О многопартийности в России и партии Николая Старикова в интервью «Русской народной линии» рассуждает известный петербургский политолог, доктор философских наук профессор Сергей Викторович Лебедев.
Когда партий много, то это реальный показатель того, что никакой многопартийности нет. Когда одна партия у власти - это не очень хорошо, какие бы гениальные люди ни стояли во главе её. Ведь чтобы была реальная оппозиция, партий не должно быть много. Партия - это организация единомышленников, которые ставят перед собой политические цели, решаемые политическими средствами. Главная задача партии - это приход к власти или как минимум, влияние на власть. Например, в Финляндии, помимо «горячих» финских парней и девчат, живут ещё шведы, а это около 6% населения. Их интересы выражает Шведская народная партия Финляндии. Понятно, что эта партия там никогда не придет к власти, но поскольку Финляндия всё-таки демократическая страна, то 6% избирателей - это очень серьезно. В результате какая бы финская коалиция у власти ни была, шведы всегда получают парочку министерских портфелей.
Когда же у нас речь идет о десятках партий, если не о сотнях, то кто из них может реально претендовать на власть? По сути, у нас две реальных партии - КПРФ и партия власти. Все остальные партия - несерьезно. Я восхищаюсь Николаем Стариковым, с большим интересом читаю его статьи, но его политической партии ничего не светит. Равно нет никаких перспектив и у других наших патриотических, православных и монархических партий.
Рассмотрим, почему у нас так сложилось. Партия отражает интересы какой-то определенной части общества. Эту часть общества можно называть классом, конфессией, этносом или ещё как-нибудь. Сейчас у нас общества, к сожалению, нет. Существует лишь масса индивидов. Поэтому хотя политологи уже 20 лет говорят о том, что как только экономика упадет, то народ выйдет на улицы, они всякий раз оказываются неправы. Экономике уже и падать дальше некуда, а народ на улицы всё не выходит. У нас нет как такового рабочего класса, нет крестьянства. Класса буржуазии тоже нет. Либералы и коммунисты говорят, что в России сейчас капитализм, но, видимо, они не читали не только Карла Маркса, но и Адама Смита. Капитализм - это несправедливое деление растущего национального богатства. У нас же всё, что было создано при советской системе, расхищается. А нажитые на этом деньги тратятся на личные интересы кучки людей, для которых покупаются яхты, спортклубы и т.д. Дальше этого их фантазия не поднимается. Так что капитализма у нас тоже нет.
На сегодняшний день в России нет четко выраженных классов и социальных групп, поэтому нет и партий, которые могли бы защищать их интересы. Нет возможности для создания партий, которые бы отражали интересы определенного класса. В итоге множество создаваемых партий - это не более чем «клубы любителей» с идеей, что хорошо бы что-то сделать так-то и так-то. Как наша экономическая система далека от капитализма, так и наша политическая система далека от демократии. Это плохо, потому что никто не может предложить альтернативу существующему порядку. Я имею в виду серьезную альтернативу, а не лозунг «Долой Путина!».
В начале ХХ века реально существовали серьезные партии, тогда существовали четко выраженные классовые и социальные группы, были реальные политические условия. Сейчас просто нет возможностей для создания оппозиционных партий. Такова особенность современной России. Поскольку наше общество есть сумма индивидов, и никакой многопартийности нет, то когда кто-то заявляет о том, что партия выражает интересы среднего класса, крупного капитала или абстрактных трудящихся, то это, к сожалению, только лозунги. В этом есть один положительный момент, а именно то, что так называемые «креативщики» не смогут создать реальную базу, потому что "креативный класс" - это тоже только совокупность индивидов. Иначе, если бы они дорвались до власти, то повторилось бы то, что было при Горбачеве.
3. Ответ на 2., Потомок подданных Императора Николая II:
2. Ответ на 1., Николай Смирнов:
1. Россия давно нуждается в нормальной правой партии!