прохоров — на Дальнем Востоке. Оппозиционер Алексей Навальный имеет наибольшее число симпатий на Северо-Западе. Медведев отстает от Путина значительно. Медведев не представляется молодым людям перспективным и интересным, они вспоминают о нем, скорее, по инерции, вспоминая его недавнее президентство. Это довольно странно, так как именно Медведев делал в своей политике ставку на обновление кадров и молодежь. Однако это не убедило юношей и девушек в том, что Медведев близок им по духу и готов защищать их интересы.
Среди политиков, которые пользуются уважением в молодежной среде, с заметным отрывом лидирует Владимир Путин. Хотя и критиков его среди молодежи немало, все же большая часть респондентов отмечали, что другого политика, с таким весом и влиянием, в России нет. Обсуждая политиков, молодежь приходит к выводу о том, что Путин — неплохая кандидатура на пост президента в том плане, что он «сильный человек», «достойная личность». Молодые люди полагают, что у Путина единственного хватает силы воли противостоять разлагающему влиянию власти. Именно в этом они видят его главное преимущество. Вне зависимости от отношения к личности президента, респонденты воспринимают Путина как неизбежность. Они понимают, что никто из оппозиционеров не может пока сравниться с Путиным по политической мощи.
Опрос проводился в декабре 2012 — феврале 2013 года. Метод сбора информации — фокус-группы и глубинные интервью. Метод анализа — качественный и количественный контент-анализ. Использовались одновременно социологические и психологические методы анализа.