Корнесловно-смысловой метод - это не столько набор приемов, который учитель может применить на уроках, но и образ мыслей, который обращает людей к корням слов, к корням отечественной истории, к корням собственного рода. Эти корни обретают глубинный смысл, поскольку мы осознаем, что уходят они в Отечество Небесное. Сборник «Корнесловные основы современного образования: от значений к смыслам» имеет в виду основы не только в почве отечественной культуры и истории, но и в истинах евангельских, без которых нет смысла ни в чем.
Мне очень нравится высказывание философа Ивана Васильевича Киреевского, в середине 19 века высказавшего соображение, современное и сейчас, о том, что «живые истины не те, которые составляют мертвый капитал в уме человека, которые лежат на поверхности его ума и могут приобретаться внешним учением, но те, которые зажигают душу, могут гореть и погаснуть, которые дают жизнь жизни». Корнесловно-смысловой метод оживляет мертвые знания, которые сейчас признаются определяющими в образовании. Мы говорим об информационном веке, информационных технологиях, а голая информация, не наполненная глубинными культурными связями, и есть мертвые знания, о которых говорит Киреевский. Корнеслов зажигает душу, дает жизнь жизни.
Практически это уроки, которые строятся на осмыслении ключевого слова изучаемой темы. Таких уроков в сборнике более десятка по разным предметам: точным и гуманитарным наукам, по дошкольному образованию. Опыт преподавания темы через осмысление ключевого слова открывает новые возможности перед учителем, дает возможность образовываться душе ученика, понимать, что каждое слово научает нас чему-то. Об этом пишет Василий Васильевич Семенцов во вступительной статье «Смысл и значение слова учителя, обращенного к ученику». Он пишет об иконографии слова, о том, что слово может служить образцом для ученика. Каким образом?
Например, слово «свет», которое встречается и в биологии, потому что без света невозможен фотосинтез, и в физике (световые явления), и в математике (луч), и в литературе, где наличие или отсутствие света в стихотворении определяет его содержание. «Свет», «еллиус», светоносное начало научает тому, каким быть ученику. В Евангелии мы слышим слова Спасителя, обращенные к ученикам: «Вы - свет миру». Корнесловный метод служит тому, чтобы дети осознали, что они должны не только знать световые явления, но и нести свет в душе. Если обратиться к этому сущностному слову, то мы обнаружим, что такое любимое детьми слово как «радость» тоже светоносное, потому что радий-радость-ради-радуга - однокоренные слова, тоже означающие лучистую энергию. Сущностное осмысление темы, дающее не только возможность узнать значение слов, но и смысл, позволяет детям глубже проникнуть в изучаемую тему. Еще одно слово «благо», редко употребляемое в школе, очень существенно, потому что в корне слова заложено понятие «гелиос» - свет.
Мы учим детей быть благодарными на примере святого благоверного князя Александра Невского. На его житии мы с детьми в 8 классе изучаем его подвиг и научаемся быть благодарными, как святой Александр Невский, который взывал ко Господу неоднократно, но не забывал каждый раз благодарить Его.
Уроки, конспекты которых включены в сборник, посвящены различным темам. Тут есть и уроки по биологии о цветковых растениях, и закон всемирного тяготения, и свойства функции и графики по математике и уроки по словесности о происхождении речи. Сборник представляет собой не набор конспектов, а единое образовательное пространство, которое позволяет ученику восстановить утраченное единство явлений в исторических, природных и духовных процессах. Современное образование направлено на то, чтобы ученик анализировал составляющие части какого-то явления, но в ходе анализа разрушается целостность. Как раз задача учителей, обращающихся к корнесловно-смысловому методу, вернуть ребенку целостное представление о мире.
Примером такого синтезирования знаний является урок-семинар о воде, во время которого ребята постигают смысл слов «влага», «благодать» и «вода». Ученики поэтически осмысляют явления, связанные с водой, то есть с жизнью, так как без воды, так же, как без блага, жизни быть не может. По физике была тема о трех агрегатных состояниях воды, по биологии о фотосинтезе, на уроке русского языка и литературы читали стихи, посвященные воде, на географии говорили о суше, почве, морях и океанах планеты. Так в сознании детей восстанавливалась взаимосвязь происходящих в природе процессов от капли до океана. Дети потом написали небольшие поэтические зарисовки, из которых ясно было, что они поэтизируют процессы, происходящие в физике, химии и биологии.
Сборник еще интересен тем, что не только по горизонтали мы можем возвращать детям представление о целостности мира, которое есть у ребенка до школы, но затем дробится. В сборнике рассказывается о работе с детьми в старшей и в начальной школе, и с дошкольниками, и может быть приложено и к высшей школе. Корнесловное обучение возможно с того момента, когда ребенок начинает говорить. Особенно в раннем возрасте дети интересуются происхождением слов.
В заключение приведу слова епископа Иоанна (Шаховского), который говорил, что «всякое слово человеческое тащит нас». Отмечу, не случайно современная молодежь в своем сленге употребляет слово «тащиться». Епископ Иоанн пишет, что «лишь одно Слово Божие (хотя бы и в слове человеческом) - зовет нас, являя свою любовь. Слово же человеческое уговаривает и принуждает. Бог Живой есть величайшая свобода и милование. Этого милования исполнены мы должны быть, и тогда слово наше будет учить и освобождать. Явное учительство есть свидетельство; или, иначе сказать, - мученичество. Мученик по-гречески означает "свидетель", и свидетель (истины Божией в мире) есть всегда мученик. Ибо преодолевать ему надо терние собственного сердца и шипы диавола, и всего мира. Свидетельство есть явное учительство в мире». Так и хочу сказать об авторах этого сборника, что это призванные люди. Учительство - их призвание в высоком смысле этого слова. Василию Васильевичу Семенцову хотелось бы пожелать сил, чтобы он успевал и дальше учительствовать, обобщать свои знания, потому что до каждого из нас доходит его слово. Слово Александра Семеновича Шишкова, горячего патриота и основоположника корнесловного метода, обретает новую жизнь в трудах Василия Васильевича.