О проблемах, которые будут подняты на конференции, рассуждает в интервью «Русской народной линии» руководитель Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач.
В этой связи вспоминается история, которую в одной из своих работ описал известный русский философ Иван Александрович Ильин:
«В 1921 году в советском трибунале, среди других православных священнослужителей, «судившихся» за укрывание священных сосудов и впоследствии расстрелянных, был иеромонах одного из московских монастырей о. Телегин. Его открытая, героическая защита своей правоты потрясала присутствующих и смущала «судей».
«Вы, что же, будете монархист?» - ехидно спросил его один из «судей».
Грозно ударил по «судейскому» столу исповедник. «А кем же я еще могу быть, если не монархистом?!» - был его ответ...»
Действительно, для православных людей монархия - это библейски обоснованная форма правления, которая была установлена Богом в Ветхом Завете и затем получила развитие в новозаветное время. Византийская Империя является максимально возможным идеалом государства с точки зрения православного мировоззрения. Однако, в школах и вузах очень мало говорится об истории Византии, поэтому для современного человека очень сложно понять, что такое православная монархия.
Если смотреть на монархию просто как на одну из форм правления, то вполне возможно, что она имеет какие-то свои недостатки. Но отличие монархии от других форм, например от демократии, заключается в том, что, кроме того, что эта форма правления основана на Священном Писании, это ещё и форма правления, при которой общество ощущает себя единым целым, как общество-семья. Поэтому, когда это общество передает власть монарху, то видит в нем своего отца и покровителя, а сам Монарх видит в этом особое служение Богу. Сегодня, к сожалению, у нас совершенно другой взгляд на власть, как со стороны самой власти, так и со стороны граждан. Власть рассматривается как средство для обогащения, как временная случайная ситуация, в которой оказывается человек. Такой человек совершает многие действия в ощущении того, что скоро он лишится власти.
Есть ещё одно важный момент. Именно с монархией исторически многие граждане связывают лучшие периоды в отношениях государства и Церкви. Сегодня у многих людей есть ощущение того, что приближается конец света. При наличии апокалиптических настроений, конечно, говорить о восстановлении монархии не приходится. Во многом ощущение того, что монархию невозможно восстановить, несмотря на то, что многие видят в ней положительные моменты, говорит о том, что люди просто не верят в то, что христианские принципы, по которым живет Церковь, могут стать доминирующими в обществе. У многих, к сожалению, нет видения того, что Церковь может развиваться, что наше православное мировоззрение может влиять на мнение большинства. Несмотря на то, что мы об этом говорим, в душе мы в этом сомневаемся. Поэтому сомневаемся и в том, что можно восстановить монархию.
Наш народ, наша нация пережила в течение ХХ века этнический надлом. Люди уже не думают о будущей судьбе страны, а думают о том, как выжить. В этом тоже отличие монархического образа мыслей от современного. Обществу навязывается «клиповое» сознание, когда у человека отсутствует исторический взгляд на события - мы не меряем столетиями, а все меряем сегодняшним днем. У наших соседей, китайцев, есть стратегия развития до 2050 года. У нас такой стратегии нет. Действия власти и общества носят «реакционный» характер, как реакция на определенные события и вызовы.
Почему у нас этого нет? Потому, что до сих пор Россия в полной мере не является суверенным государством. Ценности и идеалы, которые есть в нашем народе, не могут полностью реализоваться потому, что во многом мы зависим от внешних факторов. Это произошло в 90-е годы, а может и раньше. А сейчас мы продолжаем находиться в этом состоянии. Когда мы говорим о монархии, то в первую очередь надо говорить о самодержавии как о суверенитете, о самостоятельности управления судьбой страны. Следующий этап - это воцерковление, без этого монархия невозможна. А уже как результат такого сложившегося мировоззрения у людей, можно будет говорить о восстановлении монархии. Во всех остальных случаях это будет просто некая бутафория. Об этом говорил упоминавшийся уже Иван Ильин, что для восстановления монархии необходим период национальной диктатуры.
Отрадно отметить, что граждане, отвечая на вопросы ВЦИОМа, оперирующего понятием «монархия», относятся к этому слову вполне серьезно. Люди понимают, что монархия - это не просто смена декораций, это совершенно иные принципы государственного, общественного и политического устройства, в том числе и взаимоотношений Церкви и государства. И так как сумма необходимых решений достаточно широка, то люди склоняются к тому, что в ближайшем будущем восстановление монархии невозможно. При этом многие отмечают, что именно в этой форме правления есть большие плюсы.
Сегодня мы видим тягу людей к стабильности, порядку и консолидации общества. Свойство быть обществом-семьей присуще нашему человеку. И когда появится взаимная ответственность и солидарность, тогда можно будет серьезно говорить о монархии.
10. Ответ на 9., Потомок подданных Императора Николая II:
9. Ответ на 8., Hyuga:
8. Ответ на 5., Потомок подданных Императора Николая II:
7. У Бога все возможно...
6. Без воцерковления народа монархия невозможна
5. Ответ на 4., Hyuga:
4. Согласен, но
3. Останов получился - нет единства
2. "... сумма необходимых решений достаточно широка..."
1. Re: Без воцерковления народа монархия невозможна