Светлана Щукина: Корнесловный метод - это образ мысли

Вышел в свет сборник учебно-методических материалов «Корнесловные основы современного образования: от значений к смыслам»

ДелоРус 
0
834
Время на чтение 5 минут
В 2013 году вышел в свет сборник учебно-методических материалов «Корнесловные основы современного образования: от значений к смыслам». Книга издана Православным Педагогическим обществом при поддержке Межрегиональной общественной организации Содействия возрождению культуры, духовности и патриотизма «Александро-Невское Братство». Выход сборника приурочен к 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. О значении книги рассуждает в интервью «Русской народной линии» один из ее авторов, учитель высшей категории Светлана Ференцевна Щукина. (Ранее своим мнением поделились председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов и учитель высшей категории Наталия Борисовна Лапшина).

Корнесловно-смысловой метод - это не столько набор приемов, который учитель может применить на уроках, но и образ мыслей, который обращает людей к корням слов, к корням отечественной истории, к корням собственного рода. Эти корни обретают глубинный смысл, поскольку мы осознаем, что уходят они в Отечество Небесное. Сборник «Корнесловные основы современного образования: от значений к смыслам» имеет в виду основы не только в почве отечественной культуры и истории, но и в истинах евангельских, без которых нет смысла ни в чем.

Мне очень нравится высказывание философа Ивана Васильевича Киреевского, в середине 19 века высказавшего соображение, современное и сейчас, о том, что «живые истины не те, которые составляют мертвый капитал в уме человека, которые лежат на поверхности его ума и могут приобретаться внешним учением, но те, которые зажигают душу, могут гореть и погаснуть, которые дают жизнь жизни». Корнесловно-смысловой метод оживляет мертвые знания, которые сейчас признаются определяющими в образовании. Мы говорим об информационном веке, информационных технологиях, а голая информация, не наполненная глубинными культурными связями, и есть мертвые знания, о которых говорит Киреевский. Корнеслов зажигает душу, дает жизнь жизни.

Практически это уроки, которые строятся на осмыслении ключевого слова изучаемой темы. Таких уроков в сборнике более десятка по разным предметам: точным и гуманитарным наукам, по дошкольному образованию. Опыт преподавания темы через осмысление ключевого слова открывает новые возможности перед учителем, дает возможность образовываться душе ученика, понимать, что каждое слово научает нас чему-то. Об этом  пишет Василий Васильевич Семенцов во вступительной статье «Смысл и значение слова учителя, обращенного к ученику». Он пишет об иконографии слова, о том, что слово может служить образцом для ученика. Каким образом?

Например, слово «свет», которое встречается и в биологии, потому что без света невозможен фотосинтез, и в физике (световые явления), и в математике (луч), и в литературе, где наличие или отсутствие света в стихотворении определяет его содержание. «Свет», «еллиус», светоносное начало научает тому, каким быть ученику. В Евангелии мы слышим слова Спасителя, обращенные к ученикам: «Вы - свет миру». Корнесловный метод служит тому, чтобы дети осознали, что они должны не только знать световые явления, но и нести свет в душе. Если обратиться к этому сущностному слову, то мы обнаружим, что такое любимое детьми слово как «радость» тоже  светоносное, потому что радий-радость-ради-радуга - однокоренные слова, тоже означающие лучистую энергию. Сущностное осмысление темы, дающее не только возможность узнать значение слов, но и смысл, позволяет детям глубже проникнуть в изучаемую тему. Еще одно слово «благо», редко употребляемое в школе, очень существенно, потому что в корне слова заложено понятие «гелиос» - свет.

Мы учим детей быть благодарными на примере святого благоверного князя Александра Невского. На его житии мы с детьми в 8 классе изучаем его подвиг и научаемся быть благодарными, как святой Александр Невский, который взывал ко Господу неоднократно, но не забывал каждый раз благодарить Его.

Уроки, конспекты которых включены в сборник, посвящены различным темам. Тут есть и уроки по биологии о цветковых растениях, и закон всемирного тяготения, и свойства функции и графики по математике и уроки по словесности о происхождении речи. Сборник представляет собой не набор конспектов, а единое образовательное пространство, которое позволяет ученику восстановить утраченное единство явлений в исторических, природных и духовных процессах. Современное образование направлено на то, чтобы ученик анализировал составляющие части какого-то явления, но в ходе анализа разрушается целостность. Как раз задача учителей, обращающихся к корнесловно-смысловому методу, вернуть ребенку целостное представление о мире.

Примером такого синтезирования знаний является урок-семинар о воде, во время которого ребята постигают смысл слов «влага», «благодать» и «вода». Ученики поэтически осмысляют явления, связанные с водой, то есть с жизнью, так как без воды, так же, как без блага, жизни быть не может. По физике была тема о трех агрегатных состояниях воды, по биологии о фотосинтезе, на уроке русского языка и литературы читали стихи, посвященные воде, на географии говорили о суше, почве, морях и океанах планеты. Так в сознании детей восстанавливалась взаимосвязь происходящих в природе процессов от капли до океана. Дети потом написали небольшие поэтические зарисовки, из которых ясно было, что они поэтизируют процессы, происходящие в физике, химии и биологии.

Сборник еще интересен тем, что не только по горизонтали мы можем возвращать детям представление о целостности мира, которое есть у ребенка до школы, но затем дробится. В сборнике рассказывается о работе с детьми в старшей и в начальной школе, и с дошкольниками, и может быть приложено и к высшей школе. Корнесловное обучение возможно с того момента, когда ребенок начинает говорить. Особенно в раннем возрасте дети интересуются происхождением слов.

В заключение приведу слова епископа Иоанна (Шаховского), который говорил, что «всякое слово человеческое тащит нас». Отмечу, не случайно современная молодежь в своем сленге употребляет слово «тащиться». Епископ Иоанн пишет, что «лишь одно Слово Божие (хотя бы и в слове человеческом) - зовет нас, являя свою любовь. Слово же человеческое уговаривает и принуждает. Бог Живой есть величайшая свобода и милование. Этого милования исполнены мы должны быть, и тогда слово наше будет учить и освобождать. Явное учительство есть свидетельство; или, иначе сказать, - мученичество. Мученик по-гречески означает "свидетель", и свидетель (истины Божией в мире) есть всегда мученик. Ибо преодолевать ему надо терние собственного сердца и шипы диавола, и всего мира. Свидетельство есть явное учительство в мире». Так и хочу сказать об авторах этого сборника, что это призванные люди. Учительство - их призвание в высоком смысле этого слова. Василию Васильевичу Семенцову хотелось бы пожелать сил, чтобы он успевал и дальше учительствовать, обобщать свои знания, потому что до каждого из нас доходит его слово. Слово Александра Семеновича Шишкова, горячего патриота и основоположника корнесловного метода, обретает новую жизнь в трудах Василия Васильевича.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Ференцевна Щукина
«Мне бы хотелось, чтобы она шла в дома к людям»
В Князь-Владимирском соборе состоялась презентация книги «Дети–детям. Ключ к победе»
04.09.2013
Все статьи Светлана Ференцевна Щукина
ДелоРус
К 300-летию перенесения мощей св.блг.кн. Александра Невского в Санкт-Петербург
На Неве состоится реконструкция церемонии встречи мощей Александра Невского с участием кораблей петровского времени
03.09.2024
«Для нас важна победа не только над врагом, но и над собой»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный XIV Всероссийский молодежный военно-исторический форум «Александровский стяг»
05.07.2024
«Слава русскому оружию!»
В деревне Самушкино состоялся военно-патриотический фестиваль
18.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06