Сегодня, 13 марта, исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося русского педагога Антона Семеновича Макаренко. В 1988 году ЮНЕСКО назвало четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.
В связи с этим юбилеем в студии телеканала «Россия» прошло обсуждение творческого наследия А.Макаренко. Программу вел Андрей Максимов. В дискуссии приняли участие Евгений Ямбург, Александр Кушнир и Александр Гезалов. Читателям «Русской народной линии» предлагаем видеозапись программы.
О значении педагогического наследия Антона Семеновича Макаренко в интервью «Русской народной линии» рассуждает доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета Владимир Михайлович Меньшиков.
«Влияние Макаренко на наше общество сказалось, прежде всего, его художественными произведениями. "Педагогическая поэма" стала тем произведением, которое дало путевку в жизнь десяткам, а, может быть, и сотням тысяч учителей. Эта книга стала триумфом советской и мировой педагогики. Макаренко действительно гениальный педагог, которому нет аналогов в мире. Нигде в мире не смогли из "потерянных" детей сформировать достойных людей. Взгляды Макаренко оказали определенное влияние на советскую педагогику. Макаренко – это уникальная фигура, которая требует определенного осмысления.
Макаренко стал жертвой "перестроечного" времени. Основной причиной этого стал нелепый упрек в том, что он носил военную форму. Он работал в системе ГПУ, поскольку именно ВСК было поручено заниматься детскими домами. Непонятно, какую иную форму одежды при этом он мог носить? Можно себе представить уровень дикости тех людей, которые клеймили Макаренко как диктатора только за то, что он носил военную форму. Это не поддается никакой логике. Трудно себе представить, что в какой-то ещё стране найдутся такие люди, которые начнут третировать гения за форму одежды.
Сегодня нам предстоит глубоко осмыслить наследие Макаренко, оно ещё очень пригодится нам в педагогической деятельности, потому что там заложено столько прекрасных идей, что нам этого хватит ещё на многие десятилетия. В чем был секрет его системы? Во-первых, он давал каждому молодому человеку перспективу на достойное будущее. Во-вторых, он выстроил воспитательную систему как систему семейного воспитания, а именно комплектовал разновозрастные отряды. Это была гениальная находка. Макаренко надо понять и как педагога-художника. Он представил очень высокий уровень педагогики, который больше никому не удалось пока воспроизвести».