«В лучшем случае она помогает школьнику находить интересующие его знания, в худшем случае превращается в место “тусовки”, где дети по большому счету тратят время попусту. Везде в таких школах авторитет учителя ставится под вопрос. Сейчас всю необходимую информацию можно получить из интернета. Учителя оказываются в новом для них положении, когда они из “транслятора” абсолютного знания превращаются в “организатора” получения нового знания и вынуждены доказывать детям и их родителям, почему следует обращаться именно к ним – при наличии множества других источников», - заявил В.Болотов.
По мнению вице-президента РАО, «другая общемировая тенденция – отсутствие у детей свободного времени»: «И у нас, и во многих других странах дети жалуются, что родители пытаются, помимо школы, отправить их во множество секций – от музыкальных до боксерских. В результате ребятам “некогда жить”». Ответом, полагает В.Болотов, «может быть сокращение обязательной школьной программы и развитие дистанционных форм обучения, когда часть занятий будет проходить на дому, в более свободном режиме».
Прокомментировать высказывания Виктора Болотова мы попросили священника и педагога, кандидата физико-математических наук, клирика Рязанской митрополии протоиерея Сергия Рыбакова.
«Эти заявления не новы. Я встречал такие заявления у ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова ещё в 2000 году. Это повторяется и воспроизводится почти дословно как некая программа ликвидации школьного образования.
На самом деле здесь делается принципиальная подмена в сопоставлении знаний и информации. Отсюда и место, и значение учителя абсолютно искажено. Учитель не есть просто передатчик информации. Учитель – носитель знания. А как сказано у св. Фомы, «это единство обладает такой природой, что в акте познания познающий и познаваемое образуют таинственное соединение». Миссия учителя – вести за собой учеников. В нашем классическом образовании образ учителя был всегда как человека, указывающего дорогу идущим за ним ученикам, а в трудные минуты он мог, как говорится, “взять их на свои плечи”.
К сожалению, сейчас та идеология, которую снова озвучил Виктор Болотов, уже привела к катастрофе. Ученики уже не имеют ни информации, ни знаний. Они не умеют пользоваться информацией, не могут укладывать её в логические конструкции и систематические знания.
Уже достаточно четко прослеживаются ещё два тезиса. Первое, это отказ от фундаментальности, научности и предметоцентричности образования. Всё это у Кузьминова и раньше было озвучено, а сейчас частично воспроизводится в разных документах и высказываниях отдельных чиновников. В целом это всё складывается в продуманную систему разрушения классической школы. Уже по тому, что мне приходится наблюдать в вузе, студенты не умеют решать простейших квадратных уравнений, не знают, что такое логарифм, нет элементарных понятий по тригонометрии, подчас даже дробей не знают. Вот к чему привел отказ от учителя, как носителя знаний, показывающего, как и что надо делать. Аналогичным образом деформированы и знания по русскому языку, потому что деформировали методику преподавания. Если к этому добавить деформацию нравственных норм, которая подчас практикуется в школе введением языческих, а подчас и оккультных методик, то мы будем и дальше наблюдать развал нашего традиционно высокого классического образования.
Я не берусь судить о конкретном лице, которое высказывается в поддержку таких планов, но очевидно, что сами эти планы созрели и сформировались совершенно отчетливо у тех людей, которые понимают, как надо разрушать образование. Но озвучивать эти идеи могут лица, которые восприняли их не по злобному умыслу с целью разрушения, а по некому недопониманию происходящего и того, к чему это может привести. Если посмотреть внимательно на философские проблемы образования, исходя из антропологии, что есть ребенок, что есть человек, если рассматривать его как какой-то переходный этап “от обезьяны к киборгу”, то это будет одна система воззрений на образование и место учителя в ней. А если рассматривать образование человека с традиционной православной точки зрения, то получается совсем другая картина. К сожалению, у нас многие люди смотрят на всё с точки зрения каких-то фантазий».
2. отказ от учителя давно состоялся
1. Re: «Это заявление укладывается в продуманную систему разрушения классической школы»